Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Программа «Школа России».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка урока русского языка в 4 классе, согласно требованиям ФГОС

Программа «Школа России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа №33 города Сызрани

 городского округа Сызрань Самарской области.

Разработка урока русского языка в 4 классе.

Программа «Школа России»

Тема урока:  

 «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный».

Разработала учитель начальных классов

высшей категории

Глазова Наталья Анатольевна

2016 год.

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока:    « Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный».

Цели урока:

Обучающая:

1. Систематизировать знания учащихся о прилагательном как  части речи.

2. Формировать умения правильно писать окончания имён прилагательных в творительном и предложном падежах.

3. Продолжить работу по выработке орфографической зоркости.

Развивающая:

1.Развивать внимание, память, умения анализировать, обобщать.

Воспитывающая:

1. Воспитывать интерес к языку.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, патриотические чувства.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).

Оборудование:

- таблицы по русскому языку по теме «Имя прилагательное»;

- интерактивная доска

- тестовая работа по теме «Закрепление изученного  материала в 4 классе» (комплексное повторение)

- таблица-фолио по теме «Прилагательные мужского и среднего рода с мягкой основой»

- волшебный цветок с окончаниями имён прилагательных;

- индивидуальные карточки с окончаниями имён прилагательных и формами падежей

- учебник  Канакина «Русский язык» 4 класс

План урока.

  1.   Организационный момент.
  2.   Комплексная тестовая работа по теме «Повторение изученного материала».
  3.   Словарная работа (игра «Как сказать иначе»).
  4.   Теоретический опрос.
  5.   Актуализация знаний.  Формулирование темы урока  учащимися.
  6.   Поисковая деятельность (работа в группах, парах).
  7.   Свободные устные высказывания детей.
  8.   Практическая работа.
  9.   Сравнения, выводы, обобщения.
  10.   Закрепление. Работа с учебником. Выборочное письмо.
  11.   Проверочная работа по новой теме. Самоанализ.
  12.   Дифференциация домашнего задания по уровню трудности и объёму.
  13.   Итоги урока.      

Деятельность учителя.

Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом!

Пожелайте успехов себе и мне на уроке, тогда занятие получится увлекательным и интересным. Буду рада вашим полным, доказательным ответам, проявите инициативу и творчество.

Начнём урок с тестовой работы по теме «Повторение изученного материала» 

Ваша задача быстро и правильно ответить на 10 вопросов, выбрать верные варианты ответов и записать их в тетрадь.

  1. По интонации предложения бывают:

А) повествовательные, вопросительные, побудительные:

Б) восклицательные, невосклицательные

  1. Укажи местоимения единственного числа:

А) я, ты, он, она, оно

Б) мы, вы, они

     3.  Найди слово, которое не является синонимом к слову

 «дорога»

А) шоссе                       В) путь

Б)  поле                         Г) трасса

    4. В окончаниях каких слов пишется буква   -И:

А) о завтрак…              В) от ветк…             Д) на орех…

Б) с сирен…                  Г) без шелух…        Е) по местност…

5. В окончаниях  каких слов пишется буква  –Е:

А) подкорм..шь            В) дыш..т                    Д) сажа..те

Б) наблюда..шь             Г) куп..т                      Е) поверт..шь

     6. Сколько корней в слове ВОДОПАД:

А) 1              Б) 2                  В) 3

      7. Укажи слово с приставкой:

А) (до)рога                      В) (до)города

Б)  (до)рогой                    Г) (до)говор

     8.Укажи слова с безударной гласной  –О:

А) р..синка                       Г) пров..жает

Б) ст..рик                          Д) л..скающий

В) п..хучий                       Е) т..инственный

     9. Найди слова с буквой  -О в приставке:

А) д..писать                        Г) п..краснел

Б) п..дводник                      Д) н..стенный

В) р..ссказ                           Е) пр..водник

    10. Укажи словосочетания, в которых допущена ошибка:

А) по высокому лбу                 Г) от общева мнения

Б) в вязкам болоте                   Д) у хлебного магазина

В) к быстраму коню                Е) под строгем взглядом

Тем, кто раньше других справится с заданиями, предлагаю игру «Как сказать иначе». Попробуйте заменить данные словосочетания подходящим по смыслу словарным словом:

- основной закон государства…

- чувство грусти, скорби…

- цвет сажи, угля…

- отсутствие ограничений…

- разговор, обмен мнениями…

- освещение, получаемое от энергии…

- развлечение, игра…

- тайна; то, что скрывают…

- ветер разрушительной силы…

- ровная, без гор и холмов поверхность.

