конспект открытого урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Татьяна Геннадьевна Баженова

Тема: "Обобщение по теме: "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitka.docx527.95 КБ
Файл gotovyy_otkrytyy_urok.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Баженова

Татьяна

Геннадьевна

Учитель начальных классов

Тема урока: Имя прилагательное.

Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме “Прилагательное”.

Триединая цель:

– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4-м классе

 тема «Обобщение по теме «Имя прилагательное».

(УМК «Школа России», учебник Л.М. Зеленина, Т.Е. Горецкий)

Выполнила: Баженова Татьяна Геннадьевна

                                                    Учитель начальных классов

Педагогический стаж – 25 лет

2014-2015 уч. Год

Урок русского языка в 4-м классе

Учитель: Баженова Т.Г.

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: урок конкретизации открытого способа действия (урок решения частных задач), систематизация знаний.

Особенности данного урока. Данный урок проводится после изучения темы «Формы числа, падежа и рода имен прилагательных». Дети знают о трех грамматических  моделях  слов, об общем грамматическом значении слов, построенных по модели названия признака, знают названия трех основных частей речи.

На уроке используются различные методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Формы организации деятельности – фронтальная и парная, групповая.

Триединая цель:

– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Задачи урока.

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; формирование орфографической зоркости.

2. Развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности.

4. Воспитание любви к знаниям, русскому языку, к одноклассникам.

5. Использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, (презентация) , карточки с текстами, учебник, тетради.

I Организационный момент.

У нас сегодня не совсем обычный урок,  на нем присутствуют гости. Я надеюсь. Что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач.

– Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
– Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня у нас урок – путешествие.

(Слайд 1) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.

– Как её можно назвать?

Имя ее – Страна Прилагательных. Так как это последний урок по этой теме, определите учебную задачу. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.

В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Итак, отправляемся в путь!

II. Чистописание.

Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).

Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:

– Что такое имя прилагательное?

(Слайд 2) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.

– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 3)

– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 4) (ая,яя,ое,ее,ый,ий,ые, ие)

– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)

Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 5)

1 ряд – выписывают окончания женского рода
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.

–все  вместе запишите окончания имени прилагательного множественного числа.
– Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.? (привести пример)

– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?

III. Словарная работа

– Вперёд! (Слайд6)

Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

Запишите слова буквами.

[шй’от] [ шыпуч’ий’]  [ладошка] [фал’ш]

Какие орфограммы обнаружили?

Слова какой части речи вам встретились?  Назовите имена прилагательные.

(Слайд 7) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.

– Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

Задание: – объясните пропущенные орфограммы; 

– подчеркните грамматическую основу; 

– составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд8)

Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски)

– определите падеж имен прилагательных; 

– Как определить падеж имен прилагательных?

– Как различить Им.п. от В.п.?

IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.

– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 9)

– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?

– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному) (Слайд 10)

(Доска с обратной стороны)

По подтаявш… снегу

на перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.

в родн…  краях

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?

– Как определить падеж имени прилагательного?

Физ. минутка

V. Закрепление. Творческая работа.

И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 11)

– Прочитайте текст.

(Слайд 12)

Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!

– Докажите, что данная запись является текстом.

– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?

– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? 

– Как можно озаглавить текст? 

Дополните этот текст прилагательными.

Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках– см.приложение);

– найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.

(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)

– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)

– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)

(Слайд 13 проверка падежа, рода)

– Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?

– О каком времени года говорится в тексте?

Весна – замечательное и прекрасное время года.

Как вы понимаете поговорку: Нет в марте воды, нет в апреле травы?

(Слайд 14) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.

Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!..

Алексей Плещеев

Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?

(Слайд 15)

Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения)Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.

_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт 
(Слайд 16)

VI Рефлексия (Слайд 17)

 – Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Я узнал…

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое желает выполнить, то и записывает в дневник:

  1. Подобрать и записать в тетради 3 загадки о весне.
  2. Придумать и записать 3 предложения о весне, определить и обозначить части речи.
  3. Написать сочинение о весне. (Слайд 18)

СПАСИБО ЗА УРОК!

Самоанализ урока

Тема урока: Обобщение по теме "Имя прилагательное ".

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Цели урока:

- формирование умений писать падежные безударные окончания имён прилагательных;

- обучение проверке безударных окончаний имён прилагательных с помощью  падежных вопросов.

        Задачи, которые решала на уроке:

Образовательные: формировать умение безошибочно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Воспитывающие:  развивать  орфографическую зоркость; расширять кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету.

Развивающие: воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание и  любознательность в процессе учения; воспитывать умение работать в коллективе.

Работа на уроке была направлена на решение этих задач. Работа велась по плану, связки между этапами были логическими. После каждого этапа подводился итог проделанной работы. Для раскрытия нового материала использовала методы: репродуктивный, проблемного содержания материала, частично-поисковый, исследовательский.

Были реализованы принципы научности, доступности и сознательности на уроке.

Для эмоционального восприятия материала я использовала демонстрационный материал - презентацию.

Учебный материал урока имеет воспитательные задачи: на этапе творческой работы сумели увидеть красоту природы и порадоваться ей.

Результативность урока

Результативность по 1 задаче: Урок содержал: фронтальный опрос по изученному материалу, в результате которого учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока;

Задачи урока: индивидуальную работу - окончаний имен прилагательных.

 Хочу отметить следующее:

словарная работа велась на основе этимологического анализа слов, с которым ребята знакомы со 2 класса;  

 на этапе закрепления изученного материала учащиеся самостоятельно вывели и сформулировали пункты памятки правильного написания окончаний имен прилагательных, как правильно определить род, число, падеж имен прилагательных в конце урока школьники выполнили творческую работу, в которой дети сочинили интересные рифмы о весне.

Результативность по 2 задаче: В течение урока решала задачи развивающего характера: развитие внимания, памяти, мышления (умение сравнивать, обобщать, делать выводы); развитие речи учащихся.

На каждом этапе урока велась работа по активизации внимания, опоры на память.

На разных этапах урока учащиеся самостоятельно и под руководством учителя обобщали материал, делали выводы.

Думаю, что результативность по второй группе задач удовлетворяет требованиям программы.

Результативность по 3 задаче: На уроке ставила и решала воспитательные задачи.

Развитие интереса к уроку – важная воспитательная задача, т. к. решив её, мы добиваемся хороших результатов успеваемости младших школьников, ведь интерес – важная составляющая мотивация обучения.

Чтобы урок был  интересным, на этапе закрепления провела творческую работу, что дало возможность показать школьникам красоту природы в весеннее время.  

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».

Считаю, что урок цели достиг.                                Баженова Т.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...