Словарная работа как реализация принципа преемственности в условиях ФГОС
статья по русскому языку на тему

Солнцева Ирина Владимировна

В методике преподавания русского языка существует очень немного способов работы со словарными словами. Мы предлагаем особую систему работы со словарными словами, которая даст возможность обучающимся не только лучше и быстрее запомнить написание словарных слов, но и сделает эту работу интересной и многообразной. А также позволит держать в рабочей памяти многие знания по различным разделам языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Каждый учитель знает, насколько важна работа со словарными словами как в начальной школе, так и в основном звене. В методике преподавания русского языка существует очень немного способов работы со словарными словами.

В основном они сводятся к определению лексического значения слова, написанию слова с выделением ударения и подчёркиванием гласных и согласных, которые следуют запомнить. Иногда даётся этимология слова, указывается, из какого языка оно заимствовано, если является таковым. Но, на наш взгляд, эта работа точечная, а иногда и не регулярная. Так много всего хочется дать на уроке, вместить как можно больше, что порой на словарную работу отводится слишком мало времени.

Навык правильного написания слова не сформирован, а ведь пласт непроверяемых слов в русском языке достаточно большой, чтобы так опрометчиво его отбрасывать. Очевидно, что нужна особая система работы со словарными словами на уроке, которая позволит учителю добиться от обучающегося стойкого правописного навыка.

Но следует эту работу так организовать, чтобы она служила ещё более широким целям. Обучение грамоте – ежеурочный тренинг, позволяющий актуализировать знания обучающихся практически по всем разделам науки о языке. [1] Таким образом, данная система работы со словарными словами «сослужит хорошую службу» в умелых руках учителя. Как этого добиться?

В арсенале учителя много методов повторения пройденного – это и орфографическая работа, и устные и письменные опросы и т.д.

Мы предлагаем особую систему работы со словарными словами, которая даст возможность обучающимся не только лучше и быстрее запомнить написание словарных слов, но и сделает эту работу интересной и многообразной. А также позволит держать в рабочей памяти многие знания по различным разделам языка.

Работа со словарными словами содержит в себе огромнейший потенциал для работы над различными уровнями языка.

Система работы над словарными словами включает в себя следующие этапы работы.

  1. 1. Скандирование недельной группы словарных слов.

Это уникальный способ проговаривания слова два раза, сначала с естественным слогоотделением, затем «пропевая ударение». Этот метод предложен Ю.А. Поташкиной. Скандирование всегда должно производиться хором, «чтобы вступили в действие артикуляционные органы всех обучающихся, что обеспечит подключение к запоминанию непроверяемых написаний, помимо слуховой, ещё долее хранящей всё – моторной памяти». [2]

Важно помнить, что в первые дни работы с недельной группой слов надо, чтобы при скандировании дети непременно видели эти слова, чтобы слуховая память соединялась со зрительной, что значительно ускоряет запоминание.

  1. Правописание 3-4 наиболее трудных слов в классе и разных по трудности – дома (за неделю должны быть «прописаны» все слова, и неоднократно).
  2.  Составление с ними дома устных (или письменных) мини-рассказов.
  1. «Игры» с этими словами.

Под образным словом «игры» нами понимается следующее: языковые задания, соответствующие различным разделам науки о языке. Это уровень фонетики, морфемики, лексики, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации. Далее для простоты будем говорить о фонетических упражнениях, морфемных, лексических, морфологических, синтаксических и пунктуационных упражнениях.

  1. Фонетические упражнения могут быть следующими:

а) найди слово, в котором количество букв и звуков не совпадает// совпадает//звуков больше, чем букв//букв больше, чем звуков;

б) назови слово, в котором все согласные твёрдые//мягкие//глухие// сонорные//звонкие;

в) назови слово, в котором буква е (ё, ю, я) обозначает два звука;

г) назови слово, в котором происходит оглушение//озвончение согласного;

д) назови слово, в котором есть непарные согласные, какие, объясни почему;

е) определи количество слогов в слове.

    2. Лексические упражнения могут быть достаточно разнообразны:

         а) соотнеси слово с его лексическим значением (интерактивная доска

              может стать в данном случае незаменимой помощницей);

         б) назови заимствованные слова (наличие согласных букв является для    

             обучающихся подсказкой);

         в) назови слова одной тематической группы, подбери к ним обобщающее  

             слово;

         г) подбери к слову синоним//антоним;

         д) назови слова общеупотребительные//лексику ограниченного

             употребления;

         е) назови термины;

         ж) назови слова высокой стилистической окраски;

          з) попытайся дать лексическое значение слова, используя различные

             способы;

         и) подбери синоним различной стилевой окраски;

         к) отгадай слово по изображениям предметов и запиши его.

