Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практическая деятельность» (для незрячих)
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

«Предметно – практическая деятельность»

Рабочая программа учебного курса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  представляет собой курс обучения учащихся 2-го класса образовательных учреждений  III  и    IV вида (для незрячих и слабовидящих детей ) культуре устной речи на основе изучения разделов курса  русского языка «Фонетика», «Орфоэпия»,  «Культура устной речи».   Программа рассчитана на 35 часов.                                                                                                                                                      Невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что в настоящее время большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. Речь «грешит» орфоэпическими ошибками, нечетким произношением, неоправданно быстрым темпом, при котором проглатываются окончания слов, невыразительным интонированием. В сфере устного общения наступил кризис литературного языка.                                                                                                                                                                                      Цель курса: более полное и глубокое изучение вопросов фонетики и орфоэпии, усиление внимания к культуре устной звучащей речи.                                                                                                                                                                                                                        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Государственное  бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное   учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №75

III и IV вида для детей с нарушением зрения»

                         

                                                                   

                                                                                                                  Рабочая программа

по коррекционному курсу «Предметно – практическая деятельность» (для незрячих)

 (1 ч. в неделю, 33 ч. в год)

Составитель: Карасёва М. П.  (I квалификационная категория)

Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

«Предметно – практическая деятельность»

Рабочая программа учебного курса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  представляет собой курс обучения учащихся 2-го класса образовательных учреждений  III  и    IV вида (для незрячих и слабовидящих детей ) культуре устной речи на основе изучения разделов курса  русского языка «Фонетика», «Орфоэпия»,  «Культура устной речи».   Программа рассчитана на 35 часов.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что в настоящее время большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. Речь «грешит» орфоэпическими ошибками, нечетким произношением, неоправданно быстрым темпом, при котором проглатываются окончания слов, невыразительным интонированием. В сфере устного общения наступил кризис литературного языка.                                                                                                                                                                                                                                                                                           Цель курса: более полное и глубокое изучение вопросов фонетики и орфоэпии, усиление внимания к культуре устной звучащей речи.                                                                                                                                                                                                                         Задачи курса:                                                                                                                                                                                                                                                                                                      -  ознакомление учащихся со звуковой системой русского языка;                                                                                                                                                                                                                                                                    - формирование культуры произношения;                                                                                                                                                                                                                                                - развитие навыков выразительной устной  речи, хороших голосовых данных.

Содержание.

В мире звуков, или звуковая система русского языка  (13 ч.) В раздел входит материал, изучаемый в курсе русского языка для начальной и средней школы и подлежащий обязательному усвоению. К нему относятся сведения о звуках речи – гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных, слоге, ударении, фонетической транскрипции и т.д.

Интонация (7 ч.) В раздел включен материал, соответствующий требованиям Федерального стандарта образования по русскому языку и отражающий коммуникативно – речевой и культурологический подход к изучению звуковой системы языка. Это сведения об интонации, о таких её составных частях, как пауза, логическое ударение, темп, тембр, ритм речи, а также о том, как ими пользоваться, чтобы воздействовать на чувства человека.

Раздел «Ваш голос» (6 ч.) посвящен развитию голосовых данных человека. В нем раскрывается значение красивого голоса в речевом общении, даются характеристики хорошего и плохого голоса, а также описываются такие его свойства, как громкость, высота, полётность, выносливость. Большой интерес представляют практические советы и упражнения по улучшению собственного голоса.

В разделе «Звук и смысл» (2 ч.)  раскрывается тайна соединения в слове звука и смысла. Не только слова, но и звуки речи несут в себе определённую информацию о том, как звучание и значение соединяются в слове и возникает язык.

В разделе «Звуковая живопись» (6 ч.) учащиеся узнают об изобразительных возможностях звуков, об их способности ярко воссоздавать картины действительности, передавать голоса природы. Они научатся разгадывать тайны звукописи, видеть за звуковой формой слова скрытый смысл.

Весь игровой материал излагается в доступной, игровой, занимательной форме, способствующей пробуждению интереса учащихся к русскому языку, развитию мышления, воображения, эмоций.

К концу года обучающиеся должны:

- знать характеристики звуков;

- производить фонетический разбор слов;

- правильно ставить ударения (словесные и логические);

- четко артикулировать звуки;

- выразительно интонировать фразы в соответствии с речевой задачей, критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм;

- знать критерии хорошей речи, способы и направления работы по улучшению собственной речи и голоса.

