Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

Донская Снежана Степановна

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_i_ktp.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа  составлена на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г.

Количество     часов     по     программе                                          170      

Количество часов в неделю по учебному плану                            5

Количество часов в год                                                                     170

Учебник:

Русский язык 2 класс. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./  Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова. - Москва  «Просвещение» 2010 г.

    В младших классах школьникам, обучающимся по специальной (коррекционной) программе, даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

      Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

      Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

      Школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

      Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению.

      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

      В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

      Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

      Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

ПРОГРАММА

2 класс 170 ч (5 ч в неделю)

 

ПОВТОРЕНИЕ

      Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

      Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.

      Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

ЗВУКИ И БУКВЫ

      Звуки гласные и согласные, их различение.

      Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

      Слова с гласной э.

      Слова с буквами и и й, их различение.

      Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

      Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

      Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

      Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

      Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

СЛОВО

      Изучение слов, обозначающих предметы:

      называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

      называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

      различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

      сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

      Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

      Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

      Изучение слов, обозначающих действия:

      называние действий предметов по вопросам  что делает?  что делают?

      группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);

      различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

      умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

      Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

      Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

      Практическое знакомство с построением простого предложения:

      составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

      заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

      составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

      выделение предложения из текста.

      Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

      Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

      Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

      Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

      Совершенствование техники письма.

      Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

      Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

      Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.

      Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

      Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

      Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.

      Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.

      Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

УСТНАЯ РЕЧЬ

      Повторение пройденного за год.

      Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

      Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.

      Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:

      - анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

     -  списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

      - писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

     -  писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

     -  составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс – 170  ч (5 часов в неделю)

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

                   

1 четверть- 45 ч

Повторение изученного в 1 классе

1

Звуки и буквы.

2

Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв.

3

Буквы, сходные по начертанию.

4

Различение сходных по начертанию букв.  

5

Трудные по начертанию буквы.

6

Наша речь. Слово.

7

Слог как часть слова. Деление слов на слоги.

8

Гласные в образовании слогов.

9

Перенос слов по слогам.

10

Предложение.

11

Предложение и его схема.

12

Распространение предложений.

13

Выделение предложений в тексте. Определение их количества.

14

Слова, которые различаются одним звуком.

15

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

16

Преобразование слов путем перемещения  букв.

17

Слова, которые различаются количеством звуков .

18

Слова со стечением согласных. Преобразование слов путем наращивания букв.

19

Составление предложений из 2-3 слов.

20

Обобщение по теме: «Повторение».

21

Контрольный диктант по теме: «Повторение».

22.

Работа над ошибками.

 Звуки и буквы

23

Гласные звуки и буквы.

24

Согласные звуки и буквы.

25

Звуки гласные и согласные, их различение.

26

Ударение. Ударные гласные в слове.

27

Ударные и безударные гласные. Их различение в двусложных словах.

28

Выделение ударного гласного в слове.

29

Слова с гласной э.

30

Слова с буквами и и й, их различение.

31

Гласная е  в начале слова и после гласных.

32

Гласная ё  в начале слова и после гласных.

33

Гласная ю  в начале слова и после гласных.

34

Гласная я  в начале слова и после гласных.

35

Гласные е, ё, ю, я  в начале слова и после гласных.

36

Согласные звонкие и глухие.

Дифференциация  б-п.

37

Дифференциация  в-ф.

38

Дифференциация  г-к.

39

Дифференциация  д-т.

40

Дифференциация  ж-ш.

41

Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы»

42

Работа над ошибками.

43

Повторение по теме: «Согласные звонкие и глухие»

44

Дифференциация  з-с.

45

Согласные звонкие и глухие.  Обобщение.

2 четверть – 35 ч

46

Артикуляторно сходные согласные л-р.

47

Дифференциация согласных  л-р.

48

Шипящие согласные.

49

Свистящие согласные.

50

Свистящие и шипящие согласные. Их различение на слух и в произношении.

51

 Звук и буква ц. Дифференциация ц-с.

52

Звук и буква ч. Дифференциация ч-т.

53

Звук и буква щ. Дифференциация ш-щ.

54

Обобщение по теме «Свистящие и шипящие согласные».

55

Согласные твёрдые и мягкие.

Их различение на слух и в произношении.

56

Обозначение мягкости и твёрдости согласных

гласными и-ы. 

57

Обозначение мягкости и твёрдости согласных

гласными о-ё.

58

Изложение текста по вопросам.

59

Обозначение мягкости и твёрдости согласных

гласными у-ю.

60

Обозначение мягкости и твёрдости согласных

гласными а-я.

61

Выборочное списывание предложений.

62

Обозначение мягкости согласных гласной е.

63

Расположение предложений в последовательном порядке.

64

Обобщение по теме «Согласные твёрдые и мягкие»

65

Контрольный диктант по теме «Согласные твёрдые и мягкие»

66

Работа над ошибками.

67

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова.

68

Составление рассказа по картинке.

69

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

70

Правописание слов с мягкими согласными на конце.

71

Различение слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце.

72

Обозначение мягкости согласных гласными буквами  е, ё, и, ю, я и мягким знаком. Контрольное списывание.

73

Разделительный ь  и ъ. 

74

Упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

75

Обобщение по теме «Твёрдые и мягкие согласные».

76

Обобщение по теме: «Звуки и буквы».

77

Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы».

78

Работа над ошибками.

79

Повторение по теме: «Согласные твёрдые и мягкие».

80

Повторение по теме: «Звуки и буквы».

3 четверть – 50 ч

Слово

Слова, обозначающие предметы

81

Предмет и его название.

