Рабочая программа"Письмо и развитие речи", 3 класс 8 вид
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Золотухина Татьяна Владимировна

Данная программа составлена на основе программы  для специальных   ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_i_razvitie_rechi_3_kl.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Яснинская  средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»                                                «Согласовано»                                        «Утверждаю»

на заседании МО учителей                                         Заместитель директора по УВР                        Директор МБОУ Яснинская СОШ №1

начальных классов                                                Филиппова И. Г.

_______________________                                                       ___________________________                        ______________________ Золотухина Т.В.

Протокол № _____                                                «___» __________________ 2017г.                        Приказ № ______________

от «___» _____________ 2017г.                                                                                         от «___» _____________ 2017г.

Руководитель МО:

             Подгорбунская Н.В.

Рабочая программа

по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 

(адаптированная, VIII вида)

для 3    класса

2 час в неделю (всего 68 час )

Учитель Золотухина Т.В.

2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы  для специальных   ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Процесс обучения умственно отсталых детей должен максимально содействовать его встроенному развитию. Адекватность поведения и приспособленность в жизни определяются уровнем его развития: моторики, речи, знаниями и умениями.

Главная цель- приспособление  умственно отсталых детей к жизни и труду.

Основные  задачи начального  обучения умственно отсталых детей:

      Установление контакта, воспитание умения подчиняться режиму старшим, правилам поведения;

  • Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики;
  • Организация предметной деятельности. Сенсорное восприятие – формирования основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и воспитание умения ими пользоваться;
  • Развитие речи. Исправление речевых дефектов;
  • Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счёту, элементарному труду

Методы работы с детьми- коррекция в начальных классах должна приближаться к методам, применяемым в дошкольной и преддошкольной педагогике.

Основные требования к методике обучения коррекции умственно отсталых детей младшего возраста:

  1. Игровая форма является доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
  2. Использование эмоций, как относительно более сохранной стороны у глубоко отсталых детей, для привлечения их внимания , интереса повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей.
  3. Использование подражательности, свойственной глубоко отсталым детям.
  4. Предметно-действенное обучение, организация постоянной активности практической деятельности детей с конкретными предметами по определённым задачам, поставленным учителем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет её.
  5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводят к обобщению.
  6. Постепенное условие самостоятельных действий детей : от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Постепенное включение речи во все виды работ.
  7. Большая повторяемость материала: применение его в новых ситуациях.
  8. Индивидуальная работа. Каждое задание, должен выполнять каждый ребёнок. Обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего,  необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшее объяснение должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения,  по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы

Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых  школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие  этого в коррекционных  образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

Во 2-4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных глухих и звонких, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях,  по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово

В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. В 4 классе даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень

Предложение

Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой . Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации  и овладевают пунктуационными  навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

В 4 классе даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса – имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

Связная речь

Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности илагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2-4 классах проводятся  подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки  связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки

У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью.  Работа эта заключается в закреплении  написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Обучение по письму и развитию речи ведётся по учебнику «русский язык» для специальных (коррекционных  образовательных учреждений VIII вида). На индивидуальное обучение согласно учебному плану на изучение предмета «Письмо и развитие речи» в 3 классе отводится 68 часов. (по 2 часа в неделю, 34 недели)

Тематический план разделов учебного курса в 3 классе

Письмо и развитие  речи (68 ч.)

№ п/п

Учебный раздел

Кол-во часов

1

Повторение

4

2

Звуки и буквы

42

3

Слово

15

4

Предложение

4

5

Повторение

3

                                                                                        Итого: 68 часов

Программа  учебного курса  «Письмо и развитие речи»

3 класс

ПОВТОРЕНИЕ

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списка учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Гласные ударные и безударные.

Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные . Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы).

СЛОВО

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам  кто? что? И правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях  (по вопросам кого? чего? кому? Чему? и др.)

Расширение круга собственных имён: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

Название признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;

Нахождение слов, обозначающих признаки(качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков(качеств), сравнение двух предметов по их качествам ( снег белый, а уголь чёрный, камень твёрдый, а вата мягкая);

Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о(об) и писать их раздельно со словами( с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарём, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа(вижу кого? или что?), родительного падежа(кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа(кому? чему?), предложного падежа( где? с предлогами в и на, о ком? о чём?), творительного падежа(кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме(столяр, строгать, доска).

