Главные вкладки

    Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
    учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

    Бочкарёва Юлия Олеговна

    урок русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_urok_1.docx17.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    Повторение

    Урок 1.

    Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.

            

    Ход урока        

    Ι. Актуализация знаний.

            Прозвенел уже звонок

    Начинаем наш первый урок.

    Будьте все внимательны,

    А еще старательны.

    Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

    Я улыбаюсь Вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

    Теперь тихо как мышки сядут девочки, и еще тише сядут мальчики.

    Проверьте свое рабочее место. На нем должно быть : учебник , дневник и пинал.

    – Откройте тетрадь.

    – Что надо записать? (Дату.)

    Комментированная запись числа.

    – Напишите «Классная работа».

    Рассматривание обложки.

    – Чем заняты ребята? (Собирают из пазлов старинный алфавит.)

    – Знакомы ли они вам? (С Игорем и Олей, близнецами-четвероклассниками, мы будем путешествовать в историю детской литературы в учебнике «Литературное чтение» («В океане света»). А в учебнике русского языка вместе с Игорем и Олей мы узнаем много нового из истории нашего языка, будем учиться правильно говорить, писать, читать, слушать.)

    – Как игра в пазлы связана с русским языком?

    (Если правильно сложить пазлы,  получится определённая картинка. Если правильно сложить звуки (а на письме буквы), то получится слово, если сложить слова, то получится предложение, и т.д. Все звуки,  буквы, слова, предложения – своего рода пазлы, «кирпичики», из которых строится язык.)

            

    II. Формулирование проблемы.

            – Русский язык как учебный предмет был у вас и во 2-м, и в 3-м классе. Что вы узнали на этих уроках?

    – Может быть, не стоит опять изучать этот предмет, вы уже всё знаете?

    – Какие вопросы возникают? (Что мы будем изучать и чему учиться в этом году?)

    – Давайте составим план урока.

    Учитель вместе с детьми планирует свою деятельность на уроке.        

    III. Развитие умений.        I. Работа со статьями «Как работать с учебником» и «Что мы будем изучать и чему учиться в этом году».

    1. Выборочное чтение статьи «Как работать с учебником?» (с. 3–6).

    – Просмотрите заголовки-вопросы. Известны ли они вам?

    – Вспомните (предположите), о чём говорится в каждой из частей?

    (О целях и как открывать новое – проблемном диалоге, условных обозначениях.)

    – Что обозначают цветные кружки рядом с заданиями? (Виды заданий, которые будут развивать разные умения.)

    – Обратите внимание на условные обозначения в разделах «Что надо обязательно запомнить?» и «Что надо обязательно уметь?» Какие из условных обозначений вам знакомы? Какие встретились впервые?

    Что они обозначают?

    – Какие знаки могут встретиться около слов?

    – Когда вы будете обращаться к толковому словарю в конце учебника? А к текстам других учебников?

    2. Изучающее чтение статьи «Что мы будем изучать и чему учиться в этом году?» (с. 7–8).

    Первые два абзаца читает учитель и задаёт вопросы классу на осмысление воспринятого на слух:

    – Какие два понятия нужно различать?

    – Чем отличаются язык и речь и как они связаны?

    Учитель продолжает чтение следующего абзаца и после чтения задаёт вопрос:

    – Почему русский язык – особый предмет?

    4-й абзац ученики читают самостоятельно. Учитель задаёт вопрос на осмысление прочитанного:

    – Что нового узнали из этого абзаца? С какими героями встретитесь?

    Далее учитель читает, а ученики слушают и следят за чтением.

    – Пользуясь текстом обращения авторов, закончите предложения:

    а) Наш язык – …

    б) Чтобы по-настоящему узнать и понять свой родной язык, нужно…

    II. Повторение изученного.

    – Откройте учебник на с. 9. Прочитайте эпиграф к разделу «Повторение».

    – Что вы знаете об авторе П.А. Вяземском? (Поэт, современник А.С. Пушкина.)

    1. Упр. 1, с. 9.

    Ученики говорят о своём понимании авторской строчки, продолжают ряд однокоренных слов, предварительно обратившись к толковому словарику в конце учебника.

    Исповедь, поведать, заповедь, проповедник и т.д.

    Списывание предложения и объяснение постановки знаков препинания. (Первая запятая разделяет части сложного предложения, вторая запятая – однородные подлежащие.)

    2. Упр. 2, с. 9.

    а) Работа до чтения.

    – Прочитайте заглавие стихотворения, фамилию его автора. Какие значения имеет слово словарь? (1. Собрание слов. 2. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употреблённых в каком-либо произведении.)

    б) Чтение стихотворения про себя.

    – В каком значении слово словарь используется в произведении?

    – Найдите и подчеркните в каждой строфе строки, в которых заключены самые важные для автора мысли.

    в) Работа после чтения.

    Ученики объясняют смысл найденных строчек и заглавие стихотворения, затем учитель проводит необходимую корректировку.

    Словарь – это не только книга, в которой по алфавиту расположены слова и объясняется их лексическое значение, но и «повесть» человечества, по которой можно проследить историю народа, его быт.

    В словах заключаются человеческие чувства. Французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

    г) Спишите строчки, которые вам представляются самыми важными для понимания смысла стихотворения.

    3. Упр. 3, с. 7 – развивается эстетическое чувство при восприятии художественного слова.

    – С чем сравнивают русский язык Н. Гоголь, А. Толстой?

    – Какие слова вам показались особенно выразительными?

    Запишите:

    Русский язык – драгоценность, подарок, орудие жизни народа.

    – Разберите по составу слова, предварительно указав часть речи.

    I вариант – русский.

    II вариант – подарок.

    Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

    – Какой был уровень задания?

    – Какие умения формировались при выполнении этого задания?

    – Какую отметку ты бы себе поставил?

    – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    4. Упр. 4, с. 7 – развивается умение анализировать лингвистический текст с опорой на ключевые слова.

    Образец записи:

    Языковедение, языкознание.

    Страноведение, краеведение, природоведение, обществоведение.

    – Сколько названий есть у науки о языке? Как называются такие слова?

    – Что изучают учёные-лингвисты? А для чего язык нужен людям?

    (Чтобы общаться.)

            

    IV. Итог урока.

            4  4

    – Что мы сегодня делали на уроке? Какие умения развивали?

    – Выполните задание № 6, тема 1 «Повторение» в рабочей тетради для 4-го класса.

    – Какое слово оказалось лишним? Почему?

    – Как вы думаете, что обозначает слово лингвист? (Подсказка: сравните тракторист, машинист, таксист.)

    – Чему вы будете учиться на уроках русского языка?

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Кто сегодня получил отметку в дневник?

    – За что?

    V. Домашнее задание.

            Написать сочинение-миниатюру на тему «Самые дорогие слова».        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

    Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

    урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"

    Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....

    Знакомство с новым учебником «Русский язык». Повторяем гласные звуки и их буквы.

    Обеспечить условия для усвоения содержания учебника и отработки действий при работе с учебником, рабочей тетрадью.Создать благоприятную атмосферу для развития эмоциональной сферы, интереса к русскому ...

    Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.

    Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения....

    Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

    На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....

    Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

    Урок разработан  по программе УМК "Школа России". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать ...

    Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

    Урок разработан  по программе УМК "Школа России". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...