Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

khamdiya

Урок по русскому языку по программе " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:  ти согласных на письме;

- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: карточки с шагами учеб

- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкос ной деятельности, лента букв, схема-опора для написания Ь, презентация.


Ход урока:

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:  

- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности, лента букв, схема-опора для написания Ь, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

- Проверьте готовность к уроку.

Встаньте ровно и красиво

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнем урок.Слайд 2

Организация учебного процесса на этапе:

   Всё знакомо вокруг, тем не менее,

    На земле ещё столько всего,

    Что достойно, поверь, удивления!

-Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое?

- Как ученики узнают новое?

- Что мы закончили изучать на предыдущем уроке?

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:  

- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности, лента букв, схема-опора для написания Ь, презентация.

-Да.

-Определяют, что не знают, и сами находят способ. (Эталон)

- Мягкие и твердые согласные

звуки.

4.Построение проекта выхода из затруднения

-Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?

- Определите цель своей работы.

Слайд 11

- Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд12

- Я вам предлагаю работать по следующему плану.

Слайд 12 (анимация)

  1. Уточняем лексическое значение слова.
  2. Определяем мягкие согласные в слове и способ обозначения мягкости согласных.

- Мы должны поставить перед собой цель.

- Будем учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласным.

- Мягкий знак – показатель мягкости согласного.

5.Реализация построенного проекта

(фронтальная работа)

Слайд-13 (анимация) 

шест - шесть

1)- Прочитайте слова. Что обозначает слово шест?

- Что обозначает слово шесть? (анимация)

2)- Сравните слова шест и шесть по числу букв.

- Что можете сказать о числе звуков в данных словах?

- Как вы это объясните?

- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах?

 

- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?

- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? Подчеркните (ь) и букву, мягкость которой он обозначает.

- Какую важную роль он выполняет?

- Вернемся к словам из сказки. Какие слова еще были?

Слайд 14 (анимация)

пал?то, тен?

- Какой мягкий согласный звук вы слышите в слове пальто? Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме?

Аналогично - тень

- Какой вывод можно сделать?

А теперь по нашему помощнику диску послушаем правила  и проверим, правильно ли вывод мы сделали.

Слайд 15

Обобщим наши знания о мягких согласных

-  Каким образом обозначается мягкость согласных в русском языке?

Слайд 16

- Шест — это длинная палка.

-Шесть — это цифра и число.

- В слове шест на одну букву меньше.

- Количество звуков в данных словах одинаковое.

- Буква ь звука не обозначает.

-В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко.

- Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо произносить мягко.

-Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него.

-Может менять лексическое значение слова.

Пальто, тень.

- [л']

- ь

-Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается (ь).

- Да.

- Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными

 е, ё, ю, я, и и ь.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Физкультминутка

Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать.        -I

Мягкий  знак, мягкий  знак

Без  него  нельзя  никак

Без  него  не  написать

Тридцать,  двадцать,  десять,  пять.

Вместо  шесть  получим-  шест,

Вместо  есть  получим  - ест

Станут  пенками  пеньки

Уголками  угольки,

Банька  в  банку  превратится,

Вот  что  может  получиться

Если  будем  забывать

Мягкий  знак  в  словах  писать

-Какой ваш следующий шаг на уроке?

Отгадайте загадки, запишите  красиво отгадки.

Учащиеся по цепочке записываю отгадки на доске с комментированием.

Одну меня не съешь никогда,

А без меня – невкусна еда. (Соль)

Спит или купается, все не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь

У двух матерей

По пять сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы)

Проверка с доски

- На какие две группы можно разделить слова?

Работа устно фронтально.

- Научиться применять новый эталон.

Учащиеся отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске, объясняют написание с опорой на эталон.

- По количеству слогов, по вопросам кто? что? по местонахождению Ь в слове.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание?

Слайд 17.

 карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь  и запишите их в два столбика.

Поверка.       Слайд 18

(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

- Какова роль Ь в этом случае?

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

- Какой из двух согласных произносится мягко?

- Какова роль Ь в этом случае?

- Какой вывод можем сделать?

- У кого есть ошибки? В чем они?

- Сделайте вывод.

-Нужно выполнить самостоятельную работу.

карась             яблонька

апрель            альбом

лошадь          пальцы

-Стоит в конце слова после согласной.

- Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.

- Стоит в середине слова между двумя согласными.

- Согласный, который стоит перед Ь.

- Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.

- Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма.

Учащиеся называют свои ошибки.

- Нам надо потренироваться в написании слов с мягким знаком.

8. Включение в систему знаний.

Запись предложения под диктовку на доске.

Как на тоненький ледок выпал беленький снежок. (Из народной песни.)

Назовите мягкие согласные. Как обозначена их мягкость?

В каких словах есть орфограмма-буква – ь для обозначения мягкости согласных. Где она находится?

- В каком слове все согласные звуки мягкие?

Диктант «Плюс-минус» (выполняют учащиеся в таблице)

Слайд 19

Послушайте задание в стихах

«Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове нет его,

«Минус» напиши в ответ.

А теперь выполните его.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

Слайд 20

Самопроверка, сверка с образцом, самооценка.

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод.

беленький

- Мы хорошо усвоили новую тему.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Какое затруднение было на уроке?

Слайд 21

- Мы  с ним справились?

- Оцените свою работу на уроке. Выберите высказывание и нарисуйте Смайлика: 

Слайд 22

ПОНЯЛ, МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ

ПОНЯЛ, НО НУЖЕН ТРЕНИНГ

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯСлайд 23

Домашнее задание.

  1. стр. 125 правило; упр. 206

- Не знали о каком слове шла речь (шест - шесть).

- Не знали, как обозначить мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласной буквой.

- Не могли обосновать свою запись.

- Да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак- показатель мягкости согласного на письме"

Цели: Формировать умения писать слова с мягким знаком.                 Формировать умения сравнивать количество звуков ...

урок обучения грамоте по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука" второй в теме. Разработан на основе учебника В. Горецкого " Азбука" УМК "Школа России". В уроке использована презента...

«Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Школа России», разработанный в технологии деятельностного метода. Тип урока – «открытие» нового знания.На уроке ученики самостоятельно откроют  новое знани...

Урок русского языка по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова"

Урок русского языка, УМК  система Л.В. Занкова  Класс: 2Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.Тип у...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."

Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...