Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа имеет целью:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа  по  курсу «Русский язык» составлена на основе федерального  государственного образовательного стандарта, утвержденного 06.10.2009 г. №373; основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ№13 с УИП эстетического цикла, утверждённой 31.08.2016 г. Приказом № 517-од; учебного плана; примерной программы по предметам первой ступени общего образования М.: «Просвещение» 2010 г.;  авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык»: программа: 1-4 классы - Издательство «Просвещение», 2016 г.    

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:

 Учебник - Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. М.: Издательство «Просвещение» 2016.

В соответствии с учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс. Общее количество часов 675. Данная рабочая программа является частью общего курса «Русский язык».

Программа 4 класса рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.

Программой предусмотрено проведение:

  - контрольных работ -9

Рабочая программа имеет целью:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

и способствует решению следующих задач:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Данная  программа составлена  для реализации  курса «Русский язык», который является частью  завершённой образовательной линии «Школа России»  и предметной области  «Филология» обязательной части  учебного плана МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла».

Ключевая идея курса - изучение родного языка с позиции его духовной, культурно- исторической ценности.

Специфика курса «Русский язык» требует особой организации учебной деятельности школьников в форме урочной деятельности. Предпочтительные формы на уроках: фронтальная, парная. Преобладающей формой текущего  контроля выступает контрольная работа (КР), проверочная работа (ПР), устный опрос(УО), словарный диктант (СД), практическое задание (ПЗ).

Лингвистическое  образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона образования  связана с формированием практических способов учебной деятельности, духовная – с духовно- нравственным и лингвистическим развитием человека.

Практическая полезность обусловлена, тем, что в ходе освоения курса «русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Без базовой подготовки по предмету «Русский язык» невозможно стать образованным человеком. Изучение русского языка в начальной школе – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему обучению.

        Обучение данному предмету  даёт возможность развить у обучающихся  мышление, воображение, интеллектуальные творческие способности.

Новизна данной программы  заключается: 

В изменении количества часов по темам:

- отведено больше часов на тему «Повторение»  на 2 часа, в связи с проведением  административной контрольной работой, на которую в авторской программе часы не предусмотрены;

-больше часов отведено на тему «Предложение» - на 2 часа, так как для данного класса эта тема вызывает больше затруднений;

-   практика показывает, что больше всего трудностей ученики испытывают при изучении темы «Глагол». Поэтому на эту тему в рабочей программе отведено на 11 часов больше.

- больше отведено часов на тему «Имя прилагательное» на 2 часа, в связи с проведением административных контрольных работ.

- больше отведено часов на повторение изученного за год на 5 часов.

 - уменьшено количество часов в теме «Слово в языке и речи» - на 12 часов, в теме «существительное» на 3 часа  так как материал этой темы для учеников не новый, а знакомый с 3 класса.  

      При организации  процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением  педагогической технологии  традиционного обучения.

      Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: конкурс, олимпиада,  проект.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла в форме диктанта с грамматическим заданием.

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;  

 • эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные результаты

Регулятивные

• принимать и сохранять учебную задачу

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной  оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки  и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке.

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.


Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
  • определять круг своего незнания.
  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информации  в учебнике.
  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
  • определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
  • находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях, в учебнике.
  • наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы.

Коммуникативные

 • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения   различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

Предметные результаты.

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

3. Осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

6. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Планируемые результаты по русскому языку (систематическому курсу)

- знание букв русского алфавита, знание разных групп звуков, знание правил правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, правил правописания слов с заглавной буквы, правила переноса слов.

- представление о различении предложений по цели высказывания, о признаках текста,  об основных признаках согласных и гласных букв;

- умения вычленять звуки из слова, правильно их произносить, различать согласные звуки по глухости - звонкости, твёрдости – мягкости,   обозначать на письме мягкость согласных звуков соответствующими буквами,  делить слова на слоги, выделение в слове ударного  слога; переносить слово по слогам, делить предложения на  слова и определять их количество; правописание  строчных и заглавных букв, их соединения; правильное списывание  слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом; письмо под диктовку слов, предложений из 3-5 слов, текстов – не более 15 слов; употребление заглавной буквы в начале предложения, точки в конце предложения; письмо  с заглавной буквы имен и фамилий людей, кличек животных; устное составление текстов из 3-5 предложений на определенную тему; переноса слов,  правописание слов с сочетаниями – жи, ши, ча, ща, чу, щу.