82

Различение названий предметов по вопросу что это?

83

Различение основных частей хорошо знакомых предметов.

84

Выборочное списывание слов по вопросу что это?

85

Сравнение сходных предметов и определение признаков различия и сходства.

86

Соотнесение слов, обозначающих родовые и видовые категории.

87

Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям.

88

Составление рассказа по рисунку.

89

Различение названий предметов по вопросу кто это?

90

Различение названий предметов по вопросу кто это?

Постановка трудной гласной в родственных словах.

91

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

92

Различение названий предметов по вопросу кто это?

Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям.

93

Различение слов по вопросам кто это? что это?

94

Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.

95

Изменение формы слова в предложении.

96

Большая буква в именах людей.

97

Составление рассказа из предложений по серии сюжетных картинок.

98

Правописание имён и фамилий людей

99

Употребление имён и фамилий людей в предложении.

100

Большая буква в кличках животных.

101

Правописание имён собственных.

102

Составление рассказа по сюжетной картинке и вопросам.

103

Контрольное списывание  по теме: «Слова, обозначающие предметы».

104

Работа над ошибками.

105

2.Слова, обозначающие действия предметов.

Действие и его название. Названия действий предметов, отвечающие на вопрос  что делает?

106

Выборочное списывание слов по вопросу что делает?

107

Названия действий предметов, отвечающие на вопрос  что делают?

108

Выборочное списывание слов по вопросу что делают?

109

Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт?).

110

Группировка действий по признаку их однородности (кто как передвигается?).

111

Группировка действий по признаку их однородности. Выборочное списывание слов по вопросу что делает?

112

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими одушевлённые предметы.

113

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими неодушевлённые предметы.

114

Различение предметов по их действиям. Продолжение сказки по опорным словам.

115

Различение названий предметов и названий действий по вопросам.

116

Выделение в предложении слов, обозначающих названия предметов и названия действий по вопросам.

117

3.Предлог. 

Предлог как отдельное слово

118

Предлоги в, из, на, у, с. Употребление предлогов в предложении.

119

Изложение текста по вопросам

120

4.Слова с непроверяемыми гласными в корне. 

Выделение «трудной» гласной в словах.

121

Написание гласных в словах – родственниках.

122

Правописание слов с непроверяемыми написаниями

123

Составление рассказа из предложений.

124

Обобщение по теме: «Слово».

125

Контрольный диктант по теме: «Слово».

126

Работа над ошибками.

Предложение

127

Выделение предложения из текста.

128

Прописная буква в начале предложения и точка в конце.

129

Контрольное списывание по теме: «Предложение».

130

Работа над ошибками.

4 четверть – 40 ч

131

Предложение и его схема

132

Составление рассказа из предложений в порядке следования схем.

133

Набор слов и предложение.

134

Порядок слов в предложении.

135

Составление к рисункам предложений из слов.

136

Завершение начатого предложения с помощью рисунков.

137

Завершение начатого предложения.

138

Составление предложений по предметной картинке.

139

Составление предложений по сюжетной картинке.

140

Предложения-вопросы и предложения-ответы.

141

Составление рассказа по картинке с помощью вопросов.

142

Обобщение знаний по теме: «Предложение».

143

Контрольный диктант по теме: «Предложение».

144

Работа над ошибками.

 Повторение изученного во 2 классе.

145

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение.

146

Выделение ударного гласного в слове.

147

Слова с непроверяемыми гласными в корне.

148

Звонкие и глухие согласные.

149

Звонкие и глухие согласные. Изложение текста по вопросам.

150

Твёрдые и мягкие согласные.

151

Твёрдые и мягкие согласные. Изложение текста по вопросам.

152

Мягкий знак на конце слов.

153

Мягкий знак на конце слов. Сочинение конца  рассказа.

154

Слово. Названия предметов.

155

Различение слов по вопросам кто это?

что это?

156

Большая буква в именах собственных.

157

Правописание имён собственных. Контрольное списывание.

158

Названия действий предметов,

159

Различение предметов по их действиям.

160

Названия действий предметов, Дополнение предложений.

161

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими  предметы.

162

Предлог. Предлог как отдельное слово

163

Правила записи предложений.

164

Порядок слов в предложении.

165

Расположение предложений в последовательном порядке.

16

Завершение начатого предложения с помощью рисунков.

167

Составление предложений по сюжетной картинке.

168

Контрольный диктант по теме: «Предложение».

169

Работа над ошибками.

170

Обобщающий урок-путешествие.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи и окружающему миру в 4 классе(VIIIвида)2-й вариант

Этот урок составлен для детей с ОВЗ, обучающихся в классе по программе "особый ребёнок"....

логопедическое занятие "дифференциация звуков з-ж" в 4 классе(VIIIвида)

Подгрупповое занятие для учащихся с ОВЗ,с использованием логопедической программы "Игры для тигры"....

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида

Цели.1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;     учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция  слухового и зрительного внима...

Рабочая программа по предметам 2 класс VIIIвид

      Рабочая программа по предметам «письмо и развитие речи», «чтение и развитие речи», «математика», «окружающий мир», «трудовое обучение», «изобразительное искусство», «музыка...

Рабочая программа по предметам 3 класс VIIIвид

Рабочая программа по предметам «письмо и развитие речи», «чтение и развитие речи», «математика», «окружающий мир», «трудовое обучение», «изобразительное искусство», «музыка и пение»  для 3 класса...

КТП по чтению и развитию речи 3 класс VIIIвид

Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 3 класс VIIIвид ИльинаС.Ю. 5 часов в неделю...