Конспект урока русского языка "Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка по теме : Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы. Урок разработан по ФГОС с элементами Сингапурской системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_afanaseva_n.v.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс                                            Учитель Афанасьева Н.В.

Тема: Лексическое значение слов : омонимы, антонимы, синонимы

                                                                                                                                        

Педагогическая цель:

 Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению темы: «Лексическое значение омонимов, синонимов и антонимов» и умению использовать омонимы, синонимы и антонимы  в собственной речи, на основе сравнения и выделения существенных признаков.

Результаты деятельности:

Личностные (УУД): учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Что такое омонимы, синонимы и антонимы?» и умению использовать их в собственной речи.

Регулятивные (УУД): умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  
Познавательные (УУД): используя учебник, свой жизненный опыт,  информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять  и обобщать существенные признаки;  строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, строить логические рассуждения, задавать вопросы.

Предметные: ученик научится определять лексическое значение слова. Узнает  определение понятий «омоним», «синоним» и «антоним»; получит возможность научиться различать оттенки значений синонимов; подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении.  

Тип урока:

Урок исследования

Образовательные ресурсы:

Компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климанова  Т.В.Бабушкина , учебник.

УМК

Перспектива

  Технологическая карта.


Этап урока/учебная ситуация

Результаты этапа

Достижение планируемых результатов:

Действия педагога

Действия обучающихся

Самоопределение деятельности

(орг. момент)

Формальная готовность к уроку

Приветствие 

Я в школе на уроке,

сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я как разведчик всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю!

 

Приветствуют учителя, друг друга. Проводят самооценку, проверяя наличие необходимых учебных предметов. Эмоционально настраиваются на урок.

Актуализация знаний, мотивация

Словарная работа

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Формирование умений и навыков

Закрепление знаний и способов деятельности.

Работа по электронному приложению к учебнику

Рефлексивно-оценочный этап.

Дайте оценку мне

Оцените свою работу.

Обобщить знания о синонимах и антонимах  на основе пройденного материала и умения определять лексическое значение слов. Определение  границ знания и незнания.

Актуализация знаний.

Работа по

Карточкам№1

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Лексическое царство, где живут все слова русского языка.

А прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем небольшую разминку. Запишем заглавную и строчную буку Ц, и соединения

№ 1 - Находит табличку со словарными словами и диктует своей команде.

Главный вопрос нашего урока заключается в слове ЛЕКСИКА..

Заглянем в словари Ожегова и Даля.

Сегодня нам предстоит разобраться в трёх  лексических группах

 Предлагаю вамвспомнить посмотрев на слайд какие группы слов живут в нашем царстве.

-Так какая у нас сегодня тема урока?

-Какую цель мы сегодня ставим перед собой на уроке?

Посмотрим в словаре , что обозначают слова-омонимы, синонимы, антонимы.

Модель ФРЕЙДЕРА

  1. Группа «ОМОНИМ»
  1. Группа «СИНОНИМ»

4- группа «АНТОНИМ»

Прочитайте текст: Обратите внимание на выделенные слова.Что вы заметили. И как это исправить?

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

Посмотрите и выберете нужные слова из справочного материала.

Исправьте текст.

Задание №2

Прочитайте стихотворение и найдите слова-спорщики

       ЯБЛОКО

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.

Задание№3 Прочитайте слова. Кто самый внимательный. Что заметили?

Соствьте из данных слов предложения и запишите.

Лук

Очки

Гусеница

Кисть

Месяц

Задание №4

Найдём синонимы и антонимы и распределим их в нужные группы

Задание № 5

Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

                Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

- Какое настроение возникает после прочтения текста?

- С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к словам-помощникам).

Задание 1 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________    _________  день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________  мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Задание 2 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________    _________  день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________   ____________  облака. Под ногами __________ земля.

        Проверка.

А) Получившийся текст читает 1 группа.

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?

Б) Получившийся текст читает 2 группа.

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему?

Сегодня вы проделали большую исследовательскую работу. Давайте продолжим её  при помощи структуры ТАГ-ОФ-ВО

        

-Дайте самооценку своей учебной деятельности. Чему вы научились сегодня на уроке?

-Достигли ли вы поставленной цели?

- Какие термины из огромного мира слов мы сегодня выделили в речи?

-Когда в устной речи необходимо умение употреблять синонимы?

- А в письменной речи?

-Что расскажете дома?

-Какую работу понравилось выполнять больше всего?

- Что пожелаете учителю и детям?

Домашнее задание по выбору учащихся:

 

Работа по презентации

- В толковом словаре.

группа разбирает слово: ОМОНИМ

2 -группа –СИНОНИМ

3 и 4 - группа –АНТОНИМ

Зачитывает №31

(Слова-друзья, слова-близнецы и слова-спорщики

Необходимо заменить выделенное слово синонимом

Разгадывают кроссворды.

Ответы детей.

Самостоятельная работа над текстом. Обмен информацией.

Зачитывают лексическое значение слов «синонимы и антонимы» по толковому словарю.

Свободное высказывание.

Антонимы: низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое

Среди множества словарей есть словарь омонимов,синонимов и антонимов.

(посмотрим)

Это слова-омонимы

Самостоятельная работа

Работа в паре

Ответы детей. (Зарядка для ума)

Работа групповая

(использовали синонимы – слова близкие по смыслу)

 (использовали антонимы – слова противоположные  по смыслу)

На листочках каждйй ребёнок отвечает на два вопроса:

1.Для чего нам нужны слова синонимы, антонимы и омонимы?

2. Что было бы , если бы не было этих слов в нашем языке?

Итог выставляется на доске

Смайлики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...

Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...

Конспект урока русского языка «Значения заимствованных слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Значения заимствованных слов» Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о заимствованных словах; формирование умения сознательно использовать заимствованные...