Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Кладова Галина Викторовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»

                                 

                     

                                   УТВЕРЖДЕНА

приказом от                №

Рабочая программа

учебного предмета   «Русский язык»

(базовый уровень, расширенный)

для  3 «А»  класса

Составитель

Кладова Г.В., учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2017 год

Рабочая программа    учебного предмета «Русский язык» составлена на основе  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06 октября 2009 года № 373, зарегистрированным Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированным Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»;  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированным Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06 октября 2009 года № 373»;   основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Цыбинская СОШ», утверждена приказом №  52/1    от    13 июля  2015г., с учетом учебного плана МОУ «Цыбинская СОШ» и » и на основе авторской   программы   Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А, Бойкиной М.В. «Русский язык» (Русский язык. Рабочие программы, 1-4 классы, издательство Москва «Просвещение», 2015)  без изменений.

В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение предмета «Русский язык» (базовый уровень, расширенный) в 3 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели, из них  резерв -3ч).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Ученик научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Ученик научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Ученик научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Ученик научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Ученик научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Ученик получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Ученик научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Ученик научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Ученик получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Содержание учебного предмета (170 ч)

Язык и речь (2 ч)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Текст, предложение, словосочетание (14 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге)

Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.

Предложения с обращением (общее представление).

Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения.

Разбор предложения по членам предложения.

Простое и сложное предложения (общее представление).

Запятая внутри сложного предложения.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Входной контрольный диктант №1.

Слово в языке и речи (17 ч)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов.

Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

         Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Проект «Рассказ о слове»

Контрольный диктант №2 «Части речи».

Состав слова (47 ч)

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов.

Правописание сложных слов: соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).

Формы слова. Окончание.

Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Обобщение знаний о составе слова.  Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу.

Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Проект «Семья слов».

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Составление объявления.

Контрольный диктант №3 «Состав слова».

Контрольный диктант №4 «Правописание значимых частей слова».

Итоговый контрольный диктант за первое полугодие №5.

Контрольный диктант №6 «Правописание частей слова»

Части речи (75 ч).

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

Проект «Тайна имени».

Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.

Род имён существительных: мужской, женский, средний.

Имена существительные общего рода (первое представление). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Проект «„Зимняя“ страничка».

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.

Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.

Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Формы имён прилагательных.

Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода

имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Падеж имён прилагательных (общее представление).

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Развитие речи. Составление письма.

Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.

 Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?.

Изменение глаголов по числам.

Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

Времена глагола. Изменение глаголов по временам.

Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).

Развитие речи. Составление предложений и текста.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор глагола.

Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

Контрольный диктант №7 «Имя существительное».

Контрольный диктант №8 «Изменение имён существительных по падежам».

Контрольный диктант №9 «Имя прилагательное».

Контрольное списывание №10 «Местоимение».

Контрольный диктант №11 «Глагол».

Повторение изученного за год (15ч, из них резерв – 3ч)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

Итоговый контрольный диктант №12.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР _____________  /  Ногач Т.А./

«25» августа 2017 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,

рекомендуется к утверждению

протокол №  1  от « 28» августа 2017 г.

Руководитель ШМО  _____________ /Курдачёва А.С./

     


Календарно – тематический план

по учебному предмету « Русский язык»

на 2017 - 2018 учебный год.

Номера  уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Язык и речь (2ч)

1.

1

Виды речи. Речь, её назначение.

01.09

2.

2

Язык и речь. Речь – отражение культуры человека.

Р/р составление текста по рисунку

04.09-08.09

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

3.

1

Текст. Признаки текста. Типы текстов.

4.

2

Построение текста.

5.

3

Предложение как единица речи

Р/р. Обучение составлению небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

6.

4

Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинаний в конце предложений.

7.

5

Виды предложений по интонации.

11.09-15.09

8.

6

Предложения с обращением.

9.

7

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

10.

8

Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам

11.

9

Простое и сложное предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Запятая внутри сложного предложения.

12.

10

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса

18.09-22.09

13.

11

Р/р. Обучение составлению небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

14.

12

Обобщение и закрепление знаний по теме «Текст. Словосочетание. Предложение»

15.

13

Входной контрольный диктант №1 «Предложение»

16.

14

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Связь слов в словосочетании.

Слово в языке и речи (17ч)

17.

1

Номинативная функция слова. Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении.

25.09-29.09

18.

2

Синонимы и антонимы

19.

3

Использование омонимов в речи

20.

4

Слово и словосочетание

21.

5

Значение фразеологизмов и их использование в речи

22.

6

Р/р. Обучение написанию подробного изложения с языковым анализом текста.

02.10-06.10

23.

