«Сочинение как средство развития речи младших школьников»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Краснова Ольга Николаевна

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                             

 «Сочинение  как  средство  развития  речи  младших  школьников»

                                                                   

  подготовила

                                                                    учитель начальных классов

                                                                             Краснова Ольга Николаевна

Добрый день, коллеги. Позвольте начать мне свое выступление словами М.Пришвина:

«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной».

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.

Одним из видов  творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место. Оно служит эффективным средством воспитания, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст.

Актуальность подтверждается тем, что  в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи  у учащихся.

               Уровни развития речи у учащихся.

  В работе по развитию речи учащихся  выделяют   четыре  уровня:

Произносительный

Лексический

Грамматический

Текст

                            Формы речи: устная и письменная.

Различают две формы речи: устная  и письменная.

          Качества речи.

Правильность речи достигается благодаря знанию норм литературного языка и их внимательному применению при построении речи.

Отмечают такие качества речи:

Правильность

Точность

Уместность

Богатство

Выразительность

Чистота

Логичность

Ясность

                 

      Методы и приемы развития речи у учащихся.

Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов:

имитативных, коммуникативных  и  метода конструирования

Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.

Имитативные методы по-другому  можно назвать методами «по образцу». В арсенал методов «по образцу» входят следующие упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели; отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности. Метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Это: создание речевых ситуаций; ролевые игры, походы и экскурсии, специально организованные наблюдения; рисование картин, ведение записей; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров - докладов, выступлений.

Метод конструирования текста располагает большим набором приемов и типов речевых упражнений: это словарная работа, работа над словосочетанием,  предложением;  работа с понятиями, сравнение предметов, явлений природы по их признакам; моделирование структуры текста, образцов,  редактирование своего текста; составление текстов различных смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы.

Как видим, такой вид работы над развитием речи младших школьников, как сочинение  используют все перечисленные методы.

                    Виды сочинений.

        По жанрам  сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанных жанров.

        В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование – это самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Осенний лес», «Кто как готовится к зиме», «Чудеса природы»).

        Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.

Рассуждение – это связанный текст, в котором для доказательства какого – то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – к выводам  («За что дети любят Буратино и Карлсона?»).

                           Методика работы над сочинением.

Первым шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема - это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема всегда связана с идеей. Идея - это мысль писателя, выраженная им в художественных образах.

Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема «Первые признаки весны».  Учитель (а в 3-4 классе сами дети) может и по-другому сформулировать заглавие: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет».

Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими, серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное  с темой. Первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

Следующим шагом в работе по написанию сочинения является составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект. План бывает: письменный, устный, картинный. В первом классе планом являются вопросы учителя (вопросный план), отвечая на которые дети составляют несколько связанных по смыслу предложений. Во втором классе план составляют по вопросам  учителя и вопросам учащихся.  Дети третьего класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному  плану. В четвертом   классе ученики  самостоятельно составляют план к заданной теме.

Рекомендуется план из трех-пяти  пунктов. Готовых планов не дается, потому, что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть  составлен и заранее, например, при длительной подготовке к сочинению, тогда план  может перестраиваться, совершенствоваться.

           Накопление материала – следующая подготовительная ступень к сочинению. В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения.   Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные (ключевые) слова. Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает,  отбор и подготовку словаря, проверку правописания слов, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста.

 Кульминацией работы является написание сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи; затем  самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Во втором и третьем классе для написания сочинения выделяется один урок,  в четвертом – один урок и двадцать  минут второго урока.

Сочинение и подготовка к нему обычно занимают гораздо больше времени, чем другие виды работ. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план, поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Заключение

Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку  занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи  именно в начальной школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много  новых  слов,  овладевают учебно-научным стилем речи. Нужно дать ученику  возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнем развивать у детей речь, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи  младших школьников через сочинительную деятельность.            

 Развитие речи идет параллельно с развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учатся грамотно излагать свои мысли. Это помогает им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие речи у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми словами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.

Как составить текст – повествование.

  1. Определи, о чем будешь рассказывать (какова  тема  текста)?
  2. Какая мысль в рассказе будет  основной?
  3. Как лучше озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ ( о чем будет говориться во вводной части)?
  5. О чем ты расскажешь в основной части ( как развивалось действие, какой момент  был самым напряженным, чем все завершилось)?
  6. Как можно закончить рассказ ( какой будет заключительная часть)?
  7. Озаглавь текст и напиши его.
  8. Проверь работу.

