"Синонимы, антонимы, омонимы".
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Румянцева Мария Михайловна

План-конспект урока по русскому языку 4 класс, программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока  по русскому языку (4.10. 2017)

Класс: 4

Тема: Синонимы, антонимы и омонимы.

Цели и задачи:

1. Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи;

2. Развивать навыки устной и письменной речи, расширять словарный запас учащихся; развивать сообразительность, внимание, память, мышление, орфографическую зоркость, фонематический слух учащихся.

Метапредметные УУД         

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

Регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные: участвовать  в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  1. Ход урока:

Орг. момент.

- Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!

-( Тренинг соприкосновение и пожелания удачи: «Желаю большого успеха во всём и везде!!!» )

-Покажите своё настроение!(Светофоры: зеленое – восторженное, красное – грустное, жёлтое – светлое, приятное)

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Запишем дату и классная работа.

А) Словарная работа:

- Замените одним словом:

Домашнее животное, друг человека. (Собака)

Оздоровительное учреждение для школьников (Лагерь).

Приём пищи, обычно в середине дня. (Обед)

Седьмой день недели (Воскресенье).

Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (Овощи).

Б) – Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.(собака)

Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.

 (Лагерь-6б, 5 зв.)

Сколько согласных звуков в слове ЛАГЕРЬ? Что объединяет этот ряд звуков? (они звонкие).

В)- Посмотрите на первые звуки словарных слов. Если их соединить, то, что получится? (СЛОВО)

Г) - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы его слышите? (Слово в языке и речи – раздел)

(Дети составляют кластер к слову СЛОВО)

(Оценивание: согласен, не согласен –светофоры)

- Молодцы!!!

 Беседа:

 - Что значит объяснить лексическое значение слова?

– Какие слова называются многозначными, однозначными?

– Что понимается под прямым и переносным значением  слов?

 - Что такое устаревшие  и новые слова?

– Фразеологизмы?

3. Самоопределение к деятельности.

На доске слова: думать, мыслить, сложный, простой, лук, лук.

-Как вы думаете, по какому признаку их можно сгруппировать? ( Антонимы, синонимы, омонимы)

-Молодцы!

-Тема нашего урока….(Антонимы, синонимы, омонимы)

- Поставим цель ….(Научимся определять, распознавать синонимы, антонимы и омонимы)

4.Первичное восприятие учебного материала.

- Обратимся к учебнику на стр.47 упр.70

- Рассмотрим схему и вспомним, что такое синонимы, антонимы и омонимы.

(Читают про себя – объясняют всему классу)

- Какими частями речи является каждая пара синонимов, антонимов  омонимов?

-Куда можно обратиться за помощью? (словари синонимов, антонимов и омонимов)

-Выполним упражнение 72  стр. 48

- Чтобы справиться с этим заданием, понадобится дружба и согласие. ---  

- Поработайте в парах.

- Что мы сделаем в этом упражнении? ( Объясним смысл пословиц, спишем синонимы, антонимы, омонимы и подчеркнём их)

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

  1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.____________________________
  2. Вьюги да метели под февраль полетели.______________________________
  3. В большом горе и маленькая радость велика.__________________________
  4. Кому честь, тому и почёт.____________________________________________
  5. Ученье — свет, а неученье — тьма.____________________________________
  6. Мир лучше ссоры._____________________________
  7. Мир не без добрых людей._____________________

Подпишите,   где употреблены:

а) синонимы, б) антонимы, в) омонимы.

• Подчеркните синонимы, антонимы, омонимы.

-Приступаем к работе! (светофоры– понятно или непонятно)

(ученики зачитывают ответы – оценивание светофорами)

 - Оцените работу вашей пары! (светофоры)

(Ответ: Синонимы -2,3,4. Антонимы – 1,5. Омонимы – 6,7.)

- Чему учились, выполняя это упражнение?

Физминутка

Физкультминутка с использованием антонимов.

Встали – сели, подняли руки – опустили, наклоны вперёд – назад, повороты вправо – влево, три шага вперёд – три шага назад.

5.Закрепление изученного материала.

- Самостоятельная работа.

(Задание в учебнике, бланки для ответов, чтение задания, определение целей упражнения. Упр.73 стр.48)

- Объяснить лексическое значение слов, распределить слова в три  группы.

 - Приступаем к работе! (светофоры – понятно или непонятно)

- Проверим по экрану. (Слайд)

1 группа    синонимы                          

Красивый, превосходный

Месяц, луна

Вещи, багаж

Ветер, ураган

Друг, товарищ

2 группа антонимы

Белый – черный

Сладкий- горький

Горячий – холодный

Добро – зло

3 группа омонимы

Ласка – ласка

Месяц – месяц

Почки - почки

-Оцените свою работу! (светофоры)

- Чему учились, выполняя это упражнение?

6. Рефлексия. Итог урока.

 - Сегодня на уроке….

научился…..

было интересно…..

больше всего понравилось…..(Слайд)

-Вернёмся к цели нашего урока.

- Как определить в тексте синонимы, антонимы, омонимы?

- Покажите своё настроение! (светофоры) (Слайд)

7. Домашняя работа.-Рабочая тетрадь упр.67-69 стр.33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс

Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой....

Синонимы. Антонимы.Омонимы

УМК "Перспектива"Проверочная работа по темам "Синонимы. Антонимы. Омонимы"...

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова  УМК "Перспектива"...

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы"....

Тест по теме «Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.»

Тест разработан по УМК "Перспектива" для учащихся 2 класса...

Карточки по теме "Синонимы, антонимы, омонимы"

Данная работа поможет проверить знания учащихся....