интеллектуальная игра по русскому языку и литературному чтению для учащихся 3-4 классов.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Канторшина Ольга Валерьевна

Игра для учеников 3-4 классов по русскому языку и литературному чтению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «НОШ» с.Хову - Аксы Канторшина Ольга Валерьевна Грамоте учиться – всегда пригодиться .

Слайд 2

10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 Говори правильно Текст Загадки, шарады Фразеологизмы Пословицы

Слайд 3

Как правильно произнести слова: конечно, скучно, грустный? НОМИНАЦИЯ конеШНо , скуШНый , груСНый 10

Слайд 4

Поставь слова во множественное число Р.п : Грамм, блюдце, полотенце НОМИНАЦИЯ ГраммОВ , блюдЕЦ , полотенЕЦ 20

Слайд 5

Поставь в словах ударение: Не балуйся, сироты, балованный (мальчик) НОМИНАЦИЯ Не балУйся , сирОты , балОванный 30

Слайд 6

Произнесите предложения правильно: В кондитерской продаются торты. Мы добавили в суп щавель. НОМИНАЦИЯ тОрты , щавЕль 40

Слайд 7

У кабана есть подружка. А вы знаете как надо называть эту подружку? НОМИНАЦИЯ кабанИха 50

Слайд 8

Замени одним словом фразеологизм: Строить воздушные замки. НОМИНАЦИЯ 10 Мечтать, фантазировать

Слайд 9

Подбери пару к фразеологизму ( с тем же,с похожим смыслом): Сломя голову НОМИНАЦИЯ 20 Со всех ног.(очень быстро)

Слайд 10

Подбери противоположный по смыслу фразеологизм: Под самым носом НОМИНАЦИЯ 30 За тридевять земель.

Слайд 11

НОМИНАЦИЯ 40 Писать как курица лапой.

Слайд 12

В каком предложении использован фразеологизм в значении «много работать»: Мама работала в этот день допоздна и мы не пошли в парк. Мой брат работал за семерых, чтобы я смог поехать в лагерь. НОМИНАЦИЯ 50 Мой брат работал за семерых, чтобы я смог поехать в лагерь. ( в первом предложении допоздна используется в прямом значении)

Слайд 13

Отгадай загадку: Хоть верь, хоть не верь Пробегал по лесу зверь, Нес на лбу он неспроста Два развесистых куста. НОМИНАЦИЯ 10 ОЛЕНЬ

Слайд 14

НОМИНАЦИЯ 20 Сад. Загадки про омонимы. Он – ботанический, фруктовый, Зоологический, вишнёвый, И даже детским он бывает, Кто это слово отгадает

Слайд 15

Загадка про синонимы. НОМИНАЦИЯ 30 Доктор, лекарь. В языке родном, богатом Много сходных слов, ребята. Как врача назвать иначе? Я желаю вам удачи.

Слайд 16

Про части речи. НОМИНАЦИЯ 40 Глагол. Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про

Слайд 17

Шарада. НОМИНАЦИЯ 50 Боль, моль, роль, соль. С Б - мучительной бываю, с М - одежду пожираю, с Р - актёру я нужна, с С - для повара важна

Слайд 18

Закончите пословицу: Делу - время … НОМИНАЦИЯ 10 потехе – час.

Слайд 19

НОМИНАЦИЯ 20 Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Слайд 20

Закончи пословицу, выбрав правильный ответ. Береги платье снову , а … а)обувь до старости б)честь смолоду в)ум всегда НОМИНАЦИЯ 30 б) честь смолоду.

Слайд 21

Просто так ничего не бывает и просто так из ничего не рождается. Замени пословицей. НОМИНАЦИЯ 40 Дыма без огня не бывает.

Слайд 22

Назови пословицу про школу, обучение. НОМИНАЦИЯ 50 Например: Ученье – свет, а неученье – тьма. Или: Яйца курицу не учат.

Слайд 23

Из какого произведения эти строки? Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». НОМИНАЦИЯ 10 «Старый дед и внучек» Л.Толстой.

