Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Единственное и множественное число имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рычкова Ирина Валерьевна

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Единственное и множественное число имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому языку на тему:

«Единственное и множественное число

имён существительных»

Урок проведён во 2 классе

                                                                             

учитель начальных классов

                                                                            Рычкова Ирина Валерьевна

Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.

Тип урока: знакомство с новой темой.

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

учащихся

Предметные умения

УУД

Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные»,

подбирать примеры таких существительных ,писать с заглавной буквы имена собственные,  дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков;

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

сохранять интерес к учебному материалу;

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

Различение звуков, группировка звуков по их характеристике, объяснение лексического значения слов, изменение имён существительных по числам; написание с заглавной буквы имён собственных, классификация  имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых  по значению и объединение их в тематические группы,  нахождение информации ( с помощью взрослых) о значении слов.

Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;

 презентация к уроку; «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина;

I. Организация начала урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Итак, русский язык,  друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы  хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Коррекция настроения.

Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

  Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу.

Вспомним, что мы знаем об имени существительном. На какие группы можно разделить имена существительные?

Учитель показывает фото. Ученики называют Гагарин, Алёна, Ирина Рычкова. Подберём к ним имена существительные нарицательные.  (Космонавт, ученица, учитель).

1.Чистописание.

Открываем тетради. Записываем число.

Каллиграфическая минутка.

Послушайте стихотворение.

Был у бабушки баран

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

- Какой звук чаще других встречается в этом стихотворении? [б]

- Охарактеризуйте этот звук. (согласный, звонкий, парный).

- Какими буквами обозначается этот звук на письме? (Буквами Б, б).

Сегодня на уроке мы повторим написание заглавной и строчной букв Б, б.

Алгоритм написания заглавной буквы Б.

Начинаю писать чуть выше середины дополнительной строки. Веду прямую наклонную линию вниз. Довожу линию до нижней линейки рабочей строки, закругляю влево, выписываю петельку вперекрест до середины высоты прямой линии, выписываю полуовал вправо. Сверху выписываю перевернутую клюшку.

Алгоритм написания строчной буквы б.

Начинаю писать овал чуть ниже верхней линейки рабочей строки. Касаюсь верхнюю линейку рабочей строки, веду линию вниз, касаюсь нижней линейки рабочей строки, возвращаюсь в точку начала. Веду прямую линию вверх чуть выше середины вспомогательной строки. Выписываю вправо крышечку.

- Записываем заглавную и строчную буквы до конца строки.

III. Постановка учебной проблемы.

Словарная работа.

Запишите в один столбик словарные слова: берёза, заяц, карандаш, город, ворона, товарищ. Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

IV. Поиск решения, открытие нового знания.

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.

Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.

- А теперь давайте потренируемся. Я буду называть вам имена существительные в единственном числе, а вы образуете форму множественного числа. Например: я называю слово ягода, вы - ягоды. Понятно? Начинаем.

Гриб - ...

Тетрадь - ...

Стол - ...

Телевизор - ...

Конфета - ...

Мясо - ...

Дети не могут образовать форму множественного числа от слова мясо.

- Что же получается? (Слово мясо употребляется только в единственном числе).

- Верно!

- Продолжаем работу. Теперь я называю вам имена существительные во множественном числе, а вы образуете форму единственного числа. Понятно? Начинаем.

Малыши - ...

Улицы - ...

Ягоды - ...

Моря - ...

Доски - ...

Брюки - ...

Дети не могут образовать форму единственного числа. Что можете сказать? (Слово брюки употребляется только во множественном числе). Верно! Молодцы!

Учебник упр. 105

Волга, лесник, молоток, месяц, мальчики, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва.

Друзья, машины, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.

V. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VI. Закрепление изученного материала.

Упр. 106 (1) - письменно

  1. Туфля – туфли, ягода – ягоды, море – моря, облако – облака, стакан – стаканы.
  2. Устно.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Какие новые знания об имени существительном  вы открыли?

Ребята, наш урок подошел к концу. Вы все очень хорошо работали. Меня не подвели. Спасибо вам. Но я хотела бы услышать и ваше мнение. Понравился ли вам урок и кого за работу сегодня вы хотели бы похвалить?

Ответы детей.

VIII. Домашнее задание.

-  Выучить правила стр.61-62, упр. 107


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

конспект открытого урока по русскому языку 4 класс

Тема: "Обобщение по теме: "Имя прилагательное"....

конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК школа россии

тема урока: "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс...