Рабочая программа для домашнего обучения по русскому языку 3 класс по программе "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Галлямова Диляра Маратовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz.docx78.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Пестречинская средняя общеобразовательная школа  2»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

Руководитель                          МО___________

Протокол 1

 от «  » августа 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________  

«   » августа 2019 г.

«Утверждено»

Директор школы   ___________  

                                     

Приказ         от «    »                  2019 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

для домашнего обучения 3 в  класса

                                                                                                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                             педагогического совета              

                                                                                                                             Протокол 1

                                                                                                                                             от «    » августа 2019 г.

                                                                           

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Предмет: русский язык

Класс: 3

Количество часов на учебный год:  136., в неделю: 1,5 часа ,2.5 часа на индивидуальное обучение

   Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

1.Федеральный  Закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. 273-ФЗ

2. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального общего образования МОиН  РФ от   6.10.2009г. 373

3. Приказ  МОиН РФ от 26.11.2010г. 1241 «О внесении  изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом МОиН РФ от 6.10.2009г. 373

4 . Примерная программа начального общего образования  для образовательных учреждений по русскому языку авторов Канакина В. П., Горецкий В. Г.;

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. 8.04. 2015 г.  1/15

 6. Образовательная   программа  начального общего образования  МБОУ «Пестречинская СОШ

7. Учебный  план МБОУ «Пестречинская СОШ 2» Пестречинского муниципального района РТ на 2019-20 уч.  год.

8. Положение о рабочей программе МБОУ «Пестречинская СОШ 2» Пестречинского муниципального района РТ                                     

        В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному  государственному образовательному  стандарту.

                Программа построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.

        Цель программы:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • Формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

   

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники  и рабочие тетради, вошедшие в Федеральный перечень учебников:

Канакина, В. П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций  : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012.

CD-ROM. Электронное приложение  к учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс.» - М.: Просвещение, 2012.

Количество часов по учебному плану

Всего _136., в неделю: 1,5 часа ,2.5 часа на индивидуальное обучение не менее 34- недель  в год.

Промежуточная аттестация по русскому языку проводится в форме контроль трасуного диктанта с грамм. заданием.

Содержание учебного предмета, курса

Тема 1. Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема 2.  Текст, предложение, словосочетание (10 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Тема 3.Слово в языке и речи (14 часов)

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                                 

Тема 4. Состав слова (14часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.

Тема 5. Правописание частей слова (21 ч)

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тема 6. Части речи (59 часов).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Тема 7. Повторение изученного за год (15 часов).

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижения второклассниками  определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический),      оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания, а также:
  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
  • писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
  • при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Язык и речь

2 ч

2

Текст. Предложение. Словосочетание

10ч

3

Слово в языке и речи

14ч

   4

Состав слова

14ч

5

Правописание частей слова

21ч

6

Имя существительное

24 ч

7

Имя прилагательное

14 ч

8

Местоимение

4 ч

9

Глагол

17 ч

10

Повторение

15 ч

Итого:

136 часов

  • Нормы оценок по русскому языку  в начальной школе
  • ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
  • ДИКТАНТ
  • Объем диктанта:
  • 3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.
  • Оценки.
  • «5» - за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
  • «3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
  • «2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок. Учет ошибок в диктанте:
  • 1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик  дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
  • 2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две  ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с»  вместо «з» в слове «повозка».
  • Ошибкой считается:
  • 1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,  перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  • 2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен  программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • 3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с  программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если  следующее предложение написано с большой буквы.
  • Примечание
  • При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее  выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за  исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только  последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в  таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При  оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При  оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер  ошибок.
  • ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
  • Оценки:
  • «5» - без ошибок.
  • «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
  • «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  • «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
  • КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
  • «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  • «4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
  • «3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
  • «2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4
  • классы)
  • СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
  • Объем:
  • 3-й класс- 10-12 слов.
  • Оценки:
  • «5» -без ошибок.
  • «4» - 1 ошибка и 1 исправление.
  • «3» - 2 ошибки и 1 исправление.
  • «2» -3-5 ошибок.
  • ТЕСТ
  • Оценки:
  • «5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» - верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» - верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
  • ИЗЛОЖЕНИЕ__«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и  орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
  • «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются  единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2  исправления.
  • «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные  нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,  беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
  • «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,  главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,  отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен  словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» - совсем не передан  авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
  • Примечание
  • Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,  неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
  • АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
  • 1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
  • 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  • 3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
  • 4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе
  • диктовать (орфографическое чтение).
  • 5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  • 6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
  • 7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
  • 8. Подчеркни орфограммы в словах.