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

СВЯЗНАЯ  ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинке.

Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу( в более лёгких случаях- самостоятельно).

Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Данный раздел распределён на весь курс 3класса.

ПОВТОРЕНИЕ

Основные требования к знаниям и умениям учащихся (3 класс)

Учащиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст(20-25 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

                Алфавит.

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи

3 класс (68 ч)

Номер урока

Название раздела и темы урока

Содержание урока

Дата

По плану

По факту

Повторение (4 ч)

1, 2, 3

Предложение.

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

4

Контрольное списывание № 1.

Контроль знаний, умений, навыков.

Звуки и буквы (42 ч)

5, 6, 7

Звуки и буквы.

Звуки и буквы.

8, 9

Порядок букв в русской азбуке.

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списка учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

10

Контрольный диктант № 1 по теме «Звуки и буквы».

Контроль знаний, умений, навыков.

11, 12

Гласные и согласные звуки и буквы.

Звуки гласные и согласные.

13, 14, 15

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я.

Слогообразующая роль гласных. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных.

16

Контрольное списывание № 2.

Контроль знаний, умений, навыков.

17, 18, 19

Ударение в слове.

Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Гласные ударные и безударные.

20, 21, 22

Слог как часть слова.

Деление слова на слоги.

23

Контрольный диктант № 2 по теме «Звуки и буквы».

Контроль знаний, умений, навыков.

24, 25

Перенос слов при письме.

Перенос части слова при письме.

26, 27, 28

Твердые и мягкие согласные.

Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

29

Контрольное списывание № 3.

Контроль знаний, умений, навыков.

30, 31, 32

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

33, 34, 35

Гласные после шипящих.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

36

Контрольный диктант № 3 по теме «Звуки и буквы».

Контроль знаний, умений, навыков.

37, 38

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Парные звонкие и глухие согласные.

39, 40, 41, 42

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы).

43, 44, 45

Разделительный мягкий знак (ь).

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

46

Контрольный диктант № 4 по теме «Звуки и буквы».

Контроль знаний, умений, навыков.

Слово (15 ч)

47, 48, 49

Названия предметов.

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам  кто? что? И правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях  (по вопросам кого? чего? кому? Чему? и др.)

50, 51

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.

Расширение круга собственных имён: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

52

Контрольное списывание № 4.

Контроль знаний, умений, навыков.

53, 54, 55

Названия действий.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

56, 57, 58

Названия признаков.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

Название признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;

Нахождение слов, обозначающих признаки(качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков(качеств), сравнение двух предметов по их качествам ( снег белый, а уголь чёрный, камень твёрдый, а вата мягкая);

Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

59, 60

Предлоги.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о(об) и писать их раздельно со словами( с помощью учителя).

61

Контрольный диктант № 5 по теме «Слово»

Контроль знаний, умений, навыков.

Предложение (4 ч)

62, 63, 64

Предложение.

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа(вижу кого? Или что?), родительного падежа(кого? Или чего? Нет у кого?), дательного падежа(кому? Чему?), предложного падежа( где? С предлогами в и на, о ком? О чём?), творительного падежа(кем? Чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме(столяр, строгать, доска).

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

65

Контрольное списывание № 5.

Контроль знаний, умений, навыков.

Повторение (3 ч)

66, 67

Повторение.

Повторение изученного в 3 классе.

68

Итоговый контрольный диктант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Развитие речи для 2 класса

  Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельнос...

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В....

Рабочая программа к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы) с 1-4 класс

Рабочая программа по русскому языку к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы),кружок...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочая программа «Письмо и развитие речи» 4 класс VIII вид надомное обучение

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 4 класс VIII вид надомное обучение. По учебнику А. К. Аксёновой, Н. Г. Галунчиковой. Разработана на 68 часов, 2 часа в неделю. Соответствует ФГОС О...

Рабочая программа спецкурса по развитию речи Секреты нашей речи

Рабочая программа спецкурса по развитию речи в начальных классах "Секреты нашей речи"...

Рабочая программа по предмету «Развитие речи и письмо»

Рабочая программа  по предмету «Развитие речи и письмо»  для обучающихся с легкой умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов  освоения АООП. Прог...