7

Обобщение представлений об изученных частях речи и их признаках. Морфологические признаки частей речи.

24.

8

Части речи. Имя числительное.  Обобщение и закрепление по теме «Части речи»

25.

9

Контрольный диктант №2 по теме «Части речи»

26.

10

Анализ и работа над ошибками. Обобщение и закрепление по теме «Части речи»

27.

11

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова

09.10

28.

12

Р/р. Обучение составлению предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

10.10

29.

13

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне

11.10

30.

14

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

16.10-20.10

31.

15

Р/р. Обучение изложению повествовательного текста по коллективно составленному плану.

32.

16

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

33.

17

Обобщение и закрепление изученного материала. Подготовка к проекту «Рассказ о слове».

Состав слова (47ч)

34.

1

Корень слова. Однокоренные слова

35.

2

Чередование согласных в корне

23.10-27.10

36.

3

Сложные слова. Правописание сложных слов.

37.

4

Формы слова.

38.

5

Формы слова. Окончание.

39.

6

Приставка

40.

7

Значения приставок в слове

30.10-03.11

41.

8

Суффикс

42.

9

Значения суффиксов в слове

43.

10

Р/р. Обучение сочинению по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

44.

11

Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

45.

12

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

06.11-10.11

46.

13

Разбор слова по составу. Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Состав слова».

47.

14

Контрольный диктант №3 «Состав слова».

48.

15

Анализ и работа над ошибками. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

49.

16

Правописание слов с безударными гласными в корне

13.11-17.11

50.

17

Р/р. Обучение подробному изложению повествовательного текста

51.

18

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне

52.

19

Правописание слов с двумя безударными гласными.

53.

20

Упражнение в правописании слов с двумя безударными гласными.

54.

21

 Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными перед согласными  в корне.

27.11-01.12

55.

22

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов.

56.

23

Правописание глухих и звонких согласных в корне слов.

57.

24

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

58.

25

Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

59.

26

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Обобщение и закрепление по теме «Правописание значимых частей слова».

04.12-08.12

60.

27

Контрольный диктант №4 «Правописание значимых частей слова».

61.

28

Анализ и работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

62.

29

Правописание слов с удвоенными согласными.

63.

30

Упражнение в правописании слов с удвоенными согласными.

64.

31

Р/р. Обучение сочинению по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

11.12-15.12

65.

32

Правописание суффиксов и приставок

66.

33

 Упражнение в правописании суффиксов и приставок

67.

34

Правописание  приставок и предлогов.

68.

35

Упражнение  в правописании  приставок и предлогов

69.

36

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

18.12-22.12

70.

37

Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым знаком

71.

38

Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Правописание приставок и предлогов»

72.

39

Итоговый контрольный диктант за первое полугодие №5.

73.

40

Анализ и работа над ошибками. Упражнения в правописании  приставок и предлогов

74.

41

Упражнение в правописании  слов с разделительным твёрдым знаком

25.12-29.12

75.

42

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Р/Р. Обучение составлению объявления.

76.

43

Обобщение и закрепление   по теме «Правописание частей слова»

77.

44

Контрольный диктант №6 «Правописание  частей слова».

78.

45

Анализ и работа над ошибками. Правописание частей слова

79.

46

Упражнение в правописании  слов с разделительным твёрдым знаком

09.01-12.01

80.

47

Р/р. Обучение изложению повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану

Части речи (75ч)

81.

1

Части речи

82.

2

Значение и употребление имён существительных в речи

83.

3

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке

15.01-19.01

84.

4

Р/р. Обучение подробному изложению по самостоятельно составленному плану

85.

5

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Подготовка к проекту «Тайна имени»

86.

6

Изменение имён существительных по числам

87.

7

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

88.

8

Р/р. Обучение работе с текстом. Письмо по памяти

22.01-26.01

89.

9

Род имён существительных.

90.

10

Имена существительные общего рода

91.

11

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

92.

12

Р/р. Обучение подробному изложению повествовательного текста

93.

 

Упражнение в правописании мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

29.01-02.02

94.

14

 Обобщение и закрепление по теме «Имя существительное»

95.

15

Контрольный диктант №7 «Имя существительное»

96.

16

Анализ и работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам.

97.

17

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное

98.

18

Неизменяемые имена существительные

05.02-09.02

99.

19

Именительный падеж.

100.

20

Родительный падеж.

101.

21

Дательный падеж.

102.

22

Винительный падеж.

103.

23

Творительный падеж.

12.02-16.02

104.

24

Предложный падеж.

105.

25

Обобщение и закрепление по теме «Падеж имён существительных»

106.

26

Контрольный диктант №8 «Изменение имён существительных по падежам»

107.