Проверка и оценка усвоения программы.

        Уровень усвоения материала проверяется с помощью написания диктантов, проверочных работ, контрольного списывания, которые включают базовый и повышенный уровень

                                                         Перечень учебно-методического обеспечения

1. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс Учебник  для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012.

2. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2016.(1 шт)

3. Канакина В.П. Русский язык 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. В 2 ч. М. «Просвещение» 2014г

                                                            Календарно – тематическое планирование по русскому языку  

3 класс                                   

п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во

План

Факт

Язык и речь ( 2ч)

1

 Наша речь.Виды речи.

/Повторение и систематизация знаний/

1

 

2

Наш язык.

/Урок повторение и систематизация знаний/

1

Текст. Предложение. Словосочетание (10ч)

3

Текст. Типы текстов.

/Урок развития умения и навыков/

1

4

Текст.

/Урок формирования умений и навыков/

1

5

Предложение.

/Повторение и систематизация знаний/

1

6

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по    интонации.

/Комбинированный/

1

7

Предложения с обращением.

/Урок изучения нового материала/

1

 

8

Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

1

9

Главные и второстепенные члены предложения.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

10

Простое и сложное предложение.

/Урок изучения нового материала/

1

11

Словосочетание.

/Урок изучения нового материала/

1

12

Контрольный диктант   1 по теме: «Предложение»

/Урок контроля и  коррекции знаний/

1

Слово в языке и речи (14ч)

13

Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные

/Комбинированный

1

14

Синонимы и антонимы. Омонимы.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

15

Слово и словосочетание.

/Урок – исследование/

1

 

16

 Фразеологизмы.

/Урок изучения нового материала/

1

17

Развитие речи. Изложение текста Н.Сладкова  «Елочка».

/Урок развития умений и навыков/

1

18

Имя существительное. Местоимение.

/Урок  закрепление/

1

19

Части речи. Имя прилагательное.

/Урок повторение и систематизация знаний/

1

20

Части речи. Глагол.

/Урок повторения и закрепления знаний/

1

21

Имя числительное как часть речи.

/Урок изучения нового материала/

1

22

Однокоренные слова.

/Урок развития умений и навыков/

1

23

Слово и слог. Гласные звуки и буквы.

/Урок развития умений и навыков/

1

24

Согласные звуки и буквы.

/Урок развития умений и навыков/

1

25

Звонкие и глухие согласные.  Разделительный мягкий знак.

/Урок развития умений и навыков/

1

26

Проверочный диктант 2 по теме: «Слово в языке и речи».

/Урок проверки и коррекции знаний/

1

Состав слова (14ч)

27

Однокоренные слова. Корень слова.

/Урок развития умений и навыков/

1

28

Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Сложные слова.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

29

Контрольное списывание 1

/Контроль знаний, умений и навыков/

1

30

Формы слова. Окончание.

/Урок изучения нового материала/

1

31

Упражнение в нахождении окончаний.

/Урок изучения нового материала/

1

32

Контрольный диктант 2

/Контроль знаний, умений и навыков/

1

33

Работа над ошибками. Приставка. (общее понятие).

/Урок изучения нового материала/

1

34

Суффикс – значимая часть слова.

/Урок изучения нового материала/

1

35

Образование слов с помощью суффиксов.

/Урок развития умений и навыков/

1

36

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

/Комбинированный/

1

37

Основа слова.

/Урок изучения нового материала/

1

38

Упражнение в разборе слов по составу.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

39

Контрольный диктант по теме:  «Состав слова»

/Контроль знаний, умений и навыков/

1

40

Обучающее изложение.

/Контрольно-обобщающий/

1

Правописание частей слова (21ч)

41

Общее представление о правописании частей слова.

