Развитие орфографичекой зоркости у первоклассников
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Антонина Александровна Артюхина

          Как научить грамотно писать – эта проблема все­гда волновала учителей и ученых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfografichekoy_zorkosti_u_pervoklassnikov.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ширинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов

Артюхина Антонина Александровна

п.Ширинский


          Как научить грамотно писать – эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Вероятно, недостаточная грамотность является следствием несовершенства методики обучения и учебных пособий. Так, учебники русского языка для начальной школы (авторы: М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский, Ф. Д. Костенко) учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем «раскрывания» скобок. Прием неплох сам по себе. Но когда такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены (места пропуска букв) и первое действие орфографической задачи за ученика выполнено.

Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики искали бы самостоятельно и выделяли орфограммы в момент письма. Изучение работ П. С. Жедек, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М. М. Разумовской, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов» (Львов М. Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990). К сожалению, конкретной методикой такого обучения нет. Однако существенные шаги в этом направлении были сделаны в методике Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Еще в 60-70-е годы ими была разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму. Но данная система сложна для восприятия рядового учителя. Тем не менее, в основу данной статьи легли основные принципиальные положения системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Конкретные приемы обучения может использовать любой учитель, работающий по традиционной системе и системе Л. В. Занкова. Предлагаемая  методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать и выделять не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Созданная система опирается на собственный многолетний практический опыт автора. Система работы по развитию орфографической зоркости первоклассников разделена на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперед.

На первом этапе работы (в период обучения грамоте) дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.

Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограммы. Для этой цели предлагается 3-4 варианта заданий следующего типа.

 Задание.

    Списать слова, поставить ударение.    

Ноты, Нина, Наша, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта.

Запись в тетради.

Ноты, Нина, Нота, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта.

Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. Каждый последующий набор слов на один знак больше предыдущего.

 шар  рыба   груша  спички   крыльцо   чудесный

шум   волк    крыло        бумага    пустыня   зубастый

Аня    ноты  сумка        тюлень   рубашка  клубника

На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой - в слабой.

Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Ударный гласный всегда произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится отчетливо и ясно. Это его сильная позиция: травы, доски.

Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно. Это его слабая позиция: трава, доска.

        Тип заданий на втором этапе.

  Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу.

В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.

Запись в тетради.

  1.  В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
  2. В поле, красивые, играет,  занесло, кожаный, травяной, снегопад.

     На третьем этапе осваивается новый способ записи слов - запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.

    Буква, обозначающая любой безударный гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой - ее нужно сначала узнавать. А это непросто. Проверять букву  будем учиться позднее. А пока вместо гласных букв в слабой позиции будем ставить пропуски.

   Задание.

Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции.

Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денёк, играет с другом, повар.

На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка.

  Запись в тетради.

  1.  Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья,  задремали,  издалека,  в парте, осенний денёк, играет с другом, повар.
  2.  Моросил, на спине, зимние  сумерки,  вековые деревья, задремали,  издалека,  в парте, осенний денёк, играет с другом, повар.

3.         М-р-сил, н- сп-не, зимн-- сум-рк-, в-к-вы- д-ревья, з-др-мал-, -зд-л-ка, в парт-,-сенни-й д-нёк, -гра-т с друг-м.

  1.  На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка.
  2.  На поляне одиноко  стояла   молоденькая стройная ёлочка.

3.         Н-  п-лян-  -д-нок-  ст-ял-  м-лод-ньк—стройн-- ёл-чк-.

На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. (Безударный звук [а] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [и] - буквами е. я, и.)

   На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.

      - Возможна ли ошибка в слове горы?  - спрашивает учитель.

Выясняется, что ошибка невозможна, так как замена любой из букв приводит к разрушению данного слова и к замене его другим (норы).

      - А если заменить букву безударного гласного в слове гора и записать слово «гара»? Что произойдет?

    При записи слова «гара» его значение не изменилось, произношение тоже осталось прежним. Мена букв о - а в словах гора - «гара» - явление чисто орфографическое.

    Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношении

слова ра). Если имеется выбор букв, значит, это орфограмма (орфо -правильный, грамма - запись).

   По свидетельству М. М. Разумовской, в ее работе «Методика обучения орфографии в школе» «под орфограммой понимается такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты и лишь один из них является орфографически  возможным».

        Система заданий на четвертом этапе.

Изменить слова горы, совы, сосны, тропы, грозы, стены, реки, свечи, земли, стрелы так, чтобы они называли не много, а один предмет.

     Запись в тетради.

Г [о] ры - г[а]ра

С[о]вы [а]ва.

С]сны - с[а]сна.

Тр] пы - тр[а]па.

