Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Башмакова Ксения Максимовна

Конспект урока русского языка

Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)

Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознавать антонимы, научить находить их в тексте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspek_uroka_rya_antonimy2klass.doc93.64 КБ
Файл etalon.docx13.9 КБ
Файл zadaniya_po_antonimam.docx18.63 КБ
Файл antonimy.pptx798.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дата урока: 27.01.17                                                                                                                                Студент: Башмакова К. М.

Учитель: Пашнина Т. С.                                                                                                                        Методист: Галиуллина Н. К.

Школа:104                                                                                                                                        

Класс: 2 Б

Конспект урока русского языка 

Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)

Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознавать антонимы, научить находить их в тексте.

Планируемые результаты

предметные: узнать о словах противоположных по значению, узнать, чем схожи и чем различаются, научится определять противоположные слова (антонимы).

личностные: находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать делать выводы, сравнивать, воспитывать интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях.

Тип урока: комбинированный        

Оборудование: Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 143 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива); Тетради для самостоятельной работы

Этап урока

Метод и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Самоопределение к деятельности

Словес.: ответы на вопросы

≈ 3

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Мы за парты тихо сели

На экран все поглядели.

Составьте предложение из слов на экране: Нас, получится, у, всё (У нас все получится) Какое предложение по интонации? Восклицательное.  

Прочитайте пословицу.

Говори мало, слушай много, а думай еще больше.

О чем эта пословица? Чему она учит? Обратите внимание на слова много и мало. Чем эти слова схожи? Чем эти слова различаются? Посередине красиво пишем число и классная работа. Запишите их в строчку. Мы вернемся к этой пословице чуть позже, но уже с новым вопросом.

Строить рассуждение.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Практич.: устное лексич.упр.

Словес.: подводящий диалог

Практич.: чтение правила.

≈ 7

 Актуализация опорных знаний.

На доске записаны в два столбика слова. К каждому слову первого столбика подберите синоним из второго столбика. 1- Алфавит, пламя, кидать, алый, шалун; 2- азбука, огонь, бросать, красный, озорник. Какое знание вам помогло выполнить это задание? Знание синонимов. А что такое синонимы? Слово близкие по значению, но различные по звучанию. Давайте заполним эталон.

На экране вы видите картинки. Что объединяет эти вещи? Кисть. Чем является слово кисть? Многозначным словом. А что такое многозначные слова? Слова схожие по звучанию и схожие по значению. Давайте заполним эталон. Что объединяет этих людей? Коса. Чем является слово коса? Омонимом. Что такое омонимы? Слова схожие по звучанию, но различные по значению. Заполним эталон. Русский язык богат различными словами. Вы изучили омонимы, синонимы, многозначные слова. Сегодня нам предстоит узнать еще одно богатство русского языка.

Вернемся к нашей пословице  «Говори мало, слушай много, а думай еще больше.» Как вы думаете, почему я выделила именно эти слова? В каких отношениях они друг к другу? Противоположны по значению. Предположите, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? О словах с противоположным значением.

Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? Познакомиться с антонимами, научиться употреблять их в речи.  Узнаем, что об этих словах говорят в учебнике. Открываем страницу 33.Давайте заполним эталон в группах по 4 человека.

Приведите свой пример антонимов.

Подбирать синонимы

Строить рассуждение.

Отвечать на вопросы подводящего диалога.

Заполнять эталон.

Отвечать на вопросы.

Работать с иллюстрацией по заданию.

Заполнять эталон.

Строить рассуждение.

Заполнять эталон.

Делать вывод.

Изучать правило.

Ставить цели на урок.

Заполнять эталон.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: устное лексич. упр.

Практич.: фронтал. проверка.

Практич.: физминутка

Практич.:устное лексич.упр.

Словес.: подводящий диалог

Практич.: работа с иллюстрацией

Практич.: письмен. граммат. упр.

≈ 25

Изучение нового материала.

Упражнение 46

Поработаем в парах. Прочитайте рассказ на карточке и попытайтесь его закончить. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова на противоположные по значению.

«Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я... (хороший ученик. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. Мне все это нравится.)» .

Как вы видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?

Физминутка

Давайте разомнемся. Повторяйте движения за мной. Я буду читать стихотворение, а вы, как только я замолчу, вставляете слово – антоним.

Скажу я слово Высоко, а ты ответишь…Низко
Скажу я слово Далеко, а ты ответишь…Близко
Скажу тебе я слово Трус,ответишь ты…Храбрец
Теперь начало Я скажу, ну отвечай:…Конец.

