Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:
    Открытый урок по русскому языку в 3 "Б" классе, 2013-2014 уч.г.г. Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

    Пономарева Оксана Валерьевна

    Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 "б" КЛАССЕ

    ГБОУ СОШ №281 Г. МОСКВЫ

    Тема урока

     Имя существительное.

    Имена существительные одушевленные и неодушевленные

    Пономарева Оксана Валерьевна, учитель начальных классов

                                                         

                                                   

       

                                                             13 марта 2014 года

                                                      ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Пояснительная записка………………………………………5-7
    2. Сценарий урока……………………………………………….8-13

               Приложение……………………………………..      

                                                 

                                        Пояснительная записка

     

    Современная методика обучения второму языку строится на следующих трех принципах: на принципе речевой направленности обучения, на принципе функционального подхода к явлениям языка и на принципе учета родного языка.

    Ведущим методическим принципом, по отношению к которому все остальные занимают подчиненное положение, является принцип речевой направленности обучения. Он означает, что все стороны процесса обучения второму языку должны быть подчинены выработке у учащихся речевых умений и навыков. Именно  этим принципом определяется соотношение знаний и умений и навыков, которые должны получить обучающиеся языку.

    Принцип функционального подхода к явлениям изучаемого языка предполагает, что из всей совокупности языковых средств,   в первую очередь должны быть усвоены учащимися те, которые необходимы для речи на данном этапе обучения. При этом отдельные стороны языка (фонетика, грамматика, лексика) не должны изолироваться друг от друга, а должны выступать в естественной взаимосвязи, в какой они функционируют в речевом процессе. Функциональный принцип обучения тесно связан с принципом учета родного языка, так как функционирование того или иного факта русского языка (звука, слова, грамматической формы) рассматривается детьми через призму родного языка. Учет явлений сходства и расхождения в родном и русском языках при опережающем обучении родному языку  может существенно облегчить процесс усвоение второго.

       

         Данный урок проводится в 3 классе в середине третьей четверти. Это второй урок в разделе «Части речи».

    Тема урока: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

    Цели: 

    1. Развивать осознанное распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных;
    2. Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник для 3 класса, презентация к уроку - видеоурок.

    Тип урока: урок объяснения нового материала.
    Учебник 3 класса  «Русский язык», Иванов С.В.

    Программа  "Школа 21 века"

    Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

    Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная 

    Количество часов в неделю – 3 часа

         На данном уроке учащиеся знакомятся с обобщенным лексическим значением имен существительных. Существительные обозначают предметы: людей, вещей, события, явления природы и т.д. С помощью вопросов кто? что? Находят имена существительные,  определяют что ни обозначают.  Разбить имена существительные на группу одушевленных и неодушевленных предметов учащиеся могут без большого.

             

             Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся.

    На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности (отгадывание загадки, кроссворда, составление предложений,  текстов).

    Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.

                                     Структура урока

    Организационный момент – 1 мин.

    Минутка чистописания– 3 мин.

     Актуализация знаний – 4 мин. Отгадывание кроссворда, словарная работа

    Постановка проблемы. Открытие нового– 12 мин.

    Физкультминутка – 3 мин.

     Работа по теме урока - 15 мин.

    Подведение итогов урока. Рефлексия – 5 мин.

    Домашнее задание – 2 мин.

    Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

    Цели:

    1. Развивать осознанное распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать   умения употреблять слова с суффиксами;  
    2. Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска,  учебник для 3 класса, презентация к уроку - видеоурок.

               Формирование предметных умений:

    • Определять грамматические признаки имени существительного.
    • Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
    • Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
    • ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
    • развивать внимание, связную речь.

    Формирование УУД:

       личностные умения:      

    - принимать и осваивать социальную роль ученика;

    - устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

    - устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

    - осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

        регулятивные умения:      

    - готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

    - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

    - отличать верно выполненное задание от неверного;

    - осуществлять самоконтроль;

    - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

         познавательные умения:     _        

    - ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

    - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

    - проводить анализ учебного материала;

    - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

        коммуникативные умения:

    -  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

    - слушать и понимать речь других;

    - учиться работать в группе.  

    Обучающиеся с высоким уровнем подготовки получат возможность:

    • Из предметных компетенций – производить языковой анализ (начальный) слова как части речи; находить объяснение незнакомому слову с помощью толкового словаря; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
    • Из регулятивных компетенций – вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
    • Из познавательных компетенций – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
    • Из коммуникативных компетенций – с учетом цели достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру в группе или паре необходимую информацию как ориентир для построения действия.
    • Из личностных компетенций – умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка.

                                                          Ход урока:

            Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

    1. Организационный момент

    Ну-ка, проверь-ка, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?

    (Дети читают стихотворение)

    Раз, два – выше голова, 
    Три, четыре – плечи шире,
    Пять, шесть – тихо сесть.
    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.

    1. Минутка чистописания

    Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

    Послушайте загадку

    На лугу растут сестрички –

    Желтый глазок, белые реснички. Что это?