Гр[о] зы - гр[а]за

   Дети отмечают, что при изменении слов вместо звука [о] появился звук [а] в слабой позиции.

           Стены - ст]на.

          Реки - р[и]ка.

          Свечи - св[и]ча.

         Земли - з]шя.

        Стрелы - стр[и]ла.

На основе анализа слов делается вывод, что безударный звук [и] на письме обозначается буквой е.

              Запись в тетради.

Г ра, с ва, с  сна, тр  па, гр за, ст на. Р ка, св ча,  з мля, стр ла.

         Задание.

    В предложении на месте гласных в слабой позиции записать мену букв.

Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листочки.

     Запись в тетради.

  1. Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листочки.
  2. Вет-р с сил-й н-л-та-т и н- д-ревья и сры-ва-т  п-следн--   л-сточк-.
  3. Ветр с силй нл-тат н д-ревья и срыват пследн-- лсточк.

Отмечается, что нет мены у букв ы, у, ю; в конце слова - у а, я (сырок, убежал, люблю, парта, Коля).

Ребенок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове есть орфограмма, так
как есть выбор букв.        

Следующим шагом вперед (пятый этап) является восприятие орфограммы на слух.

Проследим путь осознанного выделения критериев орфограммы в слове пенёк.

Ученик. - [п'ин'ок].

Учитель. - Есть в слове безударный гласный?

 Ученик. - Да.

Учитель. - Можно допустить ошибку?

Ученик. - Можно.

Учитель. - Почему?

Ученик. - Есть выбор букв  , можно выбрать не ту букву. Звук [и] в слове может давать две буквы е, и.

[п'ин'ок].

         Результатом такой работы является следующий образец рассуждения:

«В слове пинок можно допустить ошибку. Есть гласный в слабой позиции и у него есть выбор букв . Значит, можно выбрать при написании не ту букву.

В слове дубы есть гласный в слабой позиции, но у него нет выбора букв. Ошибиться при написании нельзя».

Очень трудно получить от ученика такое небольшое рассуждение. Но тем не менее это необходимо, потому что подобное рассуждение - осознанная основа навыка. Обучение требует системы, в которую входит и диалог учителя с учеником, и диалог учителя как образец, и монолог ученика, но главным образом - выполнение заданий.

        Задание.

Прочитать слова. Записать только те из них, в которых есть орфограммы. Указать выбор.

Парта, корова, пол, линейка, книга, большой, играет, жил, на парте, побежал, синий (карандаш).

Запись в тетради.

1.        Корова, линейка, большой, играет, жил, на парте, побежал, синий (карандаш}.

2,        Крова, лнейка, бльшой, грат, жл, н парт, пбжал, синй (карандаш).

       Задание.

Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.

Дыня, весёлый, буран, лесник, трещит, клубника, круглый, кактус, под корнями сосны, на катке, качал.

     Запись в тетради.

Дыня, буран, клубника, круглый, кактус.

   Шестой этап - выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в I классе при знакомстве с корнем как значащей части слова.

         Задание.

В словах грачи, зима, кормил, лесной доказать правильность написания букв а, и, о, е.

      Запись в тетради.

Грачи, гр-чи, гр-чи (грач), грачи.

Зима, з-ма, з-ма (зимы), зима.

      Кормил, к-рмил, к-рмил (корм), кормил.

Лесной, л-сной, л-сной (лес), лесной.

Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствуют друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.

      В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударных гласных путем подбора однокоренных слов.

    Итоговая контрольная работа показала, что предлагаемая система конкретных операций дает хорошие результаты уже к концу обучения в I классе.

Текст контрольного задания.

В зрительно предъявленном тексте поставить ударение, найти и выделить орфограммы (карандашом).

Кумушка – лиса.

У лисы зубки остры, ушки на макушке. У кумушки - лисы шуба тёплая.

Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост лиса   носит   бережно.   Лисонька   смотрит ласково, зубы белые показывает. Лисица роет норы глубокие. Много в них входов и выходов.

(По К. Уш и н с ко м у.)

Данная методика находит конкретное воплощение во II и в III классах. Таким образом, соблюдается преемственность в формировании умений выделять орфограммы в разных морфемах слова.

литература

           Ж е л с к П. С.. Р е п к и н В. В. Из опыта обучения закономерностям русской орфографии //Обучение орфографии в восьмилетней школе. - М., 1974.

        Л ь в о в М. Р. Перспективы методики правописания в начальных классах //' Начальная школа. — 1989. - № 8.

       Львов М. Р. Правописание в начальных классах. — М.: Просвещение, 1990.

        Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещение, 1992

        Разумовская М.М. Основные направления в обучении орфографии // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. - М.: Просвещение. 1992.

         Р е п к и нВ. В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии. – 1960. - №2.