урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Панина Марина Ивановна

Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Клишинская ООШ»


Тема урока: Урок – путешествие в удивительную страну знаний.

(Общее понятие «Части речи»)

Учитель начальных классов

Панина Марина Ивановна

Тип урока: Открытие новых знаний

Технология: Использование ИКТ

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.

Задачи:

1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка,  интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.  

 3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

       Оборудование:

  1. Презентация Power Point “Части речи”
  2. Компьютер, проектор.
  3. Песня “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”
  4. Раздаточные листы для обучающихся.
  5. Цветные карандаши.
  6. Учебник русского языка (Рамзаева Т.Г. 3 класс, II часть)

1 Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте улыбнёмся им, чтобы им вновь захотелось прийти на наш урок. А теперь улыбнитесь друг другу и мы отправимся с вами в путь. Сегодня урок русского языка у нас с вами не совсем обычный. Мы отправимся с вами в путешествие, девизом к нашему уроку будут такие слова : «Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) 

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 2).                                            

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

- Пожелайте друг - другу удачи! 

Учитель:

- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что мы знаем уже о частях речи.Посмотрите на эти слова. Все они это какая часть речи?

-Прилагательное.Подберём к прилагательным слова, противоположные по смыслу. Как они называются?  (антонимы)

Слайд 3

большой – маленький

сухой – ?

глубокий – ?

старый – ?

гладить – ?

твердый - ?

- Внимательно посмотрите на данную запись. Нам ребята этих знаний сегодня недостаточно.

Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

- Правильно ли мы справились с первым заданием?  (Проверка по щелчку).

Минутка чистописания.

- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится ?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд4).

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).

Таблица  с буквой. (Слайд 5).

-Запишите М м всю строчку.

- Предлагаю вам написать следующее сочетание букв. (Слайд 6).

- Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом.

- Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

-Прочитайте слова. (Слайд 7).

 Слова на слайде  Мороз, морозец, морозный.

-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)

-Как проверить парную согласную? Докажите.

-Запишите слова.

-Что общего в этих словах? (корень)  

-Выделите его.

Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

-Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (Заморозки)

-Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной)

- Путь свободен, снова в путь!

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Мы умеем хорошо считать.

Руки за спину поставим,

Выше голову поправим

Вдох, выдох и опять писать

Словарная работа (Слайд 8).

- Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

А

М

Н

О

Р

К

В

У

2

С

Г

Д

Я

Л

Ч

Ц

Т

и на ключ к нему: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1

- Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

- Какое слово зашифровано?

- Зашифровано слово солома.

- Что такое солома?

 Солома – это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений. (Слайд 9).

- Но если стебли стоят на корню, с колосьями, то это еще не солома. Как же получается солома?

(Солома получается после обмолота зерен.)

-Что же такое солома? Скажите полностью.

- Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.

- Найдите слово солома в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание?

- Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной О. Ее надо запомнить. (Дети записывают слово в тетрадь.)

Семеро одну соломину поднимают. (Слайд 10.)

Не подкладывай к огню солому.
Соломиной не подопрешь хоромины.

- Ребята, прочтите написанное. Как можно назвать эти предложения, одним словом?

- Пословицы.

- Какие слова в данных словах вам незнакомы? (учитель объясняет значение новых слов)

Объясните смысл каждой пословицы (осуществляется работа по выявлению смысла пословиц)

- Из пословицы. Семеро одну соломину подымают можно понять, что солома легкая.

- В пословице. Не подкладывай к огню соломы говорится о том, что солома хорошо горит.

- Из пословицы. Соломиной не подопрешь хоромины ясно, что солома ломкая, хрупкая, непрочная.

Беседа о многообразии слов.

- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

- Наша речь состоит из слов.

- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

- А во всех языках вместе взятых?

- Представьте себе огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок! А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо. Будет ли порядок?

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам).

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

/Затруднение!!! Проблема!!!/

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Обратите внимание, что вы здесь видите?

- Предложение.

Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы. ( Слайд 11, 12, ).  

Мы сможем продолжить дальше своё путешествие, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.

Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.

- А давайте проверим.

- Какое слово в предложении осталось не названым?

- Не названо слово к.

- Что вы о нем можете сказать?

- К – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

- Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

-  Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 13).  

(Научиться определять части речи)

- Сформулируйте тему урока.

(Части речи в русском языке).

5.Проектирование и фиксация нового знания.

- Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод:

 (Слайд 14).

Вариант схемы.

3.Название части речи.

- Мы много трудились, наши глазки устали, пора и отдохнуть.

6.Физкультминутка. ( Физкультминутка для глаз «Лови Снежинку»). (Слайд 15).

7.Первичное закрепление с проговариванием.  

Используя упр. 378 составляем из рассыпанных слов предложения первых два, используя разные части

- Проверяем.

Предлагаю продолжить путешествие.

8.Самоконтроль с самопроверкой .

Самостоятельная работа.

 Упражнение в определении частей речи. (Слайд 16).

– Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

  1. красным – слова, обозначающие предмет;
  2. зеленым – слова, обозначающие действия;
  3. синим – слова, обозначающие признак;
  4. желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

Свет

у

лисица

бежать

за

учить

рыжий

На

медведь

жарит

вкусные

синее

пишет

От

нежный

красивый

до

домик

огород

смотрит

- Проверьте свою работу.

9.Включение в систему знаний и повторения.

Мини-сочинение, устное рисование картин. (Слайд 17.

С помощью одних существительных можно написать текст.

-Составьте мини-сочинение на тему «Зима», используя только существительные.  

На слайде иллюстрация на тему «Зима»  (Ответы детей)

        Снег. Луна. Тишина.

        Месяц. Звёзды и мороз.

        Скрип колёс.

- Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.

10.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 18). 

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Вспоминаем тему урока: «Части речи»

Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова:   самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.

Опираясь на таблицу, закончи предложения.      

Сегодня  мы убедились в том, что все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.

Теперь мы  умеем определятьчасти речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.

Мы знаем, что в русском языкеесть самостоятельные и служебные части речи.

 - Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

( Слайд 19).

11. Домашнее задание. (Слайд 20). 

Упр. 389, стр. 17

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 21). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка 3кл. (ПНШ)."Путешествие в страну безударных падежных окончаний сущ-ых 1 и 2 склонения"

Урок разработан с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Прилагается презентация....

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Презентация к уроку русского языка на тему : «Великий и могучий русский язык»

laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...