Изложение как средство развития речи младших школьников.
статья по русскому языку на тему

Найда Галина Ивановна

Изложение играет особую роль в развитии речи младших школьников. Оно приобщает детей к лучшим образцам литературного языка. Тексты, написанные мастерами слова, способствуют формированию правильности речи обучающихся, художественного вкуса, языкового чутья. Благодаря изложению развивается логическое мышление, обогащается письменная и устная речь ребёнка. Дети учатся содержательно и убедительно высказывать свои мысли. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изложение как средство развития

речи младших школьников

Найда Галина Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ СШ №11 г. Новый Уренгой ЯНАО

Речь – основное средство коммуникации, самовыражения, показатель интеллекта и нравственности, сложная деятельность человека, связанная с мышлением. Она является основой всякой умственной деятельности. Все научные открытия, произведения искусства являются результатом передачи и приёма мыслей, чувств.

Именно поэтому развитие связной речи младших школьников, и не только, является  важной задачей обучения родному языку, решение которой связано с организацией учебного процесса по следующим направлениям:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  • освоение обучающимися культуры речи, употребления в речи норм современного русского языка;
  • формирование навыков связного изложения мысли в устной и письменной форме.

В этом смысле следует отметить особую роль изложения, как упражнения, приобщающего школьников к лучшим образцам литературного языка. Тексты, написанные мастерами слова, способствуют формированию правильности речи обучающихся, художественного вкуса, языкового чутья. Благодаря изложению развивается логическое мышление, обогащается письменная и устная речь ребёнка. Дети учатся содержательно и убедительно высказывать свои мысли.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что написать изложение ребёнку гораздо труднее, чем сочинение. Ведь ему предстоит понять текст, написанный другим человеком, изложить его в письменной форме, соблюдая стиль автора и  не исказив при этом основное содержание и авторскую идею.  

Следовательно, урок изложения требует сложной организации и тщательной подготовки учителя.

Прежде всего, обращаем внимание на название текста, так как в нём заложена основная мысль. Вместе с тем важен и другой вопрос:  «Зачем написан этот текст?» На уроке с ребятами обсуждаем  не только основную мысль текста, но и коммуникативное намерение автора. Только тогда, когда  поймём замысел автора, мы сможем объяснить употребление в тексте тех или иных слов, грамматических форм. Это поможет ребёнку запомнить авторские лексемы и использовать их в письменном пересказе.

Важным этапом урока изложения является предварительная беседа, основной целью которой является мотивация и целеполагание. Учитель читает текст будущего изложения, выписывает на доску заголовок. Обсуждаем тему текста, уточняем понятия, незнакомые слова.

На этапе составления плана текста очень важно понять, что и как написал автор текста. Рассматриваем структуру текста (вступление, основная часть, заключение), определяем тему каждой структурной части, её содержание (о чём хотел сказать автор). Озаглавливаем каждую часть и записывает в виде плана на доске. Обсуждаем коммуникативное намерение автора: зачем это написано, какие слова подобрал автор, как построил предложения, чтобы мы его поняли.

Рассмотрим фрагмент урока изложения текста «Снежные фонтаны».

В зимнюю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечером они щиплют на берёзах ветки. А потом с высокой ветки камнем падает птица в глубокий сугроб. Пробьёт тетерев лунку в сугробе и идёт под снегом в сторону. Там в сыпучем снегу засыпает. Я шёл с охоты в лунную ночь. Вдруг на поляне взлетел снежный фонтан. Один за другим взлетали из снега тетерева. Алмазами сверкала снежная пыль при лунном свете. Я ускорил шаг и увидел рыжего лиса. Разбойник вспугнул птиц и начал душить их. Я ударил из ружья. Хищник как подкошенный лёг между лунок. От выстрела взметнулись десятки фонтанов. Они были сказочно прекрасны лунной ночью. (92 слова.)

По И. Арамилеву.

Учитель. К какому типу и стилю можно отнести этот текст? Зачем автор рассказал нам эту историю? Мы ведь уже знаем, что писатель не только передаёт  какую-то информацию, но и хочет воздействовать на нас.

Ученики. Автор рассказал нам о тетеревах: как они питаются, ночуют, кто их враг. Ещё он описал необычные снежные фонтаны. Хотел, чтобы мы увидели их красоту. Поэтому можно сказать, что в тексте есть и повествование, и описание.

И ещё я думаю, что Арамилеву не понравился лис, который напал на тетеревов.

Учитель. Молодцы. Вы поняли коммуникативное намерение автора.  Вы совершенно правы. В тексте есть черты повествования и одновременно что-то похожее на описание – угадывается стиль научно-популярного рассказа.

Какие же слова подобрал автор, как построил предложения, чтобы мы его поняли? Почему вы считаете, что лис не нравится писателю?

Ученики. Автор назвал лиса разбойником, хищником. О тетеревах он нам рассказал нам с помощью  слов и словосочетаний: ищут поляну, щиплют ветки, пробьёт лунку, идёт в сторону.

Учитель. Какие слова помогли нам ярче представить картину происходящего?

Ученики. Зимняя стужа, большая поляна, глубокий сугроб, сыпучий снег, лунная ночь, снежный фонтан, сказочно прекрасны.

Учитель. Как вы понимаете слова  падают камнем?

Ученики. Это значит упасть быстро, стремительно и тяжело.

Учитель. Да, верно. Падать камнем – значит упасть с быстротой и тяжестью падающего камня.  А какое сравнение есть в тексте?

Ученики.  Писатель сравнивает снег с пылью и алмазами. Значит, он был сухой, сыпучий и очень блестящий. И. Арамилев пишет так: «Алмазами сверкала снежная пыль».

 (Все слова записываются на доске.)

Учитель. Молодцы. Теперь давайте посмотрим, как построен этот текст. На сколько частей его можно разделить?  Что можно отнести  к первой части?

(Дети делят текст на части и озаглавливают их. Названия частей записываются на доске. Так создается план текста.)

Ученики. Текст состоит из четырёх частей. В первой части рассказывается о том, как птицы ищут себе ночлег. Поэтому озаглавить её можно «В поисках ночлега». К серединной части подходит название «Снежные фонтаны».  Далее описывается встреча с рыжим лисом. Мы бы её озаглавили «Рыжий разбойник». К последней части подходит заглавие «Новые фонтаны».

Такое подробное  обсуждение содержания текста, грамматических форм помогает ребятам запомнить слова, выражения и использовать их в письменном пересказе.

Литература

  1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя. – М.,2005.
  2. Педагогическое речеведение: словарь-справочник: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. – М., 2000.
  3. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ИНТОР, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Организация работы над темой Фольклор как средство развития речи младших школьников

Эта работа расчитана на то, чтобы научить детей  воспринимать  выразительные средства языка в соотве ствии с их функцией в художественном   произведении;- на...

Методический семинар по теме: "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих четкого грамматического оформления, ре...

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...