(Конституция, печаль, чёрный, свобода, беседа, электричество, забава, секрет, ураган, равнина).

Проверка тестовой работы (верные варианты проецируются).

- Какие были затруднения?

- Какие выводы сделали для себя?

- Какие темы предлагаете вынести на повторение  к следующему уроку?

Словарная работа.

- Какое слово лишнее? Обозначьте признак выделения (рассмотреть всевозможные случаи)

Например: лишнее слово – чёрный, так как это - имя прилагательное, а все остальные слова – существительные.

Теоретический опрос.

- Что вы знаете об имени прилагательном?

Сегодня мы продолжаем исследовать имя прилагательное как часть речи, поговорим о его грамматических признаках. Хочу обратиться к вам за помощью. Чтобы сформулировать тему урока надо:

  1. Объединить слова по смыслу в словосочетания;
  2. Исключите из полученных, словосочетания сущ. + прил. в им.п.
  3. Из остальных – составьте предложение – это и будет тема урока.

(Русский, на согласный, мужского, прилагательные, ученик, мягкий, восклицательные, язык, и, среднего, с основой, предложения, грамотный, рода.)

  1. Русский язык, восклицательные предложения, грамотный ученик,  на мягкий согласный, мужского и среднего рода, прилагательные с основой.

  1. Русский язык, восклицательные предложения, грамотный ученик.

  1. Тема «Прилагательные мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный»

Спешу тему уточнить и конкретизировать.

Вчитайтесь в слова, записанные в левом и правом столбике. Расскажите, что интересного вы заметили. По какому признаку сгруппированы словосочетания?

о нежн… чувстве                 о предстоящ… чуде

о  человеческ… поиске        о здешн… блаженстве  

в  прекрасн… мире               с искренн… другом

истинн… зрением                перед могуч… дубом

Выводы:

в левом столбике прилагательные с основой на твёрдый согласный, в правом – на мягкий согласный.

- Какие другие группировки этих же словосочетаний вы можете предложить? (По родам и падежам).

Встретились словосочетания в творительном и предложном падежах, значит, тема урока:

 «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.».

- Из какого произведения взяты эти словосочетания? - Какие мысли произведения стали тебе особенно близки?

(Мысли о существовании  особого внутреннего зрения, о том, что любовь, искренность и доброта способны творить чудеса – поднять на ноги совершенно больного человека. Мысли о том, что каждый человек способен научиться видеть красоту мира).

- Знаете ли вы другие произведения, где обсуждается проблема особого зрения, способности проникать в суть жизни? (Дети вспоминают о семилетней девочке Мари, которая обладала удивительной способностью сквозь уродливую и нескладную внешность разглядеть замечательную душу Щелкунчика).

                                                                                                                                                                                                                                     

-Давайте вернёмся к столбику слов, который нам наиболее интересен сегодня. Просклоняйте самостоятельно любое словосочетание, выделив окончания в вопросах и прилагательных.

-Какой вывод можете сделать?

-Сравните окончания прилагательных с окончаниями в таблице «Прилагательные мужского и среднего рода с мягкой основой».

-Есть ли различия?

Выводы:

  в т.п. – вопрос каким? – окончание –им;          

  в п.п. – вопрос в каком? – окончание – ем.

- Прочитайте правило на странице 55. Расскажите его друг другу.

Давайте обратимся к учебнику и понаблюдаем за прилагательными из упражнения 302 стр.54.

Девочки выпишут словосочетания прил. + сущ. в т.п.;

  мальчики – в п.п. (закрепление нового материала)

К весен… севу, весенн… утром, на последн…уроке, зимн… утром, о зимн… спорте, с каменист… откоса, на письмен… столе, за письмен… столом,

в шахматн… турнире, близк… другом.

В заключение урока хочу предложить интересное задание, оно, с одной стороны тренирует вашу память и внимание, а с другой, – покажет, в какой мере вы усвоили тему сегодняшнего урока.

