урок по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Потаева Анна Анатольевна

урок по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_rus_3kl_ur15-korr.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОВО

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БУКВ

СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Урок 15.

Тема: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)

Цель:

 – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами согласных в конце и середине слова, формулировать обобщённое правило написания букв, обозначающих парные согласные звуки в конце и середине слова, находить орфограмму-букву согласного в середине слова.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 4  

1. Анализ творческих работ. Работа над ошибками.

2. Введение в тему урока.

– Прочитайте слова. Какая орфограмма есть в большинстве слов?

Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.)

Повязка – коляска, гриб – хрип, подружка – ватрушка, клюв – жираф, круг – крюк, городки – молотки, лимон – бульон.

– Выпишите пары согласных по глухости – звонкости.

– В какой части слова они находятся? (В корне.)

– Нарисуйте над буквами знак корня.

Образец записи: з–с, б–п, ж–ш, в–ф, г–к, д–т.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

1 3 3 4

– Сформулируйте тему урока. (Правописание букв согласных в корне слова.)

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

1. Наблюдение над произношением согласных звуков и написанием букв согласных в корнях с чередованием.

Упр. 46.

– Как называются пары записанных слов? (Однокоренные слова.)

– В чём особенность этих корней? (В них есть чередование согласных.)

– Какой звук обозначает каждая выделенная буква?

– В каких словах есть знакомая вам орфограмма? (С буквой согласного в конце слова.)

– Что происходит с согласным звуком в конце слова? (Оглушается.)

– А в середине слова? (Тоже оглушается.)

– Назовите соответствующие пары. ([ж//ш], [з//с])

– На какой согласный меняется звук, обозначенный буквой с в слове просьба? ([з])

– Как вы думаете, почему это происходит? Подсказка: сравните по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.

– В каких ещё случаях может происходить оглушение? (Перед глухим согласным.)

– Попробуйте сформулировать, что такое озвончение. (Замена глухого согласного на звонкий перед звонким.)

– Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?

Ученики пробуют: снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок.

2. Ответы на вопросы на с. 46 с выведением общего правила написания букв для обозначения парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце и середине слова.

Чтобы проверить букву согласного в середине слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором после согласного будет гласный звук.

3. Проверка выводов.

•  Упр. 47 – поиск новой орфограммы-буквы согласного в середине слова по признаку – соседству парных по глухости-звонкости звуков в слове.

Запись слов с комментированием, обозначение орфограммы.

4. Работа над правилом.

 Прочитайте правило (с. 47).

– Когда мы сомневаемся, какую букву согласного надо писать?

– Какие именно согласные звуки требуют проверки?

– Как можно проверить написание согласных? Приведите свои примеры.

– Как можно подобрать проверочное слово? Прочитайте эту часть правила. Сравните с выводом в серой рамке на этой же странице учебника.

– Назовите проверочные слова из выполненных упражнений: когда мы подбирали их, изменяя само это слово; когда подбирали однокоренные.

5. Цифровой диктант.

– Есть два способа подбора проверочных слов. Прочитайте первый, а затем второй способ.

Будьте внимательны: я называю два слова с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в

тетради цифру «1» или «2».

Пышка – пышечка, зуб – зубы, холод – холода, лодка – лодочка, сливки – сливочный.

В тетради запись: 2, 1, 1, 2, 2.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1 5 4 2 1 

Работа по учебнику.

Упр. 48. Выполняется по инструкции.

Образец выполнения:

1. Произнесём слово скользкий. В этом слове мы слышим три согласных звука подряд в середине слова: [л'], [с], [к']. Среди них есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к']. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.

2. Подбираем проверочное слово. Скользит, перед гласным [и] слышим [з'].

3. Пишем букву з.

4. Записываем слово, обозначаем орфограмму.

Скользит – скользкий.

Слово озноб. В конце слова слышим парный глухой согласный звук [п].

Проверочное слово знобит. Перед [и] слышим [б']. Пишем букву б.

Обозначаем орфограмму.

Знобит – озноб.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

Выполнение задания № 3, тема 2 в «Рабочей тетради».

– Докажите, что в выбранном вами варианте ответа есть изученная сегодня на уроке орфограмма.

– Какие два условия должны выполняться, чтобы в середине слова была орфограмма-буква согласного? (Соседство двух согласных, эти согласные должны быть парными по глухости-звонкости.)  4  4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 3, с. 52.

Деятельность учеников:

 – Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

 © ООО «Баласс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...