Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему:
    Урок по русскому языку( письмо)в 1 классе по теме: «Строчная буква “д”,обозначающая согласные звуки»

    Сафина Рузалия Наильевна

    Урок по русскому языку( письмо)в  1 классе по теме: «Строчная буква “д”,обозначающая согласные звуки»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon safina_r.n._urok_pisma_1_klass.strochnaya_bukva_d_.zip2.18 МБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Сафина Рузалия Наильевна

    Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

    г. Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО

    Предмет: русский язык ( письмо)

    Класс 1 класс. УМК «Школа России»

    Тема урока   Строчная буква “д”,обозначающая согласные звуки. 

    Цель урока: научить письму строчной буквы “д”.

    Задачи:

    1. Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма, способствовать формированию информационной культуры учащихся;
    2. Развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;
    3. Воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

    В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные, регулятивные, познавательно-коммуникативные  универсальные учебные действия.

    ЛичностныеУУД:

    -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых учебных задач;

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

    Познавательные: рефлексия способов и условий действий; анализировать информацию; организовывать рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач 

    Учебно-методическое обеспечение   «Чудо пропись» ,2 часть В.А. Илюхина

    Время реализации урока (занятия): 40 мин

     Авторский медиапродукт

    1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007

    2. Наглядная презентация учебного материала  

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

     Оборудование: ИКТ, “Чудо-Пропись», 1 класс №2” В.А. Илюхина, образец написания буквы д, карточки – штриховки, наглядные пособия, разрезные элементы буквы.

    План проведения урока (занятия):

    Этапы урока

    Временная реализация

    Организационный момент

    1 мин

    Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации 

    5 мин

     Формулирование учебной задачи и ее решение.

    5 мин

     Анализ, сравнение и конструирование буквы из разрезного материала.

    3 мин

    Физминутка

    1 мин

    Письмо строчной буквы д.

    2 мин

    Работа со слогами, их запись.

    8 мин

    Физминутка

    1мин

    Работа в прописях

    12 мин

     Подведение итогов

    2мин

    Ход урока .

    1. Организационный момент (Слайд 1)

    Учитель:Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

    Мы гостей сегодня ждали

    И с волнением встречали.

    Хорошо ли мы умеем.

    И писать, и отвечать?

    Не судите очень строго,

    Ведь учились мы немного.

    Учитель:Конечно же, ребята постараются показать, чему они научились. (Слайд 2)

                 Вы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно,

                Слушаем внимательно.

    2. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации (Слайд 4)

    Учитель: К нам сегодня на урок придут герои из мультфильма “Простоквашино” Помните их?  Кто написал произведение “Трое из Простоквашино”?

    Учитель:  Главный герой ,Дядя Фёдор,  отдыхая в Простоквашино,  решил написать родителям письмо. Вот что у него получилось. (Слайд 5)

       

    Вот  *ом. Из трубы и*ёт  *ым.   Около  *ома  *уб.

    Учитель:Попробуйте  прочитать текст.

    Дети:  Не можем, так как пропущены буквы. Нужно посоветоваться.

    Работают в группах  (вставляют буквы), затем докладывают и комментируют.

     2)  Актуализация знаний об изученной букве. (Слайд 6)

    Учитель: Какую букву вы  вставили? Что о ней вы знаете?

    Ученики: Буква д  обозначает звуки [д], [д’] – согласные звуки, звонкие, твердый и мягкий.

    Учитель:Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).

    Запомните:

    Звук не можем мы увидеть
    И не можем в руки взять.
    Озорного невидимку 
    Можем ухом различать. 
    А ещё – произносить, 
    Но не трогать и носить.

    3 Формулирование учебной задачи и ее решение.

    1) Штриховка рисунка с целью разминки руки.

    Учитель:  Дядя Фёдор, Шарик и Матроскин  живут  в этом доме. Давайте его нарисуем.

    Учитель:Возьмите листы, проверяем посадку и готовность к работе.