/Урок – исследование/

1

42

Правописание  слов с безударными гласными в корне.

/Урок формирования умений и навыков/

1

43

Правописание слов с  безударными гласными в корне.

/Комбинированный/

1

44

Правописание слов с парными согласными в корне.

/Урок формирования умений и навыков/

1

45

Проверка слов с парными  согласными в корне.

/Урок - практика/

1

46

Правописание

слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

/Урок развития умений и навыков/

1

47

Обучающее изложение.

/Урок развития умений и навыков/

1

48

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

/Урок изучения нового материала/

1

49

Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне.

/Урок – игра/

1

50

Правописание слов с удвоенными согласными.

/Урок формирования знаний умений и навыков/

1

51

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова

 «Снегурочка».

/Комбинированный/

1

.

52

Контрольный диктант по теме:

 «Правописание корней слова».

/Контроль знаний ,умений и навыков/

1

53

Упражнение в правописании суффиксов и приставок.

/Урок развития умений и навыков/

1

54

Правописание суффиксов и приставок.

/Комбинированный/

1

55

Приставки и предлоги.

/Урок – исследование/

1

56

Правописание приставок и предлогов.

/Урок формирования знаний умений и навыков/

1

57

Правописание слов разделительным твердым знаком.

/Урок – исследование/

1

58

Разделительные твердый и мягкий  знак.

/Комбинированный/

1

.

59

Правописание слов разделительным твердым  и мягким знаком.

/Урок закрепления  знаний/

1

60

Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

61

Контрольный диктант 3

/Контроль знаний ,умений и навыков/

1

62

Части речи.

/Урок введения в новую тему/

1

Имя существительное (24ч)

63

Имя существительное и его роль в речи.

/Урок формирования умений и навыков/

1

64

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

/Урок формирования умений и навыков/

1

65

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

/Урок развития умений и навыков/

1

66

 Собственные и нарицательные имена существительные.

/Урок формирования умений и навыков/

1

67

Контрольное списывание 3

/Контроль знаний ,умений и навыков/

1

68

Число имен существительных

/Урок формирования умений и навыков/

1

69

Род имен существительных.

/Урок формирования умений и навыков/

1

70

Род имен существительных.

/Урок развития умений и навыков/

1

71

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

/Урок изучения нового материала/

1

72

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

/Урок формирования умений и навыков/

1

73

Проверочный диктант 2 по теме: « Род и число имен существительных»

/Урок контроля знаний, умений и навыков/

1

74

Работа над ошибками. Склонение имен существительных.

/Урок введения в новую тему/

1

75

Падеж имен существительных.

/Урок изучения нового материала/

1

76

Упражнение в определении падежей.

/Комбинированный/

1

77

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина  «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

/Комбинированный/

1

78

Именительный падеж имен существительных.

/Урок изучения нового материала/

1

79

Родительный падеж имен существительных.

\Урок изучения нового материала/

1

80

Дательный падеж имен существительных.

/Урок изучения нового материала/

1

81

Винительный падеж имен существительных.

/Урок изучения нового материала/

1

82

Творительный падеж  имен  существительных

/Урок изучения нового материала/

1

83

Предложный падеж имен существительных.

/Урок изучения нового материала/

1

84

Обобщение знаний  о падежах имен существительных.

/Урок обобщения и закрепления знаний/

1

85

Проверочный диктант 3 по теме: « Имя существительное»

1

86

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы».

/Урок обобщения и закрепления знаний/

1

Имя прилагательное (14ч)

87

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

/Урок введения в новую тему/

1

88

Роль прилагательных в тексте.

/Урок развития умений и навыков/

1

89

Текст – описание.

/Комбинированный/

1

90

Отзыв о картине М.А.Врубеля« Царевна – Лебедь»

/Комбмнированный/

1

91

Род имен прилагательных.

/Урок формирования знаний, умений и навыков/

92

Изменение имен прилагательных по родам.

/Урок развития умений и навыков/

1

93

Изменение имен прилагательных по родам.

/Урок развития умений и навыков/

1

94

Число имен  прилагательных.

/Урок формирования знаний, умений и навыков/

1

95

Число имен  прилагательных.

