Конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Демина Светлана Михайловна

Урок русского языка по программе "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока русского языка25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 А классе по программе «Перспективная начальная школа»

Тема: Состав слова

Учитель:  Демина Светлана Михайловна

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

Громко, чётко говорим.

И тихонечко сидим.

И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

А теперь прикоснитесь ладошками друг к другу. Чувствуете тепло. Мысленно пожелайте друг другу добра и удачи.

- Каждый из вас, конечно, хотел бы, чтобы о нём сказали: «Он знает русский язык!» Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг к достижению  цели.

Подготовка к работе

Регулятивные (саморегуляция, контроль)

2. Актуализация знаний

Словарная работа, подводящая к теме урока

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

- Где мы можем найти название темы сегодняшнего урока?

- Прочитайте тему урока.

-Что уже знаем по теме? Что умеем? Чему предстоит учиться?

(разбирать слова по составу,  повторять знания о частях слова)

Мыслительные операции и учебные навыки

Коммуникативные (согласование действий с партнёром);

познавательные

(общеучебные);

регулятивные

 (коррекция, оценка)

3. Постановка учебной задачи.

 Слайд №1

- Что же такое состав слова? Когда ещё вам приходилось слышать слово состав? Давайте посмотрим на это слово с точки зрения его толкования и заглянем в толковый словарь.

Слайд №2

- Итак, какое это слово, судя по количеству значений? (Многозначное)

 -  Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие знания нам потребуются?

- А сейчас предлагаю посмотреть на нашу запись с точки зрения каллиграфии. Какие элементы написанных вами букв встретились вам чаще других? (Овал и полуовал)

- Запишите название темы в тетради каллиграфически правильно. (Состав слова)

- Оцените свою работу. 

- Пока мы с вами беседовали и записывали название темы урока, у Маши и Миши уже возник спор. Прочитайте об этом в учебнике

Слайд № 3

Знакомятся с новым понятием с разных точек зрения, ставят цели

Регулятивные

(целеполагание);

познавательные

(общеучебные, логические);

коммуникативные (построение речевых высказываний)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

(стр. 74-75)

- С чьим мнением вы согласны? Почему? А почему ошибся Миша? Все ли слова имеют такой же состав, как и слово ПРОВОДНИК?

(Нет, у каждого слова – свой состав, а слов очень много)

- А что нужно знать и уметь, чтобы не ошибиться? (Части слова, их место в слове, значение и назначение; умение делать разбор слова по составу)

- Да, действительно, слов в русском языке очень много, но сегодня мы сможем понаблюдать за целыми группами слов и посмотрим на них с точки зрения их состава. 

Составляют план достижения цели и определяют средства (рассматривание слов с разных точек зрения; алгоритм разбора слова по составу)

Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);

коммуникативные (построение речевых высказываний)

5. Первичное закрепление,

воспроизведение материала на новом уровне

6. Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 №79 – работа с Обратным словарём

(Словарный список: слова на –иха: ежиха, моржиха, слониха, портниха, лосиха, ткачиха, зайчиха, волчиха, паучиха; кроме слова  повариха )

- Когда мы уже работали с этими словами? (Когда изучали, как делаются слова)

- Итак, что можете сказать о составе этих слов? (Их состав одинаковый)

- Из каких частей состоит каждое слово? (Из корня, суффикса и окончания)

- Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно? ( Суффикс и окончание)

- Это придаёт им что-то общее? Что именно с точки зрения смысла? ( Суффикс –их- в словах-предметах показывает, что все эти слова женского пола; окончание –а – все слова – женского рода)

 - Разберём по составу первые 3 слова, используя алгоритм разбора. (Спрашиваю 3-х человек)

- Проверим.

  Слайд № 4

- У кого такой же разбор? Оцените свою работу

Физкультминутка

 № 80 – работа с  Обратным словарём

(Словарный список: слова на – ик: лобик, зубик, кубик, …., ёжик, чижик,…., гномик)

-Миша и Маша уверены, что каждое из этих слов состоит из 3-х частей. Вы согласны? Докажите. (У каждого из этих слов есть корень, суффикс и нулевое окончание)

- Какой оттенок смысла сообщает всем словам суффикс – ик? (Уменьшительно-ласкательный)

- О чём нам говорит нулевое окончание? ( О том, что сейчас его не видно, а появится оно, если форму слова изменить.

- Измените (устно). (Лобики, нет зубика, кубики, у ёжика и т.д.)

- Выполните разбор 3-х любых слов по составу.

- Проверим.

 Слайд №5

- У кого такой же разбор? Оцените свою работу. 

 № 81 – работа с Обратным словарём

(Словарный список: слово ЧИТАТЬ и все родственные ему слова: зачитать, перечитать, дочитать, почитать, прочитать)

- Рассмотрим эти слова с точки зрения смысла. Начать предлагаю с плаката Летучей Мыши. Что значит «зачитать книгу до дыр»? (Истрепать) А ещё варианты есть? (Зачитать отрывок)

-А остальные слова? (Прочитать ещё раз, дочитать до конца, почитать перед сном, прочитать полностью - завершить действие)

- Рассмотрите эти слова с точки зрения состава. Сколько частей? (4) Назовите их. (Приставка, корень и 2 суффикса)

- Есть ли в словах нулевое окончание?  (Нет, так как это – неопределённая, неизменяемая форма слова)

- Какие части совершенно одинаковые? (Корень, суффикс – а -  и суффикс –ть )

- А чем отличаются слова?  (Приставками, придающими каждому слову свой смысл)

- Разберите по составу 3 любых слова.

- Проверим.

 Слайд №6

-  Кто справился? Оцените свою работу. 

- Итак, мы поработали с разными группами слов. С каких точек зрения мы их рассматривали? Можем ли сказать, что между смыслом слов и их составом есть связь?

- В какой последовательности выполняли разбор слов по составу?

1. Окончание

2. Основа

3. Корень

4. Приставка (если есть)

5. Суффикс (если есть)

Выполнение упражнений учебника

Решают типовые задания с наблюдением за группами слов с одинаковым составом, находят общее с точки зрения смысла, проговаривают алгоритм разбора вслух

(упражнения под музыку)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Индивидуальная работа на карточках

Регулятивные

(коррекция, оценка);

познавательные (общеучебные, логические)

коммуникативные

7. Рефлексия деятельности

- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте смайлик.

Осуществляют самооценку собственной

деятельности

личностные

регулятивные  

8. Домашнее задание

- Запишите задание на дом: Р.т., с.39-40, упр. 52, (придумать и записать на листочках слова для разбора для детей)*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....