На доске 7 словосочетаний. Постарайтесь их запомнить. Через 1 минуту я закрою имена прилагательные. Ваша задача – ориентируясь на существительные с предлогами, восстановить словосочетания, дописать окончания, определить падеж.

  - о храбр… воине  

  - с березов… поленом

  - в древн… замке

  - под лёгк… покрывалом

  - к дальн… болоту

  - в последн… матче

  - за ближн… поворотом

Предлог.

прилагательное

существительное

падеж

о

воине

с

поленом

в

замке

под

покрывалом

к

болоту

в

матче

за

поворотом

Проверка:

дети показывают на карточках окончания прилагательных и падеж. Один из учеников проверяет.

- Какие из данных словосочетаний могут быть лишними? Обоснуй признак выделения. (Например: лишнее словосочетание – к дальнему болоту, так как стоит в д.п., не имеет отношения к теме урока. В этом прилагательном  букв  больше, чем звуков).

Домашнее задание на выбор учащихся:        

1.Тем, кто испытывает затруднения в правописании окончаний имён прилагательных и определении падежей, необходимо повторить правила

на стр. 52 – 55 и выполнить упражнение  304 (стр. 56).

  • Спишите. Допишите окончания и обозначьте падеж прилагательных.

Солнце поднималось из-за дальн… леса.

 Путники отдыхали у лесн… озера..

Над син… озером клубился туман.

Железнодорожная станция была за ближн… леском.  

В соседн… селе звонко закричал петух.

      *  Разберите 1,2,3 предложение по членам и частям речи.

2. Для индивидуальной работы по теме сегодняшнего урока можно составить карточку любому ученику. Она должна включать в себя не менее 10 – 12 словосочетаний с пропущенными окончаниями прилагательных.

3.Самое интересное задание. Предлагаю поразмышлять над проблемой, возникшей в этом стихотворении:

   

Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это!

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Придётся нам помучиться!

- Что произойдёт, если имена прилагательные исчезнут из нашей речи? Можно попробовать сочинить шуточное стихотворение, волшебную сказку или поучительную басню.

Итоги урока:

 Какие окончания имеют имена прилагательные в творительном и предложном падежах?

- Вам понравился урок?

- Каким он был?  Подберите подходящие имена прилагательные.

Деятельность ученика.

-----------------------------------------

Положительный настрой на предстоящую работу. Девиз урока.

Комплексное повторение.

Самостоятельная работа.

Работа с интерактивной доской.

Дифференциация учебного задания.

Работа с интерактивной доской. Верные варианты проецируются.

Самостоятельная словарная работа. Используются возможности интерактивной доски.

Анализ работ, взаимопроверка тетрадей, оценивание работ.

Аукцион знаний (на «торги» выставляется часть речи – имя прилагательное).

Учебно-поисковая деятельность. Преобразование  практической задачи в познавательную.

Формулирование темы урока через алгоритм последовательных действий.

Работа в группах по карточкам с заданиями.

Работа в парах.

Уточнение темы урока в результате самостоятельной поисковой деятельности.

Связь с уроками литературного чтения.

(Из произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Свободные устные высказывания детей

Э.Т. Гофман  «Щелкунчик и Мышиный Король».

Задание с объяснительной функцией. Самостоятельная работа.

Интерактивная доска.

Таблица.

Открывают новые окончания на волшебном цветке.

Работа в парах сменного состава.

Выборочное письмо.

Индивидуальная помощь со стороны учителя.

Задание на развитие памяти, внимания.

Проверочная работа по новой теме.

Ученик

в роли учителя

Дифференциация

домашнего задания по уровню трудности и по объёму.

Творческое задание с элементами занимательности.

Рефлексия. Самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и тематическое планирование по русскому языку 2 класс. Программа - "Школа России".

Пояснительная записка.Статус документа:  - Рабочая программа составлена на основании программы начального общего образования Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составленной в соответствии с ФГОС НОО...

Рабочая программа и КТП по русскому языку. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС.

Технологическая карта по русскому языку. Составитель: учитель БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России" разработана в соответствии с ФГОС второго поколения....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс программа "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы В.Г.Горецкого и др., соответствует ФГОС, содержит все необходимые разделы и подробное календарно-тематическое планирование в добуквар...