Слайд 24

Какие бывают предложения по цели высказывания? НОМИНАЦИЯ 20 Повествовательные, вопросительные, побудительные.

Слайд 25

Какие бывают тексты? НОМИНАЦИЯ 30 Повествование, описание, рассуждение.

Слайд 26

Определи тип текста: В этот день Лена Попова несла домой три веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в ее жизни. В.Железников . НОМИНАЦИЯ 40 Повествование.

Слайд 27

НОМИНАЦИЯ 50 Н.Носов «Затейники»

Слайд 29

Интернет-ресурсы Сова: http://serp-dm.ru/_ nw/0/71629456.jpg Слон,кот : http://animashki.org/page/2/ Лента: http:// pixelbrush.ru/uploads/posts/2013-09/1378896989_02.jpg Уголок со звездами: https:// img-fotki.yandex.ru/get/5109/svetlera.16c/0_5662a_8158dd54_orig Золотые анимированные звездочки (1 слайд): http:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/957/77957384_77772038_zvezdochki.gif «Конфетти» (1 слайд): http:// img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/2/633/2633622_6076627_5283499_i102714521_66418.gif Разделитель: http://domashniirestoran.ru/images/star-511-106(3). gif http://www.bitclass.ru/rus/theory http://www.tanuuusa.ru http://gramotno-po-russki.ru/polezno/govorim-po-russki-pravilno . https://yandex.ru/images http://gramotno-po-russki.ru/polezno/govorim-po-russki-pravilno . http://otmetim.info/grammaticheskie-zagadki http://antiloh.info/iskusstvo/russkie-narodnye-poslovicy-v-kartinkax-dlya-detej Русский язык. В.П.Канакина , В.Г.Горецкий. 4 класс. 2 часть. М.: Просвещение 2013г Старинные русские пословицы и поговорки.М.: Дет.литература.1983 Использованы материалы презентации Федотовой О.Ю.Культура речи педагогакак компонент пед.деятельности . Используется готовый шаблон . Автор шаблона: Ранько Е.А. Сайт: http ://elenaranko.ucoz.ru/



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературному чтению «Грамоте учиться – всегда пригодится» для учащихся 3-4 классов.

Цели:

 Повышение грамотности и культуры речи  учащихся.

Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

Задачи:

Способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Совершенствовать умение применять культурные требования к собственной речи и во всех случаях общения со сверстниками.

Воспитывать познавательную активность при изучении русского языка и литературного чтения.

Описание игры.

Игра построена по принципу телевизионной игры  «Своя игра», по готовому шаблону. Выбирается номинация и баллы, после этого открывается вопрос и для проверки есть кнопка «ответ». Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов. Также можно предложить набрать 100- 200  баллов и после того, как один из играющих их набрал первым, игра заканчивается.

Варианты использования:

1.Игра может использоваться на уроках обобщения и закрепления как разминка перед основными заданиями или как один из туров большой игры в классе;

2. Набери 100 баллов и получи «5»;

3. Конкурс капитанов на КВН по русскому языку или литературному чтению;

4. Большая игра (конкурс) между классами на неделе русского языка и др.

Мотивация к игре.

Учитель( ведущий) читает стихотворение

А. Сумароков. «Из эпистолы о русском языке»

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Здравствуйте, уважаемые участники нашей игры. Сегодня у нас игра по русскому языку.

Вас ждут интересные вопросы и весёлые задания
Главный гость сегодня –
его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык

– Ребята, как вы думаете, почему так важно знать и владеть русским языком, уметь общаться друг с другом?
В нашей игре участвуют две (три, четыре) команды (капитана, класса)

Давайте их поприветствуем!!!

Вариант игры, когда  много игроков.

Отборочный тур по рядам в классе:

Назовите пословицы русского языка, в которых есть упоминание времен года.

Например: Весна красна цветами, а осень плодами. Готовь сани летом, а телегу – зимой. Цыплят по осени считают. Одна ласточка весны не делает. Снег глубок- год хорош.. Ешь, корова, солому, поминай лето.

