Урок по русскому языку в 3 классе "Правописание суффиксов -ек, -ик".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Соловьева Светлана Николаевна

В процессе урока используются инновационные методы, которые позволяют заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, что актуально на данном этапе их развития. Материал урока формирует у учащихся осознанное, правильное написание суффиксов -ек, -ик. В течение урока ведется работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov_-ek_i_-ik.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание суффиксов -ек, -ик.

Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его.

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Технология: проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся, профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Оборудование:  фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»; карточки слов, суффиксов, алгоритм

Ход урока

I.  Организационный момент.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам не только расширить знания по русскому языку, но и побывать в роли доктора. Каждый из внимательно будет следить за своим здоровьем и давать нужные рекомендации. Я приготовила различные лекарственные препараты (демонстрируются упаковки лекарств). Они непременно помогут нам сохранить и укрепить здоровье. Согласны все это использовать в течение урока.

 - А тогда как же без помощи лекарств можно на уроке укреплять здоровье?

 - Перед тем, как приступить к работе, давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачи.

II. Чистописание: к; ек ик ок; ник ушк.

III. Актуализация ЗУН.

– На что похожи сочетания букв, которые вы прописали? (Ответы учащихся.)
– Действительно это суффиксы.
–А что такое суффикс? / Суффикс – это часть слова.
– Для чего служит суффикс? / Суффикс служит для образования новых слов.
– Какие еще части слова знаете? / Корень – главная часть слова, приставка – для образования слов, окончание – изменяемая часть слова./

4. Создание мотивации.

Дидактическая игра “Составь слова”. (На магнитной доске карточки со словами и отдельные суффиксы.)

Слова: лес, лед, изба, деда, гора, нора, чай, фокус. Суффиксы: ок, ок, ушк, ушк, к, к, ник, ник, ик, ик, ек, ек.

– Составить новые слова. (Можно сопровождать работу словами, направляя детей):

Был лес огромным, стал – лесок;

Лед на реке был, стал – ледок;

В лесу на курьих ножках – избушка;

Я деда ласково зову – дедушка;

Была гора, а стала – горка;

Была нора, а стала – норка;

Чтоб чай налить, беру я – чайник;

В цирке фокусы покажет – фокусник.

(Составляют у доски, запись в тетрадь, выделить корень и суффикс.)

Получились новые слова: лесок, ледок, избушка, дедушка, горка, норка, чайник, фокусник.

– Какие суффиксы остались? (ек, ик).

5. Постановка проблемы. Дать новые корни и предложить продолжить составление слов, но уже самостоятельно. (2–3 ученика у доски, остальные в тетрадях.)

Даны корни:

Платоч…, ореш…, кузнеч… , корабл… .

Проверяем, что получилось: платочек и платочик.

– Почему по – разному? А как правильно? (Точно не знаем, но можем узнать.)

Упражнение на релаксацию под спокойную музыку.

 Сядьте поудобнее и закроете глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.

 А теперь представьте себе какой - нибудь цветок или дерево с прекрасными бутонами. Внимательно рассмотрите его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны.

 Представьте, что вы  - одни  из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг себя, постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы это оболочка раскрылась, и  вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету…

  А теперь вы  можете представить себе, как ваш бутон распускается. Рассмотрите  цвет его лепестков.  Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите  в какую - нибудь часть своего тела, например, в ладошку. А теперь потянись, расслабься и открой глаза.

6. Целеполагание.

– Давайте выведем правило о том, как правильно писать суффиксы – ек, – ик.

IV. Основной этап

1. Принятие проблемы.

2. Наблюдение над словарным материалом.

а) Даны слова:

Человечек, пальчики, замочек, ключики, пальчик, замочки, человечки, ключик.

– Что заметили? /слова в ед.ч. и мн. ч./

– Распределите в 2 столбика парами.

б) (Человечек – человечки, пальчик – пальчики,  замочек – замочки, ключик – ключики)

в) Исследование слов. (Работа в парах.)

Рабочий лист № 1.

  1. Выдели корень, суффикс.
  2. Рассмотри суффиксы.
  3. Сделай выводы.

3. Выдвижение гипотез, предположений.

(Делают предположения, помочь правильно сформулировать.)

Если гласный не изменяется, то пишем суффикс ИК, если гласный “выпал”, то пишем ЕК.

Физминутка: самомассаж.

  1. Подтверждение гипотезы – “знаю”.

Подтвердить наше научное предположение поможем фрагмент мультфильма, снятый по книге Лидии Гераскиной. "В стране невыученных уроков". Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи "ключика" открыл "замочек".

Это было единственное правило, которое знал Витя.

Вывод в учебнике, с.10 – правило.

5. Составление алгоритма.

– Давайте составим алгоритм, по которому будет легко правильно писать суффиксы –ек, – ик. (Работают в парах  по рабочему листу )

img2

6. Применение полученных знаний.

а) Проверим: платоч…, мяч…, ореш…, кузнеч…. (Работа по алгоритму фронтально с объяснением .)

Упражнение «Скалочка» (покатать ручку между ладонями, между большим и указательными пальцами)

б) Научимся правильно писать слова с суффиксами – ЕК, – ИК. (Самостоятельная работа по вариантам с использованием алгоритма, взаимопроверка.)

Лист № 3. 1-й вариант.

1.Спиши, вставляя пропущенные гласные в суффиксах. Тебе поможет алгоритм.

Уголоч..к, дом..к, сыноч..к, сад..к, грибоч..к, корабл..к, дружоч..к, журавл..к, лужоч..к, мост..к, пенеч..к, хвост..к, шажоч..к, букет..к .

2.Составь 2–3 предложения, используя данные слова.

Лист № 3. 2-й вариант.

1.Спиши, вставляя пропущенные гласные в суффиксах. Тебе поможет алгоритм.

Денеч..к, еж..к, молоточ..к, гвозд..к, цветоч..к, дожд..к, кусоч..к, стол..к, мешоч..к, луч..к, звоноч..к, билет..к, кружоч..к, пакет..к .

2.Составь 2–3 предложения, используя данные слова.

7. Творчество.

(Дополнительно для группы учащихся.) Дана рифма, сочинить четверостишие.

Пенечек–грибочек, денечек – цветочек.
Пенек – грибок, денек – цветок.

Ребята по желанию зачитывают свои работы.

Итог урока.

Обобщение.

О чем говорили на уроке? Как назвать тему нашего урока?

Рефлексия.

– Что узнали на уроке? Сложно ли было составлять правило? Как работали, оцените себя.
– Что особенно удалось? Что было трудно? Какие выводы о состоянии здоровья своего здоровья сделали?

Домашнее задание: придумать и записать по 7 слов с суффиксами –ек и – ик.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.

Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.

Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Суффиксы" для 3 класса

В данной презентации представлены слайды к открытому уроку по русскому языку  по теме "Суффиксы", 3 класс....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс

Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...