конспект урока русского языка на тему: "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Юртайкина Ольга Александровна

представлен конспект авторского урока по русскому языку: "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_1.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

1.Орг. момент

 Проверить готовность к уроку.
Психологический настрой.
Создать ситуацию успеха на уроке.  
-Здравствуйте, скажем, руками.
-Здравствуйте, скажем, глазами.
-Здравствуйте, скажем, ртом:
-«Здравствуйте!»
-Станет радостней кругом.
-Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке. Давайте настроимся на работу. Предлагаю выбрать,  под каким девизом мы будем работать?

  1. - Буду думать!
  2. - Буду стараться!
  3. - Буду внимательным!

Это интересно:

Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?»
Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку».

  • Что же надо делать этому человеку?
  • Изучать русский язык, узнавать новые орфограммы

2. Повторение пройденного

  •  Что изучали на         прошлых уроках?
  •  (склонение имен существительных)
  • А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили данную тему.

1.Сколько склонений в русском языке?

   а) 5            

   б) 3            

   в) 7

  1. Какое из существительных стоит в Т.п.?

    а) прочитал книгу

    б) лепить снеговика

    в) стоит под горкой

3. На какой вопрос отвечают существительные в В.п.?

    а) Кому? Чему?

    б) Кого? Что?

    в) О ком? О чем?

4. Какое из слов в пословице  «Аккуратность красит человека» относится к 3 скл.?

   а) аккуратность

   б) человека

5. У слов дедушка, юноша, девушка, дядюшка есть общие признаки, какие?

3. Актуализация знаний.

«К дому дорога никогда не бывает длинной».

  А как объяснить, почему в слове «длинной» пишется удвоенная «н»?

Цель урока: узнать почему в одних словах пишется одна буква –н-, а в других две буквы  –нн-.

 Вспомним правило разбора слов по составу:

Выделяем :

1. Окончание (изменить форму слова)

2.  Выделяем основу слова

3.Выделяем корень слова       (подобрать однокоренное слово)

4. Выделяем суффикс слова, если он есть

5.  Выделяем приставку, если она есть.

4. Основная часть.

Давайте найдем слово, вызвавшее у нас затруднение при написании, это слово – длинный., а какое затруднение оно вызвало? ( сколько н мы будем в нем писать) и проведем его разбор. От какого слова оно образовалось? А как оно образовалось?( отсекли окончание), затем прибавили суффикс н и окончание - ый.

Длинный        длин    а   =    длин  +  н + ый   = длинн ый

 Посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока в учебнике, кто мне ее назовет?

Тема урока: написание удвоенной буквы  согласного на границе частей слова.

Найдите упражнение 122 на странице 129. С чем мы должны поработать?

Словари у вас на партах, открываем, работаем в парах. На какую букву открываем словарь, какие слова находим на ник. Найдите среди них те, которые называют кустарники. Миша нашел 3 слова, а Маша 2 . кто из них прав? Кто согласен с Мишей поднимите руку. Кто согласен с Машей поднимите руку? А мы сколько слов нашли. На какую букву оканчивается корень этих 3-х слов? ( на н) А на какую букву начинается суффикс? ( на  н).кто сможет объяснить почему во всех этих словах пишется две буквы нн?

Посмотрите на доску, там у нас записан алгоритм, то есть правило написания удвоенной буквы согласного на границе частей слова:

 1. Подобрать однокоренное слово

 2. Определить корень

 3. Определить  суффикс

 4. Если в корне и в суффиксе повторяется один и тот же согласный, то нужно писать два согласных

А теперь переходим к упражнению 124. С чем работаем? Работаем в парах. На какую букву открываем словарь? (на й) Какие слова находим? ( на ий).Они у нас там выделены каким цветом? (синим). Выписывает их себе в тетрадь в столбик. Подчеркиваем новую орфограмму, какая это орфограмма, кто скажет? А теперь посмотрите в учебник, как они у нас там разобраны по составу, разные или одинаковые суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные) Какие? ( н и енн) С каким суффиксом мы встречаемся впервые? (енн).  Хорошо молодцы. Запомните его  при дальнейшем изучении русского языка, вы еще не раз встретитесь с ним.

5. Закрепление

Работа у доски, нужно вставить пропущенные буквы в словах.

лимо …ые      

чай…ые  

со …ые        

дли…ые    

апельси …ые              

пе …ые        

ананас…ый

шум … ый    

лу…ые

утре …ие  

6. Творческая работа составить с этими словами 3 предложения, связанных между собой по смыслу, можно взять любые 3 слова из данного списка.

7. Рефлексия.

Давайте подведём итог урока. Назовите цель урока.

- Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

+  – Я усвоил новый материал.

? – Я не все понял.

- –Я не усвоил новый материал.

Поставьте выбранный вами знак на полях своей тетради.

- Удалось ли работать под девизом, который выбрали?

8. Д/З. Дома нужно будет выполнить задание в ТПО на странице 87 № 97, выписать выделенные слова и показать как они образованы, 2-ю часть задания выполнять не нужно. Всем понятно д/з?

Уроке окончен, отдыхайте.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

Конспект открытого урока в рамках декады начальных классов

ТЕМА:

«Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»

                                    Провела:  Юртайкина О.А.

                                                Место проведения: кабинет № 306

      Класс: 3В

                               Количество учеников:18

Саранск 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"

Разработка урока  русского языка  в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...

План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».

В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Урок русского языка "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"

Представлена разработка урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Имеется презентация....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Решение орфографических задач в разных частях слова"

Урок на личностно  - ориентированной основе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конкурсный урок"Учитель года". Урок русского языка в 3 классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»

Познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной...

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс...