Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс) на тему

Силантьева Елена Владимировна

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_tehnologicheskaya_karta_uroka-1.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

   

Учитель Силантьева Е.В.

ОУ школа 523

Класс  

Ресурсы урока Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В.  Учебник «Русский язык» 4 класс, в двух частях, часть 1 М., «Просвещение», 2013 год;

 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1»  по русскому  языку, 4 класс,   М., «Просвещение», 2014 год;

электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.

Тема урока Распознавание синонимов, антонимов.

Тип урока Урок закрепления знаний

Цель урока. Закрепить знание понятий синонимов, антонимов.

Задачи урока 1. Обобщение понятий «синонимы», «антонимы», обогащение словарного запаса учащихся синонимами, антонимами; закрепление представление о слове как языковом знаке; формирование потребности обращаться к словарям русского языка, научить пользоваться ими.

2. Развитие культуры общения и речи: умение выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности; развитие логического и образного мышления; формирование УУД.

3. Формирование познавательного интереса и увлеченности языком, развитие положительных личностных качеств учащихся, их творчества; формирование эстетических, этических представлений.

Планируемые результаты

Предметные. Закрепить знание понятий синонимов, антонимов, умение работать со словарями синонимов и антонимов; показать детям на примерах необходимость расширения их словарного запаса.

Метапредметные

      Познавательные Мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы); любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей. Сбор и выделение существенной информации; использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач. Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

      Регулятивные. Сохранять и принимать учебную задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение. Проявлять самостоятельность и инициативу.

      Коммуникативные. Сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения

и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. Стремиться к более точному выражению собственного мнения; задавать вопросы.

     Личностные Осознание языка как основного средства человеческого общения. Понимание того, что

правильная речь является показателем индивидуальной культуры. Способность к самооценке на основе

наблюдений за собственной речью.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

(1 - 2 мин.)

- Проверьте готовность к уроку.

- О чем это стихотворение?

- Каково значение слова? Ответьте строками стихотворения.

 -  Что значит «всему голова»?

-Чем будем заниматься на уроке? 

Читают: (слайд 1)

Слово - всей нашей жизни основа.

Жить и любить невозможно без слова.

С нами всюду, всегда слова.

Слово в жизни всему голова.

Отвечают на вопросы, находят подтверждение слов строками из текста стихотворения.

Объясняют.

- Продолжим работать со словом.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности.

   ( 5 – 7  мин.)

3. Постановка учебной задачи

  ( 1 - 2 мин.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

( 2 – 3 мин.)

Первичное закрепление с проговариванием

во внешней речи.

(3 – 5 мин. )

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону.

( 5 – 7 мин.)

Рефлексия

(3мин. )

Мотивация (самоопределениек деятельности)

(3мин. )

Постановка учебной задачи

  ( 1 - 2 мин.)

Построение проекта выхода из затруднения.

     (2 - 3мин. )

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону.

( 5 – 7 мин.)

Рефлексия

(2 – 3 мин. )

Рефлексия урока

(2 – 3 мин. )

 - Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число.

(Слайд 2)

Двадцать шестое  ноября

Классная работа

1)

(Слайд 3)

Ползти, плестись, семенить, идти,  шагать, разбегаться, бежать, мчаться.

2) (Слайд 4)

Выберите синонимы к глаголу идти. Подчеркните.

 - Назовите.

 - Проверьте.

(Слайд 5)

Ползти, плестись, семенить, идти,  шагать.

 - Запишите.

- Одинаковые значения имеют выбранные синонимы?

- Объясните оттенки значения синонимов.

 - В языке не так много слов синонимов, которые абсолютно ничем не различаются. Чаще всего синонимы или имеют разные оттенки значения.

 - Значение синонимов?

 

3) – Вернемся к заданию на карточке. Есть ли еще синонимы среди заданных слов?

(Слайд 6)

 - Запишем.

- Одинаковые значения имеют выбранные синонимы?

- Объясните оттенки значения синонимов.

- Значение синонимов?

 - Будем обогащать наш словарный запас синонимами.

 - Словарь человека ( то есть общее количество используемых слов) обычно составляет 5000 – 6000 слов. а, например, словарь Александра Сергеевича Пушкина включал в себя более 22000 слов. поэтому поэт мог так точно и образно выражать свои мысли и передавать самые тонкие душевные переживания.

3) (Слайд 7)

- Запишите строки из стихотворения А.Пушкина.

Мчатся тучи, вьются тучи,

 Невидимкою луна

 Освещает снег летучий.                     (А.Пушкин)

 - Какие орфограммы повторили?

 - Назовите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

 - Парная согласная?

 - Орфограмма – разделительный «ь»?

 - Написание приставки?

 - Объясним постановку знаков препинания.

-Назовите синоним к слову «мчатся».

- Но «мчаться» - быстро бежать.

 

(Слайд 8)

мчаться – 1) быстро бежать;

                   2) быстро лететь.

Проблема?

- Почему синонимы разные?

 - В каком значении употребляется в стихотворных строках слово «мчится»?

(Слайд 9)

     прямое значение

     переносное значение

 несколько значений

многозначные слова

 - Кто знает, как называются слова, у которых – несколько значений?

- Какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить?

- Вспомним: почему синонимы разные?

 - Сформулируем цель урока.

(Слайд 10)

Тема: Синонимы.

Цели урока: 1. Научиться подбирать к данным словам

синонимы.

2. К разным значениям многозначных слов подбирать разные синонимы.

- Составим план действий.

 - Подбираем к слову…

- Следующий шаг.

 

- Является ли слово многозначным?

- Вспомним: мчатся…тучи, мчится человек.

 

 - Мы получили  план действий.

(Карточки)

(Слайд 10)

1) - Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число.

(Слайд 11)

Двадцать шестое  ноября

Классная работа

2) (Слайд 12)

Свежий воздух  

Свежий хлеб

Свежая новость

- Подобрать синонимы.

- Что поможет подобрать синонимы?

- У вас на столах – лист « Словарь синонимов».

(Слайд 13)

- Вывод?

 - Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов?

- Откроем учебники - стр.88. упр.142.

 - Прочитайте задание.

(Слайд 14)

- Вывод?

- Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов?

- Вывод?

- Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов?

 - Дополним план действий.

- Заполним таблицу. (+. ? )

(Слайд 15)

1. Знаю, что такое «синоним».

2.Найду в предложенном тексте синонимы.

3. Не затруднюсь в подборе своих   примеров – слов– синонимов.

4.

5.

6.

 - Что не включено в таблицу, а мы узнали на сегодняшнем уроке?

6.  – Знаю противоположное по значению слово к слову «синоним».

(Слайд 15)

антонимы

-Вспомним, что мы знаем об антонимах.

 - Поиграем в"Верные и неверные утверждения".

- У вас на столах листы с таблицей.

Я задаю вопрос, если вы согласны- ставите-"+", если не согласны - "-", если у вас возникли сомнения, то обведите этот номер в кружок.

1.-Верите ли вы, что антонимы – это слова, противоположные по значению.

2.-Верите ли вы, что вход – выход – это антонимы?

3.- Верите ли вы, что если слово – им.прилаг., то и антоним тоже имя прилаг.?

4.- Верите ли вы, что антонимами могут быть слова разных частей речи: имя сущ., им.прилаг., глагол?

5.- Верите ли вы, что в значениях антонимов должен быть общий элемент значения: большой — маленький — размер, белый — чёрный — цвет и т. п.).

- Какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить?

Что? (Карточка)

- Какова цель нашего урока?

 (Карточка)

(Слайд 16)

Упр.123

Прочитайте задание.

- Вспомним цели урока. Проанализируем.

1. Общий элемент значения.

2. Если слово – им.прилаг., то и антоним – имя прилаг.

- Составим план действий к упр..

1. – Найдем слова – антонимы.

       Подчеркнем.

2. Определим общий элемент значения.

  1. Определим часть речи.

Подпишем.

(Слайд 17)

1 расстояние

2 размер

3.высота

4.цвет

5 объем

6 направление действия

7 положение

8 наличие действия

9 толщина

(Слайд 18) – самопроверка по эталону.

далеко – близко 1

высоко – низко 3

приехать – уехав (уехать) 6

сидеть – стоя (стоять) 7

порожний – пустой 5

безделье – дело 8

 (Слайд 19)

порожний - пустой

- Вывод? Как подобрать слово – антоним?

(Слайд 20)

- Кто не испытывал затруднений в подборе антонимов?

Упр.144

Игра «Кто быстрее?»

- Каждая команда получает лист.

Запишите антонимы, пользуясь алгоритмом.

1, 3 группа -  5 -  им. прилаг.

2,4 группа – 5 – им. сущ.

                             гл.

(Слайд 21)

горячий - холодный

тонкий – толстый

грубый - ласковый

мягкий – жесткий

добро – зло

ледяной – раскаленный

хвалить – бранить

огромный – крохотный

опускать – поднимать

верхний – нижний

ненавидеть – любить

юноша – старик

прекрасный - безобразный

- Вывод? Как подобрать слово – антоним?

- Кто не испытывал затруднений в подборе антонимов?

(Слайд 21)

-Здравствуйте, ребята. Я – слово противоположное по значению. Узнали кто я?

-Правильно. Сегодня я был в центре внимания. Ачто вы запомнили обо мне?

Для чего могут исполь-

зоваться антонимы в художественной речи?

 - А могут ли предлоги быть антонимами?

в (дом, школу, лес)—из (дома,

школы, леса), на—под, к—от, до—после, перед—за.

-Молодцы!

-До новых встреч!

Приём "Шесть шляп мышления."

 -Те, кто получил БЕЛУЮ шляпу перечисляют с чем познакомились на уроке.

-Те, кто получил ЖЁЛТУЮ шляпу говорят, что интересного, полезного узнали на уроке.

-Те, кто получил ЧЁРНУЮ шляпу, делятся с трудностями, рассказывают, что было непонятно.

-Те, у кого КРАСНАЯ шляпа, делятся какие эмоции испытали на уроке.

