Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок интересен учителям начальных классов при изучении новой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_otk_urok_herek.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имена существительные  одушевлённые и неодушевлённые

Цель урока: открыть новые знания:

- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что?), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.


Ход урока:

1.Организационный момент.

-Ребята! Готовы к уроку?  На вас надеюсь  я, друзья.Мы хороший,дружный класс.Всё получится у нас! Я очень хочу,чтобы урок получился интересным,познавательным,Мы вместе повторили и закрепили то,что уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного.

2.Актуализация знаний.

- Давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»

Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).

Безударный гласный может находиться в корне? (Да).

Безударный гласный нужно проверять? (Да)

В слове можно определить корень? (Да).

-Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).

Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).

Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).

 Имена существительные обозначают признак предмета? (Нет).

Давайте поговорим об именах существительных:

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

-Имена существительные различаются на (одушевлённые и неодушевлённые)

3.Работа по теме урока.

 (2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова отвечающие на вопрос что?)

- Назовите одушевлённые имена существительные

- Назовите неодушевлённые имена существительные

- Что обозначают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной форме.

Работа с учебником.

-Будем работать с упражнением № 1 стр 71

4.Физкультминутка. С пальчиками.

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное».

Правила игры:

Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.

Т. Е Превратите живое в неживое.

На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Коса – коза                                   дом-сом

Сон – сом, сын                            корона-корова

Оси – осы                                   точка-дочка

Леса – лиса                                полк-волк

Рот - кот                                          слог-слон

А теперь  чтобы узнали что-то новое.

Игра «Получи имя»: зима- Сима; сахар-…ахар; пена-..ена, …ена; каша- …аша,..аша,…аша;воля- …оля ,…оля; баня-…аня,…аня;улья - …лья,калина-…алина,..алина.

- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?

Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).

- Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

  1. Рефлексия

- Замените одним словом, запишите в тетрадь.


*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)

* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)

* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)

* Модель земного шара (ГЛОБУС)


- Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

-Что такое устаревшие слова?


-Какую ноту любит осьминог?                        -Оляпка?

дод?                                                                  -Синица?

-Телята?                                                               -Лоси?

-Фазан?                                                                  -Что исполнил соловей?



3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

- Готовим руки к работе. (растирание пальчиков, мытьё рук, встряхивание кистей).

4. УПРАЖНЕНИЕ В ЧИСТОПИСАНИИ.

Чистописание.

 

6.Зрительная гимнастика. Бегущий огонёк.

 

Подведём итог и проверим ваши знания при помощи блиц-опроса.

1. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)

2. Постоянный признак имен существительных… (род)

3.Часть слова без окончания … (основа).

4. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)

5. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).

6. Имена существительные изменяются по … (числам ).

7. Изменяются по падежам.(И.п,Р.п,и т.д.)

 

7. Словарная работа.( Соловьев Иван)

Узнай слово по его лексическому значению.

1.Учреждение, где хранятся и выдаются книги для пользования.(библиотека)

2.Тот, кто учится в школе.(ученик)

3.Продукт питания, белая жидкость.(молоко)

4.Сшитые листы чистой бумаги в обложке.(тетрадь)

5.Город-герой, столица России.(Москва)

6.Разговор между друзьями ( беседа)

7.Здание для ожидания поезда, автобуса (вокзал)

8. Собрание каких-либо предметов (коллекция)

6. Победа,веялка( значение слова "веялка)

-Определить число, род.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)

Сладкий, яблочный, шоколадный …(пирог)

Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …(облака)

Свежая, русская, интересная, ежедневная …(газета)

Новое, меховое, дорогое, тёплое … (пальто)

 

 

 

 Работа в группах:

-Образуем однокоренные одушевлённые  имена существительные Запись делаем так:

Сила-силач

Работа-

Гриб-

Лыжи-

Футбол-

Пожар-

Лес-

-ИТОГ урока:

-Наш урок подходит к концу, а мне так хочется убедиться, что урок прошёл не зря.Предлагаю вам испытание: поиграем в игру «Да и нет» -

-Спасибо за урок.

 





































-Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные)

Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам. Слайд № 34, 35, 36.

I II

охота море

учение школа

лес машина

трактор пожар

бег милиция

космос спорт

-Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?

- Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)

- При помощи каких суффиксов образовались слова?

-Возьмите лист достижений и оцените себя ( + или – в задание № 3). Слай

- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы. Как вы думаете на какие две группы? ( одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.

3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.

4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.

5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.

- Проверим какие слова были лишние, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Имена существительные одушевленные и неодушевленные 3 кл.

Технологическая карта урока "Имена существительные одушевленные и неодушевленные" в 3 кл. составлена в соответствии с ФГОС НОО...

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных. Научить использовать приобрете...

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные одушевленные и неодушевленные...

Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Технологическая карта урока по русскому языку с учётом интенсивности умственной деятельности учащихся. Тип урока "урок открытия новых знаний" . Урок разработан в соответствии ФГОС по программе "Ш...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

Цель урока:Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.Научи...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме : "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Возможность использования материала для дополнительной работы на уроке....