Если затрудняются, предложить второй тур отборочной игры: Загадки о школе и школьных принадлежностях.

  1. Большой, просторный, светлый дом.
    Ребят хороших много в нём.
    Красиво пишут и читают.
    Рисуют дети и считают.( Школа).

2.В этот день гурьбой весёлой
Дружно мы шагаем в школу.( 1 сентября)

              3. Ученикам велит садиться.
                Затем вставать и расходиться.
                В школе многим он велит,
                 Ведь звонит, звонит, звонит (звонок)

4. В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка - загадка.
Получит оценку в неё ученик,
А вечером маме покажет...(дневник).

                5. Острым клювиком, как птичка,
                Водит ровно по страничке.
                 И в твоей тетрадке
                 Должны быть строчки гладки.(ручка).

6. Я маленькая прачка, друзья,
Стираю старательно я.
Если работу мне дашь -
Зря трудился карандаш.(ластик).

                      7. Я с учителем дружу.
                          На доске всё покажу.
                          Следишь за мной ты без опаски.
                          Знаешь, кто я? Я - ...(указка).

8. Я сама прямая.
Рисовать вам помогаю.
Что-нибудь ты без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, ребята,
Кто же я? - ...(линейка).

                            9.  Я всё знаю, всех учу,
                                А сама всегда молчу.
                                Чтоб со мною подружиться,
                                Нужно чтению учиться.(Книга, учебник)

Выбрать 3 команды по 2 участника и начать игру.

За правильный ответ команда получает карточку с количеством заработанных баллов ( 10, 40, 20, 30 или 50).

После подведения итогов- вручить командам медали:

За первое место – медали Грамотей;

За второе место – медали – Лучший ученик;

За третье место – медали За стремление к знаниям.

Также отметить тех учащихся, которые не вошли в команды, но отвечали на вопросы правильно. Вручить им медали- За стремление к знаниям и Лучший ученик.

Методы и приемы работы.

В игре используются различные виды заданий:

  • логически-поисковые(шарады и загадки)
  • на развитие внимания(подбери фразеологизм)
  • на развитие памяти ( вспомни и назови типы тектстов, виды предложений)
  • задания, связанные с анализом и синтезом ( подбери пару, закончи пословицу)

Данная работа позволяет решить три аспекта:

  • познавательный (умение искать и находить правильный ответ);
  • развивающий (развитие мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать);
  • воспитывающий (воспитание нравственных межличностных отношений).

Игра  построена таким образом, что один вид задания сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Такое чередование способствует гибкости мышления, заставляет находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Такая работа позволяет эффективно, увлекательно и с пользой изучить, повторить, обобщить материал, поможет ребятам достичь значительных успехов в своём развитии.

Систематическая работа, проводимая в такой  форме, формирует позитивное отношение к учению, помогают лучше представить и изучить сложный учебный материал, познавательная мотивация увеличивается, оживляется сам учебный процесс.

Рефлексия.

После игры и подсчета баллов провести опрос  играющих:

Победил я потому что…

Мне не хватило для победы только…

Игра была ….., поэтому …

Всем участникам подготовить призы и поздравления или напутствия.

Призами может быть словарь русского языка, сборник басен или стихов, медаль, грамота и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку и литературному чтению для 4 классов

Интеллеутуальная игра "Брейн-ринг по русскому языку и литературному чтению для учащихся 4 -х классов.Как будто целый мир тебе знаком,Когда владеешь русским языком.Вот почему всем близок чистый, ясный,...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Рабочая программа. Филология «Язык и речевая практика» (Русский язык и литературное чтение) 1 дополнительный, 1 – 3 классы. (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...

Начальная школа 21 века. Рабочая программа по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 1 - 4 классы. Доклад на тему "Система работы с одаренными детьми.

Рабочие программы  по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Программа "Начальная школа 21 века". Доклад на тему "Система работы с одаренными деть...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»

Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...