-Те, кто получил ЗЕЛЁНУЮ

шляпу, пробуют предположить, где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

-Те, у кого СИНЯЯ шляпа, должны внимательно выслушать ответы всех и сделать вывод по уроку.

Пишут число.

(Карточка№1)

1. Вставь пропущенные буквы.

2. Расположи глаголы в порядке возрастания действия.  Расставь цифры.

        

Разб…гаться, и…ти, п…лзти, ш…гать,

мч…ться, пл…стись, б…жать, с…менить.

 1. Сначала выполни задание сам.

 2. Расскажи соседу, а сосед расскажет тебе.

 3. Придите к общему мнению.

Работа в парах.

Объясняют написание слов с изученными орфограммами.

Работают с орфографическим словарем.

Систематизируют. Расставляют цифры.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Сравнивают записи, различают правильные и неправильные, аргументируют решение.

Проверяют.

Работа в парах.

Анализируют. Подчеркивают.

Проверяют.

Записывают.

- Разные.

 

- В порядке возрастания действия.         

-  Разные оттенки значения:

 - Синонимы позволяют более точно выразить мысль.

 -  Помогают избежать повторений одного и того же слова.

 

- Бежать, мчаться.

Записывают.

- Разные.

- «Мчаться» - очень быстрый бег. 

-  Помогают избежать повторений одного и того же слова.

- Синонимы позволяют более точно выразить мысль.

 

Пишут.

Систематизируют.

Подбирают слова к изученным орфограммам.

 - Подчеркнем главные члены предложения.

Подчеркивают  главные члены предложения.

Объясняют  постановку знаков препинания.

- Быстро летят.

- В переносном значении.

- Проблема: слово одно, а синонимы – разные.

- Мчатся тучи, мчится человек.

 

 

- Многозначные слова.

- Синонимы.

-  Переносное значение.

-  Многозначные слова.

- Научиться подбирать к данным словам

синонимы.

- К разным значениям многозначных слов

подбирать разные синонимы.

Планируют.

 - Синоним. 

- Определяю: в каком значении употреблено слово – в прямом или переносном (многозначное).

- Надо обратить внимание на слово, с которым данное слово употреблено.

 

     

1.   ===    -------         

         гл.+ сущ.            

                                           …

2. Многозначное?

3. Синоним

По составленной модели воспроизводят план действий

- Словарь синонимов:

 - В учебнике.

 - «Словарь синонимов и антонимов» Федорова.

Работают со словарем.

Действуют по плану.

 - Свежий воздух  - прохладный, чистый воздух.

 - Свежий хлеб – мягкий хлеб.

 - Свежая новость – сегодняшняя новость.

 

Пишут.

Сравнивают записи. Делают вывод.

 - К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы.

Ставят на полях значки: +, ?

- К данным группам словосочетаний подобрать синонимы.

Работают со словарем.

Действуют по плану.

Анализируют модель, с опорой

на нее строят сообщения.

Работа в парах.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Работают со словарем.

Темная ночь – непроглядная, беспросветная ночь.

Темное лицо – мрачное лицо.

Темная рубашка – черная рубашка.

Самопроверка  по эталону.

Сравнивают записи. Делают вывод.

 - К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы.

Ставят на полях значки: +, ?

Самостоятельная работа

Работают со словарем.

Легкая ноша – легковесная ноша.

Легкая задача – несложная, простая задача.

Легкая жизнь -  жизнь без проблем, нетрудная.

Самопроверка  по эталону.

Сравнивают записи. Делают вывод.

 - К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы.

Ставят на полях значки: +, ?

1.   ===    -------                     словосочетание

         гл.+ им.сущ.            им.прилаг. .+ им.сущ.            

                                           …

2. Многозначное?

3. Синоним

Заполняют таблицу.

Записывают в таблицу:

4.Смогу подобрать синоним к многозначному слову.

5. Значение синонимов.

 

- Антоним. 

Заполняют таблицу.

 1     2      3      4      5

Анализируют высказывания.

Распознают вопросы, несущие незнакомую информацию.

Формулируют тему урока.

Тема: антонимы.

Формулируют цели урока.

Цели:1. Подбирать антонимы, обращая внимание на общий элемент значения?

2. Если слово – им.прилаг., то и антоним – имя прилаг.?

Читают.

Планируют.

Записывают на доске план действий.

1.                     антонимы

            -----------     -         ---------.

2. Значение. (цифра)

3. Часть речи

«Озвучивают» записи.

Работа в парах.

Действуют по плану.

Анализируют, выбирают  антонимы.

расстояние

высота

направление действия (гл.)

положение (гл.)

ошибка - синонимы

наличие действия (им.сущ.)

 

-  Общий элемент значения.

 -  Если слово – им.прилаг., то и антоним – имя прилаг.

Ставят на полях значки: +, ?

 - Ищем синонимы, пользуясь алгоритмом.

Работа в группах.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Анализируют текст, классифицируют.

-  Общий элемент значения.

 -  Если слово – им.прилаг., то и антоним – имя прилаг.

Ставят на полях значки: +, ?

Вступают в общение с персонажем,

отвечают на его вопросы.

 - Антонимы выражают противопоставленные понятия, придают речи выразительность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...