        Требования к уровню подготовки учащихся на конец обучения  4 класса

 должны знать:

     Виды предложений по интонации и цели высказывания и типы предложения (простые и сложные, распространённые и нераспространённые), их признаки;

  • Прямую речь и знаки препинания при прямой речи;
  • части речи существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие, предлог), их грамматические признаки, лексическое значение;
  • однородные члены предложения и  их признаки определения;
  • названия падежей и их вопросы;
  • три склонения имён существительных;
  • особенности личных местоимений;
  • время и  спряжение глагола;
  • состав слова и состав предложения.

должны уметь:

  •    орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
  • различать буквы и звуки;
  •    производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
  •    производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
  •    производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
  •     определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
  •     определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
  •    писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
  •    различать словосочетание и предложение;
  •     работать  со словарями и соблюдать орфоэпические нормы;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Содержание учебного предмета

 Предложение  – 30 часов

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Обращение.

 Части речи – 120 часов

Имя существительное – 40 часов.

Общие сведения об имени существительном. Изменение  имени существительного при сочетании с другими словами. Основные типы склонения имён существительных. Правописание окончаний имён существительных в единственном числе. Правописание окончаний имён существительных во множественном числе. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное – 25 часов.

Общие сведения об имени прилагательном. Склонение   имён  прилагательных в форме единственного числа мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме мужского и среднего рода единственного числа.  Склонение имён прилагательных в женском роде единственного числа.  Склонение  и правописание  окончаний имён прилагательных во множественном числе. Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение – 7 часов.

Общие сведения о личных местоимениях. Склонение личных местоимений.

Глагол – 45 часов.

Общие сведения о глаголе.   Неопределённая форма глагола. Время глагола.  Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание глаголов с частицей ся, -тся, - ться. Особенности употребления глаголов в речи.  Составление текстов с использованием глаголов близких и противоположных по значению. Морфологический разбор глагола.

Наречие – 3 часа.

Лексико – грамматические признаки. Правописание суффиксов –о, -а в наречиях с приставками до-, из-, с-, в-, на,- за-.  Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.

Повторение – 20 часов.

Однородные члены предложения Морфологический разбор имён существительного и прилагательного, глагола. Основные типы склонения имён существительных. Основные типы склонения имён существительных. Правописание окончаний имён существительных в единственном числе. Правописание окончаний имён существительных во множественном числе  Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме мужского и среднего рода единственного числа.  Склонение имён прилагательных в женском роде единственного числа.  Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов –о, -а в наречиях с приставками до-, из-, с-, в-, на,- за-.

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

  1. Программа. Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Издательство «Просвещение»2011.

  1. Учебники

Русский язык

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. М.: Издательство «Просвещение» 2016.

3.  Рабочие тетради.

1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Издательство «Просвещение» 2016.

В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с нечитающими, так и с читающими учениками. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников.

В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.

Методические пособия

1) Канакина В.П., Тикунова А.И.. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителей начальных классов. М.: Издательство «Просвещение» 2011.

В пособии представлены тексты для диктантов и творческих работ, рекомендации по работе с ними для учителя.

Контрольно – измерительные материалы.

1. . Контроль-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс/Сост. В.А.Синякова.-4-е изд., перераб. –М.:ВАКО, 2013.-80 с.

2. Канакина В.П. Русский язык. Тестовые задания. 4 класс.

В данном пособии представлены тематические тесты, предупредительные диктанты, контрольные диктанты, контрольное списывание,  грамматические задания, объяснительные диктанты по каждой теме.

В пособии представлены тесты по каждой теме.

Технические средства обучения

  1. Маркерная  доска с интерактивной  приставкой.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. МФУ.
  4. Ноотбук.

Экранно-звуковые пособия

  1. Электронное приложение к учебнику:

 Канакина В.П., Горецкий В.Г .Русский язык. Учебник. 4 класс 2016 г.

Пособие содержит набор тренировочных заданий, звуковое объяснение нового материала, контрольные задания,  отвечающие требованиям программы.

ЦОР

1. Сайт: http://5klass.net/russkij-jazyk-3-klass.html

2. . Сайт: http://www.proshkolu.ru/lib/list/t11-s3-c5

3. . Сайт: http://tapisarevskaya.rusedu.net/

4. . Сайт: http://pedgazeta.ru/docs.php?cid=2&rid=217

5. . Сайт: http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19846/

Содержит  тренировочные задания, отвечающие требованиям программы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...