27

Анализ и работа над ошибками. Начальная форма имени существительного

108.

28

Р/р. Обучение сочинению по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

19.02

109.

29

Морфологический разбор имени существительного. Обобщение и закрепление по теме «Изменение имён существительных по падежам»

20.02

110.

30

Подготовка к проекту «Зимняя» страничка»

21.02

111.

31

Имя прилагательное как часть речи. Лексическое значение имён прилагательных

26.02-02.03

112.

32

Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные.

113.

33

Художественное и научное описание. Р/р. Обучение составлению текста-описания растения в научном стиле

114.

34

Использование имён прилагательных в тексте-описании. Р/р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

115.

35

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

116.

36

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного

05.03-09.03

117.

37

Родовые окончания имён прилагательных

118.

38

Изменение имён прилагательных по числам.

119.

39

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного

120.

40

Р/р. Обучение составлению текста-описания о животном по личным наблюдениям

12.03-16.03

121.

41

Изменение имён прилагательных по падежам.

122.

42

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного

123.

43

Начальная форма имени прилагательного

124.

44

Обобщение и закрепление по теме  «Имя прилагательное»

125.

45

Морфологический разбор имени прилагательного

19.03-23.03

126.

46

Обобщение и закрепление по теме «Изменение имён прилагательных по падежам»

127.

47

Контрольный диктант №9 «Имя прилагательное»

128.

48

Анализ и работа над ошибками. Р/р. Обучение составлению сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками»

129.

49

Подготовка к проекту «Имена прилагательные в загадках»

130.

50

Личные местоимения.

26.03-30.03

131.

51

Личные местоимения единственного и множественного числа

132.

52

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Обобщение и закрепление по теме «Местоимение»

133.

53

Контрольное списывание №10 «Местоимение»

134.

54

Анализ контрольного списывания и работа над ошибками. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

135.

55

Глагол. Значение и употребление в речи.

02.04-06.04

136.

56

Р/р. Обучение составлению письма

137.

57

Изменение глаголов по числам

138.

58

Р/р. Обучение составлению текста по сюжетным рисункам

139.

59

Неопределённая форма глагола

140.

60

Глагольные вопросы: что делать? и что сделать?

16.04-20.04

141.

61

Изменение глаголов по числам

142.

62

Р/р. Обучение составлению предложений, их запись

143.

63

Изменение глаголов по временам

144.

64

Упражнение в определении времени глагола

145.

65

Изменение глаголов по временам

23.04-27.04

146.

66

Р/р. Обучение выборочному подробному изложению повествовательного текста по опорным словам

147.

67

Упражнение в определении времени глагола

148.

68

Роль глаголов в прошедшем времени

149.

69

Родовые окончания глаголов.

Р/р. Обучение составлению предложений и текста

150.

70

Правописание частицы не с глаголами. Упражнение в правописании частицы не с глаголами

30.04-04.05

151.

71

Обобщение и закрепление по теме «Глагол»

152.

72

Контрольный диктант №11 «Глагол»

153.

73

Анализ и работа над ошибками. Морфологический разбор глагола.

07.05-11.05

154.

74

Морфологический разбор глагола.

155.

75

Р/р. Обучение  проведению «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

Повторение (15ч, из них резерв - 3ч)

156.

1

Обобщение и закрепление по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»

157.

2

Систематизация и закрепление по теме «Правописание глухих и звонких согласных в корне»

14.05-18.05

158.

3

Обобщение и закрепление по теме «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

159.

4

Систематизация и закрепление по теме «Правописание суффиксов и приставок. Правописание  приставок и предлогов»

160.

5

Итоговый контрольный диктант №12

161.

6

Анализ и работа над ошибками. Обобщение и закрепление по теме «Правописание слов с удвоенными согласными»

162.

7

Обобщение и закрепление по теме «Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком»

21.05-25.05

163.

8

Систематизация и закрепление по теме «Изменение имён существительных по падежам»

164.

9

Обобщение и закрепление по теме «Части речи. Морфологический разбор»

165.

10

Систематизация и закрепление по теме «Части слова. Разбор слова по составу»

166.

11

Обобщение и закрепление по теме «Слог, звуки и буквы. Фонетический разбор»

167.

12

Систематизация и закрепление по теме «Текст. Признаки текста. Типы текстов»

168.

13

Резерв

169.

14

Резерв

170

15

Резерв

Итого

часов

Уроков повторения

Контрольных работ

15

12

по программе

170

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР _____________  /  Ногач Т.А./

«25»  августа 2017 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,

рекомендуется к утверждению

протокол №  1  от « 28» августа 2017 г.

Руководитель ШМО  _____________  /Курдачёва А.С./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...