    Подготовка учащихся к письму

    • Повторение правил посадки, расположения тетради.
    • Упражнения для кисти рук

    Зарядка для пальчиков

    Этот пальчик дедушка

    Этот пальчик бабушка

    Этот пальчик папа

    Этот пальчик мама

     Это пальчик я

    Вот и вся моя семья.

    Дети обводят по шаблону дом, дерево, заштриховывают   элементы рисунка.  Крышу штрихуют вертикальными линиями, дом – наклонными, трубу – горизонтальными, дым - овальными, дерево – круговыми.  (Слайд 7)

    2) Формулировка учебной задачи на урок.

    Учитель: А теперь давайте попробуем записать слова:  дом

    Ученики: Не можем записать, так как не знаем, как пишется  новая буква д.

    Учитель: Какую цель поставим на урок?

    Ученики: Научиться писать строчную букву д.

    4.Анализ, сравнение и конструирование буквы из разрезного материала.

    Учитель: Посмотрите, из каких элементов состоит строчная буква д. (Слайд 8)

     Учитель: Дядя Фёдор  предлагает сконструировать эту букву. Попробуйте сконструировать букву д из отдельных элементов. ( дети с помощью отдельных элементов конструируют строчную букву д)

    Учитель: В каких ещё изученных нами  буквах есть такие же элементы? (Слайд 9)

    Ученики: В буквах и, у, а, з ,м, 

    Учитель – на какие группы можно разбить?

    • сходство графических элементов,
    • буквы, которые обозначают гласные/согласные звуки,

    Учитель: – к какой группе отнесём букву д?

    Физминутка

    5  Письмо строчной буквы д.

    • Повторение правил посадки, расположения тетради.
    • Повторение конфигурации буквы в воздухе.
    • Обведение в прописи по контуру и прописывание первой строки.

    Возьмите  доски и попробуйте прописать букву д ( дети на отдельных досках, фломастерами,  прописывают строчные буквы д)

    Учитель: Откройте пропись, на стр 26  обведем букву д и пропишем ее самостоятельно. (Слайд 10)

    6. Работа со слогами, их запись. (Слайд 11)
    - Теперь посмотрите ниже, прочитайте сочетание букв? 
    Скажите пожалуйста, а какие сочетания мы можем назвать слогами и почему? (слогами будут являться сочетание букв «ди» и «де», потому что второй звук гласный)

    - Прочитайте первый слог? (ди)
    - Сколько звуков в слоге ди? (2 звука)
    - Каким соединением будем писать? (средним) А теперь давайте напишем этот слог. 
    - Прочитайте второй сочетание. 
    - Каким соединением напишем сочетание букв дл? (нижним) 
    - Напишите этот сочетание.
    - Какой слог следующий? (сочетание де) 
    - Каким соединение будим писать слог  де? (средним)
    - Прописываем.
    - Какое сочетание вы еще видите? (сочетание «дв»)
    - Каким соединение будим писать сочетание букв «дв»? (верхним)
    - Прописываем.

     Ребята, а сейчас мы сможем теперь написать слово дом.

     Запись слова дом ( з строчка.)

    Физминутка  (Слайд 12)

    1. Работа в прописи

     Загадки   Матроскина

     Кот Матроскин очень любит загадывать  загадки.  (Слайд 13-18)

     

    Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?
     Прописать слово Вода. ( 3 строчка)

    В акваланге, в маске, в ластах

    Тот, кто плавает прекрасно.

    Он герой такой один

    В тишине морских глубин.   ( водолаз)

    Прописать слово Водолаз. (4 строчка)

    Здесь кончается река
    Что течёт издалека
    И срываясь с высоты
    Тонны падают воды
    Завораживает взгляд
    Ниагарский 
    (Водопад)

    Прописать слово Водопад.. (4 строчка)

    Учитель: Карликовый морской конек, кальмар, краб и морские ежи. Это какие жители?

      Разбор слова  дикобраз.

    Учитель: А вы знаете, какой подарок прислали родители Дяди Федора, когда они отдыхали на море? (фоторужье) (Слайд 19)

    Учитель:Сейчас, вы увидите, какую фотографию сделал Шарик.