   3.  Морфемные упражнения:

         а) в каждом слове выдели корень;

         б) нарисуй схему слова;

         в) назови слово, в котором присутствуют словообразующие суффиксы (л,

             ть, ти, и (повелительное наклонение));

         г) назови слова, состоящие только из корня;

         д) измени слово так, чтобы окончание перестало быть нулевым;

         е) назови слова с одинаковым морфемным строением.

 4. морфологические упражнения:

         а) к какой части речи относятся все слова;

         б) какое слово с морфологической точки зрения лишнее;

         в) назови существительное, относящееся к 1 (2, 3) склонению;

         г) образуй от данного слова существительное (прилагательное);

         д) образуй от глагола причастие (действительное//страдательное),    

             деепричастие (СВ//НСВ);

         е) назови глагол совершенного//несовершенного вида;  

         ж) образуй от данного слова глагол настоящего//прошедшего//будущего

             времени (здесь могут быть различные варианты – глагол наст. вр. ед.

             ч. 1 л.);

         з) назови количественное//относительное//притяжательное

             прилагательное.

5. Синтаксические и пунктуационные упражнения:

        а) придумай побудительное//повествовательное//вопросительное

            предложение;

        б) придумай простое предложение, используя слова из данной группы,

             осложнённые однородными членами//однородными членами с

             обобщающим словом//обращением//вводной конструкцией//ПО//ДО и

             верни со знаками;

         в) придумай ССП//СПП, используя слова из данной группы и верни со

             знаками;

         г) придумай предложение, используя слова из данной группы,

            соответствующее схеме А: «П». //«П!» - а.

6. Текст.

         а) используя максимальное количество словарных слов, придумай текст,

             относящийся к типу речи повествование // описание // рассуждение;

         б) используя максимальное количество словарных слов, придумай текст

             с последовательной//параллельной связью предложений;

         в) используя максимальное количество словарных слов, придумай текст,

             относящийся к художественному//публицистическому//научному

             стилю речи.

7. Орфографические упражнения.

В данном разделе могут быть совершенно разные задания в зависимости от подборки однокоренных слов. Может быть задание следующее: укажи слово с данной орфограммой. Учителю предлагается самому ориентироваться в словарном материале.

Данный перечень различных упражнений не может быть полностью использован на уроке, но капельный способ (из урока в урок по чуть-чуть, варьируя задания) в данном случае уместен. Такая словарная работа займёт до 5 минут на уроке, но эффективность её значительна.

Огромное значение имеет тот факт, что такая работа должна уже вестись в начальной школе, а в пятом классе следует её продолжать, всё более расширяя список используемых упражнений.

Данный материал продемонстрирует подобный опыт ведения словарной работы как в начальном, так и в среднем звене.

Каждый учитель может найти для себя в данной разработке много полезного. Можно начать с малого, но результативность системы учитель оценит уже после первого контрольного словарного диктанта.

Успехов Вам, дорогие учителя!

1.Поташкина Ю.А. Книга для учителя русского языка. – Воронеж: ВГПУ, 2004. – 265 с. –с. 8

2. Там же, с. 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по реализации Программы преемственности между МБОУ СОШ и МДОУ

Данный план можно использовать для реализации Программы преемственности между МБОУ СОШ и МДОУ...

Реализация проектных задач в условиях ФГОС

Проведение стартового образовательного модуля "Первый раз в первый класс" в условиях ФГОС...

Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО

Приоритетное  направление развития образования - переход на новые образовательные стандарты,  главная задача которых - создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и р...

Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО

Для эффективной помощи каждый педагог, реализующий ФГОС ООО, получил пакет документов, а именно: - должностную инструкцию учителя основной школы, внедряющего ФГОС ООО; -  критерии распределения...

Проектная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС

Список литературы:1.      Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М., Просвещение,2010.2....

Проекная деятельность как средство реализации метапредметного подхода в условиях ФГОС

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ори...

Создание организационно-педагогических условий для реализации принципа преемственности в детском саду и начальной школе.

В статье представлены методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов в контексте решения вопросов преемственности дошкольного и начального общего образования....