Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любители русского языка" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Чопурова Оксана Элимановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Любители русского языка" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_lyubiteli_russkogo_yazika.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка к программе курса «Развитие речи»

Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познавательная направленность), курс «Развитие речи» для 2 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников   Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».

Курс «Развитие речи» направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культураобщения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятияпостроеныследующимобразом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  •  личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Программа курса  «Развитие речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю. Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

личностные:

у учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

 - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

 - интерес к изучению языка.

регулятивные

учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

 - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса обучающиеся должны знать:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по  образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

Содержание программы  курса 2 класса.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного во 2 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.  Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 2 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.

Тематический план.

Содержание тематического блока

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (13  часов)

Слово. Значение слова.

1

Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.

Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.

Уметь сконструировать образное выражение (сравнение,олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Многозначные слова.

1

Омонимы

1

Омофоны, омоформы

1

Синонимы

1

Антонимы

1

Фразеологизмы

3

Пословицы

1

Загадки

1

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

1

Предложение и словосочетание

(3часа)

Связь между предложениями в тексте

1

Уметь работать с деформированным текстом.  Восстанавливать деформированный текст.

Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Связь между частями текста

1

Работа с деформированным текстом

1

Текст (14 часов)

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Уметь распознавать  типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Текст. Опорные слова.

1

Текст. Опорные слова.

1

Проверочная работа

1

План. Составление плана.

1

Виды плана

3

Редактирование текста

1

Типы текста. Описание

2

Текст – сравнительное описание

1

Типы текста. Повествование

1

Типы текста. Рассуждение

1

Культура общения

( 4 часа)

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

Повторение пройденного

2

Материал для КВН, викторин, конкурсов.

1

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

К – занятие  контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,

  • Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.

Дата

Тема занятия

Тип занятия

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

2

3

4

5

6

1

Слово. Значение слова.

ОНЗ

Продолжить работу над понятием «слово»

С,В

Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.

2

Многозначные слова.

ОНЗ

Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание.

С,В

Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

3

 Омонимы.

ОНЗ

Продолжить формирование понятия «омонимы»

С,В

Уметь  находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.

4

Омофоны. Омоформы.

ОНЗ

Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку.

С,В

Уметь различать омофоны и омоформы

5

Синонимы

ОНЗ

Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление.

С,В

Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

6

Антонимы

ОНЗ

Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти.

С,В

Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.

7

Фразеологизмы

ОНЗ

Познакомить с понятием «фразеологизмы»

С,В

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

1

Пословицы

ОНЗ

Продолжить знакомство с пословицами.

С,В

Уметь объяснять и  применять пословицы в своей речи.

1

Загадки

ОНЗ

Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями.

С,В

Уметь  узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки.

1

Изобразительные средства языка. Сравнение.

ОНЗ

Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений.

С,В

Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

1

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

ОНЗ

Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка.

С,В

1

Текст. Тема текста. Заглавие..

ОНЗ

Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её.

С,В

Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст.

1

Опорные слова

ОНЗ

Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам.

С,В

Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.

1

Проверочная работа

К

И

1

План текста

ОНЗ

.Продолжить работу над выработкой умения составлять план.

С,В

Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.

1

Виды плана

ОНЗ

Познакомить с разными видами плана.

С,В

Уметь различать картинный план, цитатный план.

2

Связь между предложениями в тексте.

ОНЗ

Работа над деформированным текстом.

С,В

Уметь  находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

2

Связь между частями текста

ОНЗ

Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление.

С,В

Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

2

Работа с деформированным текстом

РФ

Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст

С,В

Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

2

Редактирование текста

ОНЗ

Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память.

С,В

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

2

Типы текста. Описание.

ОНЗ

РФ

Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание.

С,В

Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа.

2

Текст – сравнительное описание

ОНЗ

Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов.

С,В

Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

2

Типы текста. Повествование

ОНЗ

Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение.

С,В

Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.

2

Типы текста. Рассуждение

ОНЗ

РФ

Познакомить с текстом-рассуждением. Развивать логическое мышление.

С,В

Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

3

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

К

Обучение письменному сочинению

Р

Уметь отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст.

3

Редактирование текста

ОНЗ

Исправление ошибок, допущенных в тексте.

С,В

Уметь находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте.

3

Повторение пройденного

РФ

Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года.

С,В

Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

3

Резервное.

Материал для КВН, викторин.

РФ

Отработка знаний, умений, навыков.

С,В

Литература для учащихся:

-Т.Н.Соколовой «Школа развития речи», рабочая тетрадь в 2-х частях, М. Росткнига, 2014

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

-Т.Н.Соколовой «Школа развития речи», методическое пособие для учителя М. Росткнига, 2012

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М.-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание  у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Загадки русского языка" 3 класс

Данный материал содержит разработку программы по внеурочной деятельности по русскому языку. Занятия по программе дают возможноть подготовить детей к предметным олимпиадам....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку "В мире слов" 1 класс

Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого уча...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1-4 классы...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Тайны русского языка " для начальных классов

    Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урок...