№ п\п

Изучаемый материал, тема учебного материала

Кол-во     часов

Календ. сроки

Фактич. сроки

                                                   

                                                 Планируемые результаты

знания

умения

УУД

В мире звуков, или звуковая система русского языка  (13 ч.)

1

Что мы слышим? Звуки природы и звуки речи…

1

Различие между звуками.

Определять положение

звука в слове, выделять

изученные звуки;

Постановка целей урока (П);  

2

Что изучает фонетика?

1

Единицы устной речи

Определять единицы речи

Анализ, сравнение, обобщение (П)

3

Какие бывают звуки речи?

1

Звуки речи

Определять положение

звука в слове, выделять

изученные звуки;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

4

Звуки – смыслоразличители. (Занимательно о фонеме )

1

Фонема-звук, различающий слова

5

Гласные и согласные звуки.

1

Отличие гласных и согласных звуков.

Различать гласные и согласные звуки

 Построение логической цепи рассуждений, доказательство (Л)                                                      

6

Звонкие и глухие согласные.

1

Отличие зв.- гл. согл.

Различать зв.-гл.сгл.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)  

7

Оглушение и озвончение согласных

1

Парные согласные

Правила произношения

8

Твердые и мягкие согласные

1

Отличия тв. – мяг.зв.

Правила

Построение логической цепи рассуждений, доказательство (Л)

9

Звук, который играет в прятки.

1

Звук (йот)

Слышать звук

Контроль, коррекция, оценка (Р)

10

Слог

1

принцип деления слов на слоги

читать слоги, слова  определять

количество слогов  в слове

Анализ, сравнение, обобщение (П)

11

Звуковые близнецы (омофоны)

1

омофоны

Определять омофоны

12

Волшебник «Ударение»

1

Ударение-средство смыслового различения слов

Различать слова; особенности русского ударения

Построение логической цепи рассуждений, доказательство (Л)

13

Звуковая «физиономия» речи (Фонетическая транскрипция)

1

Фонетическая транскрипция

Как слово произносится

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Ваш голос (6ч.)

14

Зачем нужен красивый голос.

1

Голос-достоинство

Владеть своим голосом

Контроль, коррекция, оценка (Р)

15

Что такое «хороший голос»?

1

Характеристика хорошего голоса

16

Свойства голоса. Тембр.

1

17

Свойства голоса. Высота голоса.

1

18

Свойства голоса. Громкость (сила) голоса.

1

19

Свойства голоса. Полётность голоса.

1

Интонация (7ч.)

20

Зачем нам нужна интонация?

1

Роль в общении

21

Из чего состоит интонация, или интонация под микроскопом. Мелодика.

1

Составные части интонации

Использовать элементы интонации

Контроль, коррекция, оценка (Р)

22

Из чего состоит интонация. Логическое ударение.

1

23

Из чего состоит интонация. Пауза.

1

24

Из чего состоит интонация. Темп речи.

1

25

Из чего состоит интонация. Тон.

1

26

Из чего состоит интонация. Ритм.

1

27      28

Звук и смысл  (Имеет ли звук значение?)

2

Звуки речи-носители информации

Составлять «портрет звука»

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Звуковая живопись (6 ч.)

29    30

Как передаются голоса природы? (О звукоподражании)

2

Значение звукоподражательных слов

Находить эти слова

Построение логической цепи рассуждений, доказательство (Л)

31      32

Тайны звукописи.

2

Звуковая оболочка

Построение логической цепи рассуждений, доказательство (Л)

33    34

Звуковой символизм.

2

35

«Звуковой» КВН.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс.

Рабочая программа  по  коррекционному курсу  "Предметно- практические действия" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант1)....

Рабочая программа коррекционного курса " Предметно-практические действия" 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса " Предметно-практические действия" 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» 2 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  коррекционному курсу  «Предметно- практические действия»    2 КЛАСС...

Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Предметно-практические действия"

Индивидуальная рабочая прграмма ученика 1 класса по учебному курсу Предметно-практичесие действия...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)....

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

  Актуальность коррекционного курса "Предметно-практические действия" заключается в  формировании целенаправленных произвольных действий с различными предметами и матер...