    -Посмотрите внимательно на записанное нами слово. В этом слове в первом слоге есть буква, которая обозначает мягкость согласного звука.

    - Что это за буква?

    -Вспомним, как пишется буква “Е”. Из скольких элементов она состоит?

    - Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки. Пишу маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начинаю писать строчную букву. Выполняю верхнюю петельку и веду вниз наклонную линию с закруглением вправо.

    -  (уже написано на доске)

    Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке.

    Еес Ееу Еещ Еее ….

    (Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”)

    -Запишите эту цепочку

    (пишут в тетради число)

    Ромашка

     ресницы

    Е

    Заглавная буква “Е” состоит из 2 элементов, а строчная буква “е” состоит из одного элемента

     3. Актуализация знаний

    А сейчас поработаем в парах с кроссвордом, который я вам раздам

    1.Отгадывание кроссворда 

    Сверху вниз: 1. Домашнее животное. 2. Инструмент для копания. 3.Страна или местность, в которой человек родился

    Слева направо: 4. Игра, в которой ходят с песнями по кругу. 5.Друг, приятель,6. Ударный музыкальный инструмент.

    .

    о

    р

    о

    в

    о

    д

    р

    п

    д

    о

    в

    а

    р

    и

    щ

    в

    т

    н

    а

    р

    а

    б

    а

    н

    2. Запишите: Словарь

    - Начиная с первого слова, спишите слова в словарик, подчеркните орфограммы, отметьте ударения  

    4. Постановка проблемы.

    -Посмотрите внимательно на слова.

    -На какие две группы можно распределить вот эти слова? Поставьте к словам вопросы.

    -К какой части речи относятся эти слова?
    -Что такое имя существительное?  
    - Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?
    - Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто? мы сейчас с вами узнаем, посмотрев видеоурок!

    Вот мы и посмотрели видеоурок. Скажите, какой вывод мы можем сделать?
    Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.
    Существительные, которые отвечают на вопрос 
    кто?, называются одушевлёнными.

     Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными. 

    -Тему нашего урока вы сейчас определили сами, а теперь попробуйте определить цель нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке?

    - Прежде, чем начать трудиться, предлагаю немного размяться и сыграть в игру на внимание! Встаньте, пожалуйста!

    Пишут, списывают с экрана слова в тетради и подчеркивают орфограммы, отмечают ударения.

    Корова, лопата, родина   хоровод, товарищ,  барабан

    На две группы. Слова, отвечающие на вопрос кто? и что?

    Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными.

    Слова  мальчик, волк, петух, комар, стол, книга, зима - имена существительные

    Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена

     V. Физкультминутка на внимание

    - Если слово, которое я назову,  будет отвечать на вопрос «КТО?» - руки вверх, «ЧТО» - руки в стороны, если встретятся другие слова части речи, не существительные - присесть.

    Стол, медведь, платье, обезьяна, шорты, шляпа, белка, стул, заяц, трамвай, тарелка, красный, играет.

    VI.  Работа по  теме урока

    Откройте учебники  на стр. 61, запишите: Упражнение № 1 , задание прочитает Алиса Пчёлкина

    - Скажите, неодушевленными мы называем какие имена существительные?

    Упражнение выполним по цепочке.

    1. Первичное закрепление.

    Упражнение № 2 - работа в парах

    - Я прочту вам текст, а вы внимательно слушайте

    - Каким сущ-ым явл. слово лист? Одушевл. или неодушевл?

    - Почему о предмете, названном неодушевленным говорится как об одушевленном? Какой литературный прием использует автор? (олицетворение)

    Что? песня, поле, облако, ветер, пень.

     А теперь творческое задание:

    Прочитайте слова.

    • Норка          
    • Свинка
    • Шах
    • Галочка
    • Ласка
    • Собачка

    Составьте 2 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

     

    Составляют предложения с данными словами

     7. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты)

    - С какими понятиями мы работали на уроке?

     - Что такое имя существительное? 
    - На какие группы делятся имена существительные?
    - На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? 
    - На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? 
    - Что нужно сделать, чтобы отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных.

    - Что показалось самым интересным на уроке?

    -  Добились ли мы поставленной цели?

    - Что было самым сложным?

    -  Если вы считаете, что справились с задачей урока, на следующей строке тетради простым карандашом или зеленой ручкой  поставьте ! если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте ?

    Имя существительное.

    Ответы детей

    Одушевленные и неодушевленные имена сущ.

    Кто?

    Что?

    Правильно ставить вопросы

    Ответы учащихся

    8.Выставление оценок.

    Домашнее задание

    От слова болото + 11 слов, с.63 упр. 4

    повторить правило на с. 54

    или творческое задание: сочинить сказку про одушевленные и неодушевленные существительные, нарисовать одушевленные и неодушевленные существительные (выполнить на листочке формата А4)

    СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2, 3 склонении".

    Открытый урок по русскому языку в 3 классеТема:  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в 1, 2, 3 склонении. Закрепление.Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о трёх тип...

    Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"

    Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"...

    открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

    открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...

    Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

    17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...