Рабочая программа для дополнитеьного урока по русскому языку в 4 классе
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Сулейманова Наиля Талгатовна

Рабочая программа для дополнительного уурока по русскому языку  в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

34МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОШАШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

        

 « РАССМОТРЕНО»

Руководитель КМО  начальных классов

____________ Сулейманова Н.Т.

 Протокол № ___  от

«____»____________2017  г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора поУВР Новошашинской ООШ  

__________ Файзуллина Ф.А.

«____»____________2017  г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы ____________И.М.Халиков

                                                                                                                                                      Приказ  № _____  от

« ___ »  ____________________  2017  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  УРОКА

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

“ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ”

ДЛЯ 4 КЛАССА

УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

СУЛЕЙМАНОВОЙ НАИЛИ ТАЛГАТОВНЫ

Программа рассчитана на 34 часа  в год

НовыеШаши

2017 год

1 РАЗДЕЛ . ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа Школа развития речи должна пробуждать у учащихся стремление расширять  свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения факультативного курса Школа развития речиво 4-м классе является формирование следующих умений.

- Уважение к своему народу, к своей родине.  

-  Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 

-  Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметными результатами изучения факультативного курса Школа развития речиво 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 

- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

-  Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 

- Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

- Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 

- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

- Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания. 

- Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

- Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Коммуникативные УУД:

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-  Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 

- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 

- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметными результатами изучения факультативного курса «Школа развития речи » во 4-м классе являются формирование следующих умений

- осознавать слово, предложение как главные средства языка;

- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

-  использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

Информационный поиск—задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной

литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

Дифференцированные задания: предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

Интеллектуальный марафон: задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

Творческие задания:направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

Работа в паре:задания ориентированы на использование групповых форм обучения.

Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.

Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

- развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

- здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.

Учащиеся научатся распознавать:

Основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки и др.)

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

Что такое речь, предложение, текст.

Как писать изложение, сочинение.

Учащиеся получат возможность научиться:

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения.

Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях.

Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов. Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и составлять план.

Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.

Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.

Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста.

Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.

Создавать тексты освоенных жанров.

Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чего-либо и т.д.).Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности письменной речи.

2 РАЗДЕЛ . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Общая характеристика предмета

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;

этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;

концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

 Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

 Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники русского языка.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Содержание учебного предмета

Развитие речевых компетенций (устная форма)

 Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.  Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики 9при наличии русских слов с этим же значением).

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

Тема раздела:

Количество часов:

1.

Сокровища русского языка.

28

2.

Средства выразительности языка.

42

3РАЗДЕЛ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Форма организации урока:

1.  Урок усвоения новых знаний

2  Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

4.  Урок систематизации и обобщения знаний и умений

5.   Урок контроля знаний и умений

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

7.  Комбинированный  урок.

Основной вид учебной деятельности:

 -тестирование

-самостоятельная работа

-контрольная работа

-диктант

-изложение

-сочинение

-беседа

-работа по учебнику                         

Контроль знаний

Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменные самостоятельные работы (изложения, сочинения, загадки, заметки, репортажи);

- олимпиада;

- выставка

№ УРОКА

КОЛ.

ЧАСОВ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ УРОКА

ДАТА

ПРИМЕЧАНИЕ

КАЛЕНД.

ФАКТИЧ.

Сокровища родного языка.

1ч.

1

1

Сокровища русского языка. Беседа о богатстве русского языка.

6.09

2

1

Почему их так называют?

Происхождение слов.

13.09

3

1

Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах.

20.09

4

1

Слова – тезки. Омонимы.

27.09

5

1

Одно и то же, но по-разному. Синонимы. О различиях слов синонимов

4.10

6

1

Слова с противоположным значением. Антонимы.

11.10

7

1

Устаревшие слова.

18.10

8

1

Новые слова.

25.10

9

1

Слова – пришельцы.

8.11

10

1

Крылатые слова и выражения

15.11

11

1

Фразеологизмы.

22.11

12

1

Словарное богатство русского языка

29.11

13

1

Сочинение – миниатюра «Осенний листок

6.12

14

1

Сочинение в рисунках. (Пиктография).

13.12

Средства выразительности языка.

15

1

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

20.12

16

1

Обучение сочинению стихов

10. 01

17

1

Письмо – текст. Поздравление к Новому году.

17. 01

18

1

Речь, предложение, текст. Признаки предложения, текста.

24. 01

19

1

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).

31.01

20

1

Редактирование текста.

7.02

21

Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.

14.02

22

1

Изложение текста по готовому плану.

21.02

23

1

Подробное изложение по измененному плану.

28.02

24

1

Изложение текста – повествования.

7.03

25

1

Работа над сокращением текста.

26

1

Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану

14.03

27

1

Сочинение по картине В.Перова «Тройка».

21.03

28

1

Сочинение загадки наоборот.

04.04

29

1

Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д.

11.04

30

1

Оформление классной газеты. Реклама.

 18.04

31

1

Заметка в газету.

 25.04

32

1

Репортаж в газету.

 

33

1

Олимпиада.

16.05

34

1

Подведение итогов.

Обобщение.

23.05

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ.

В   связи с особенностями годового календарного графика и расписанием уроков на 2017-2018 учебный год будет произведено уплотнение программного материала в размере 2 часов                        по темам:

  1. Работа над сокращением текста. Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану  ( уроки 25, 26.-14.03)
  2. Заметка в газету. Репортаж в газету.  (уроки 31,32.- 25.04)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Климанова УМК Перспектива

программа содержит пояснительные записки по обучению письму и русскому языку, календарно-тематические планирования с УУД, технологические карты....

Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Планета Знаний

календарно-тематическое планирование по русскому языку и обучению грамоте 1 класс УМК Планета Знаний...

Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс УМК "Школа 2 100"

Рабочая программа с пояснительной запиской по обучению грамоте и русскому языку для 1 класса  УМК "Школа 2 100"...

Рабочая программа и КТП по курсу Русский язык 4 класс. УМК "Школа России" (с УУД на каждый урок)

Рабочая программа и КТП по курсу Русский язык 4 класс. УМК "Школа России".Рабочая программа полностью раскрыта. В КТП на каждый урок расписаны УУД. Учителям начальных классов данный материал особенно ...

Рабочая программа по доп.уроку по русскому языку в 1 классе

. За основу рабочей программы взята  авторская  программа  «Русский язык. Обучение грамоте» Л.Е.Журовой  и авторской программы «Русский язык» для начальной ...