Работа в печатной тетради 

Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, кто это? Посмотрите – во что он одет? В шкуры животных. А что это значит? Значит, что там, где он живет – холодно. А в какой части страны холодно? В северной. Кто-нибудь слышал про полярную ночь? Можете рассказать, что это такое? Полярная ночь -  А вы знаете такой народ – Эвенки? Сейчас мы поработаем над упражнением, чтобы поподробнее узнать о них и о том, что может быть на севере, а чего не может быть. Откроем нашу тетрадь на странице 14. Работать мы будем по алгоритму.

1.Читаю задание.2.Читаю текст.3.Нахожу ошибки, которые допустил ученик.4.Нахожу и подчеркиваю орфограммы в словах.5.  Подбираю и записываю проверочные слова.

Работать в группе.

Заменять слова на противоположные по смыслу.

Вставлять слова противоположные по значению.

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свое мнение.

Выполнять упражнение по алгоритму.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.

К:работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы)

Р:        понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Практич.:письменная рефлексия 

≈10

Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли тему урока, я предлагаю вам заполнить анкету. Из пары антонимов подчеркнуть тот, который подходит именно вам. А в пустые строчки нужно написать ответ письменно.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ______

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что..

Заполнять анкету.

Обобщать изученное.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



Предварительный просмотр:

Много – мало

ЗВУКОВОЙ СОСТАВ

БУКВЕННЫЙ СОСТАВ

ЗНАЧЕНИЕ

Много – мало

ЗВУКОВОЙ СОСТАВ

БУКВЕННЫЙ СОСТАВ

ЗНАЧЕНИЕ



Предварительный просмотр:

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

ФИ:_______________________________

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные, пишу я небрежно. Грустно я плетусь  домой после уроков. Мама всегда огорчается, когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я  ученик. Тетради у меня , пишу я .  я  домой после уроков. Мама всегда , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте!

Слайд 2

Нас, получится , у, всё У нас все получится !

Слайд 3

Говори мало, слушай много, а думай еще больше. 27 я нв а ря. Кла сс ная р а бота . Пятница. Мало много мало много

Слайд 4

Алфавит Огонь Пламя Озорник Кидать Бросать Алый Азбука Шалун Красный

Слайд 5

ЗВУКОВОЙ СОСТАВ БУКВЕННЫЙ СОСТАВ ЗНАЧЕНИЕ Алый – Красный ≠ ≠ = СИНОНИМЫ

Слайд 6

Кисть Похожи по форме

Слайд 7

ЗВУКОВОЙ СОСТАВ БУКВЕННЫЙ СОСТАВ ЗНАЧЕНИЕ Кисть (руки) – кисть (винограда) = = = МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Слайд 8

Коса

Слайд 9

ЗВУКОВОЙ СОСТАВ БУКВЕННЫЙ СОСТАВ ЗНАЧЕНИЕ Коса (девочки) – коса (косаря) = ≠ = ОМОНИМЫ

Слайд 10

Говори мало , слушай много , а думай еще больше.

Слайд 11

МАЛО МНОГО Противоположное значение

Слайд 12

Тема урока: Цели урока: Узнать …; Научиться … Слова, с противоположным значением

Слайд 13

ЗВУКОВОЙ СОСТАВ БУКВЕННЫЙ СОСТАВ ЗНАЧЕНИЕ Много – мало ≠ ≠ ≠ АНТОНИМЫ

Слайд 14

ФИЗМИНУТКА

Слайд 17

Упражнение 127 1. Читаю задание. 2. Читаю текст. 3. Нахожу ошибки, которые допустил ученик. 4. Нахожу и подчеркиваю орфограммы. 5. Подбираю и записываю проверочные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

План – конспект урока русского языка Тема: «Слова с удвоенными согласными».

Цели: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.-  воспитывать творческое отношение учебному труду; умение выражать себя в познавательной деятельности;- формировать ценностное отно...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...

Конспект урока русского языка "Прописная и строчная буква «ь»." 1 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (1 класс)Тема: Прописная и строчная буква "ь"Цель: создание условий для формирования навыка письма прописной и строчной буквы "ь"Планируемые резу...

Конспект урока русского языка по теме: "Не с глаголами" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского (3 класс)Тема: Не с глаголамиЦель: формирование представления о частице "не", создание условий для открытия новых знаний о правописании частицы "не" с ...