/Комбинированный/

1

 

96

Изменение имен прилагательных по падежам.

/Урок изучения новых знаний/

1

97

Изменение имен прилагательных по падежам.

/Урок развития умений и навыков/

1

 

98

Обобщение знаний. Словарный диктант 4

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

99

Контрольный диктант  4 по теме « Имя прилагательное»

/Контроль знаний, умений и навыков/

1

100

Отзыв о картине В.А.Серова « Девочка с персиками»

 /Урок развития умений и навыков/

1

Местоимение (4ч)

1

101

Личные местоимения.

/Урок ведения в новую тему/

1

 

102

Изменение личных местоимений по родам.

/Урок изучения нового материала/

1

103

Местоимение.                                                                                                                                                  

1

104

Обучающее изложение.

/Комбинированный/

1

Глагол (17ч)

105

Значение и употребление глаголов в   речи.

/Урок формирования знаний, умений и навыков/

1

106

Значение и употребление глаголов в   речи.

/Урок развития умений и навыков/

1

107

Неопределенная форма глагола.

/Урок формирования знаний, умений и навыков/

1

108

Неопределенная форма глагола.

/Урок развития умений и навыков/

1

109

Число глаголов.

/Урок развития умений и навыков/

1

110

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

/Комбинированный/

1

111

Времена глаголов.

/Урок формирования знаний, умений и навыков/

1

112

Времена глаголов.2 е лицо глаголов.

/Урок развития умений и навыков/

1

113

Изменение глаголов по временам. Текст-рассуждение.

/Урок развития умений и навыков/

1

114

Изменение глаголов по временам.

/Урок закрепления знаний/

1

115

Род глаголов в прошедшем времени.

/Урок формирования знаний, умений и навыков/

1

116

Род глаголов в прошедшем времени.

/Урок развития умений и навыков/

1

117

Правописание частицы не с глаголами.

/Урок изучения новых знаний/

1

118

Правописание не с глаголами.

/Урок развития умений и навыков/

1

119

Обобщение знаний о глаголе.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

120

Обобщение знаний о глаголе.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

121

Итоговый контрольный диктант 5  

/Контроль знаний умений и навыков/

1

Повторение (15ч)

122

Работа над ошибками.  Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

/Урок повторения и систематизации знаний/

1

.

123

 Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант 5

/Комбинированный

1

     124             Контрольное списывание

                  /Контроль знаний, умений и навыков/

125

Обобщение изученного о слове, предложении.

 /Урок обобщения и повторения/

1

126

Правописание окончаний прилагательных.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

127

Правописание приставок и предлогов.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

128

Правописание безударных гласных.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

129

Правописание значимых частей слова.

/Урок обобщения и систематизации знаний/

1

     130

Контрольный диктант 6

/Контроль знаний умений и навыков/

1

    131

Работа над ошибками. Однокоренные слова.

/Урок повторения и систематизации/

1

    132

Обучающее изложение.
Повторение и систематизация знаний/

1

133

Текст.

/Повторение и систематизация знаний/

1

134

Сочинение  « Почему я жду летних каникул».

/Повторение и систематизация знаний/

1

135

КВН « Знатоки русского языка»

/Урок – игра/

1

136

Повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога по учебному курсу "Русский язык-2" (УМК "Школа России").

Рабочая программа учебного курса "Русский язык-2" соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения; разработана по учебнику В. П. Канакиной....

Рабочая программа для надомного обучения по русскому языку 3 класс. ФГОС

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по ру...

Рабочая программа по надомному обучению по русскому языку (базовый уровень) 4 класс

Рабочая программа по надомному обучению  по русскому языку (базовый уровень) 4 класс...

рабочая программа для домашнего обучения, татарский язык 3 класс, русская группа.

Рабочая программа для домашнего обучения по татарскому языку русской группы, 3 класс. Данная программа рассчитана на  0,5 часов, т.е. 17 часов в год....

Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения по русскому языку, литературному чтению, математике для 3 класса

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении происходит с учетом уровня развития каждого ребенка. Построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ...

Рабочая программа учебного предмета "Обучение письму. Русский язык"

Рабочая программа учебного предмета "Обучение письму. Русский язык". 1 класс. "Программа 21 век"....