    Учитель:  Кто это? (Слайд 20)

    Межпредметная связь (с окружающим миром)( рассказывает подготовленный ученик)

      Дикобраз — вполне безобидное создание.  Зимой он сворачивается клубком в какой-нибудь норе или углублении и спит большую часть времени. Летом он неторопливо бродит по зарослям, разыскивая кору, ветки, корешки и листья с деревьев и кустов.   и плоды яблони, шиповника, боярышника. Он также очень любит картофель и не прочь посетить чей-нибудь огород.  

      Его иглы имеют около 18 сантиметров в длину.  
    Когда дикобраз рождается, иголки у него мягкие и шелковистые. Только через несколько недель  они затвердевают. Если на дикобраза нападают, то он ощетинивает свои иголки и сворачивается колючим клубком.
    Дикобразы обычно спят днем, а ночью они выходят на поиски пищи. Они пользуются своими длинными острыми когтями, чтобы забираться на деревья, а потом усаживаются на ветки и грызут кору и ветки.   Поскольку дикобразы очень любят кору, они наносят лесу большой вред. Известно, что только один дикобраз за зиму может уничтожить 100 деревьев!

      Слого-звуковой анализ 

    - Скажите сколько слогов в слове «дикобраз»? (в этом слове 3 слога) 
    - какой слог ударный? (3 слог - ударный) 
    - А как вы определили, что их 3? (В этом слове 3 слога, потому что 3 гласных звука)
    1. - Назовите первый слог в слове «дикобраз». («ди»)
    - Сколько звуков в слоге «ди»? (в слоге «ди» 2 звука)
    - Назовите их. ( [д’] и [и])
    - Каким цветом мы изобразим согласный звук в этом слоге (зеленым, потому что звук [д’]  мягкий) 
    - Как в схеме изобразить этот слог?
    - Произнесите эти два звука [д`и].  Как мы их произносим, отдельно [д`] [и] или вместе [д`и]? (вместе)
    - Значит, это слог-слияние и на схеме я обозначу их слитно. 
    2. - Назовите второй слог в слове «дикобраз». («коб»)
    - Сколько звуков в слоге «коб»? (в слоге «коб» 3 звука)
    - Назовите их. ( [к], [о], [б])       
    - Каким цветом мы изобразим первый согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [к]  твердый) 
    - Каким цветом мы изобразим второй согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [б]  тоже твердый) 
    - Как в схеме изобразить первые 2 звука? (это слияние, поэтому пишем слитно) 
    3. - Назовите третий слог в слове «дикобраз». («раз»)
    - Сколько звуков в слоге «раз»? (в слоге «раз» 3 звука)
    - Назовите их. ( [р], [а], [з])       
    - Каким цветом мы изобразим первый согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [р]  твердый) 
    - Каким цветом мы изобразим второй согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [з]  тоже твердый) 
    - Как в схеме изобразить первые 2 звука? (это слияние, поэтому пишем слитно)

     Учитель: Почтальон Печкин приготовил для вас следующее задание

    Разобрать анаграммы дома (мода); дорога (города); кабан

    (банка); дог (год). (Слайд 21)

    8. Подведение итогов (Слайд 22)

     – Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде.) (Слайд 20)

    http://festival.1september.ru/articles/589918/Image3982.gif

    – Герои прощаются с вами и желают успехов в учебе. Молодцы! (Слайд 23)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

    КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

    Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

    Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме "Большая буква в названиях стран, городов, деревень,рек."

    Урок-исследование. Дети самостоятельно работают по атласу, добывают знания, делают выводы.К уроку подготовлена презентация....

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные с применением ИКТ технологии".

    Урок  по русскому языку во 2 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные с применением ИКТ технологии"....

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме " Перенос слов с удвоенной согласной"

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Перенос слов с удвоенной согласной. Дети на уроке учатся переносить слова с удвоенной согласной, ведется работа по развитию навыков самоконтроля, ком...