 Как  составить текст – описание.

  1. Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своем тексте?
  2. Выдели признаки предмета.
  3. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
  4. Озаглавь текст и напиши его.
  5. Проверь работу.

            

Как составить текст – рассуждение.

  1. Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
  2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
  3. Вывод.
  4. Озаглавь текст и напиши его.
  5. Проверь работу.

   

Описание неодушевленного предмета.

  1. Какой предмет изображен на рисунке?
  2. Какого цвета этот предмет или его части?
  3. Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане?
  4. Особенности этого предмета ( размер, состояние; новый, старый, чистый…; свойства: красивый, полезный).
  5. Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться)?
  6. Какие краски использовал  художник (яркие, тусклые. Светлые, темные…)?
  7. Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
  8. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).

Описание животного.

  1. Какое животное изображено на рисунке?
  2. Какого цвета это животное или его части?
  3. Что оно делает, его поза?
  4. Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?
  5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный…)
  6. Какая у него морда?
  7. Какое у него  настроение, какой характер?
  8. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые. Светлые, темные…)?
  9. Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
  10. Твое отношение  к этой картинке ( нравится, приятно на нее смотреть).

                       Описание растения.

  1. Какое растение изображено на рисунке?
  2. Какого цвета это растение или его части?
  3. Где растет это растение. Что ты видишь на заднем плане?
  4. Какое время года художник изобразил на рисунке?
  5. Особенности этого растения: размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный)
  6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые. Светлые, темные…)?
  7. Твое отношение к этому растению ( нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
  8. Твое отношение к этой картине ( нравится, приятно на нее смотреть).

 Портретное описание человека или сказочного персонажа.

  1. Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке?
  2. Из какой сказки?
  3. Что он делает, его поза?
  4. Его возраст.
  5. Какое у него лицо (морда)?
  6. Какое у него настроение, какой характер?
  7. Во что он одет, какого цвета его одежда?
  8. Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане.
  9. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)?
  10. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  11. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).

Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж).

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Что он делает?
  3. Как он это делает, с каким настроением?
  4. О чем он думает, говорит, поет?
  5. В какой позе он нарисован?
  6. Какое у него лицо (морда)?
  7. Его возраст.
  8. Какое у него настроение, какой характер?
  9. Во что он одет, какого цвета его одежда?

  1. Где находится этот персонаж?
  2. Какое время года изображено на рисунке?
  3. Что нарисовано  ближе всего к тебе?
  4. Что находится в центре картинки?
  5. Что ты видишь на заднем плане?
  6. Какие краски использовал художник ( яркие, тусклые, светлые, темные…)?
  7. Твое отношение к этому персонажу ( нравится, хотел бы с ним встретиться. Поиграть, подружиться).
  8. Твое отношение к этой картинке (нравится. Приятно на нее смотреть).
  9. О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок.

Описание сюжетного рисунка (изображено несколько персонажей).

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Что они делают?
  3. Что делает первый персонаж?
  4. Как он это делает, с каким настроением?
  5. О чем он думает, говорит, поет?
  6. В какой позе он нарисован?
  7. Какое у него лицо (морда)?
  8. Его возраст.
  9. Какое у него настроение, какой характер?
  10. Во что он одет, какого цвета его одежда?
  11. Что делает второй персонаж?
  12. Как он  это делает, с каким настроением?
  13. О чем он думает, говорит, поет?
  14. В какой позе он нарисован?
  15. Какое у него лицо (морда)?
  16. Его возраст.
  17. Какое у него настроение, какой характер?
  18. Во что он одет, какого цвета его одежда?
  19. Твое отношение  к этому персонажу (нравится ли. Хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  20. Где находятся эти персонажи?
  21. Какое время года изображено на рисунке?
  22. Что нарисовано ближе всего к тебе?
  23. Что находится в центре картинки?
  24. Что ты видишь на заднем плане?
  25. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)?
  26. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть)
  27. О чем ты думаешь. Глядя на этот рисунок.

                                           Список литературы

  1. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.А. Ладыженская -  М., 1991.
  2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст]: пособие для учителей начальных классов / М. Р. Львов - М., 1985.
  3. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М.Р.Львов - М., 1975.
  4. Люблинская А. А. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971.
  5. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» [Текст] / Начальная школа. - 1998.- № 9. - с. 50-53.
  6. Потурьева Л. В. Обучение сочинению в начальных классах [Текст] / Начальная школа. - 1988. -№ 2. -с. 30-35.