технологическая карта урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Плешакова Марина Юрьевна

Тема урока: Правописание слов с проверяемыми буквами согласных  в конце слова. Знакомство с орфограммой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok_russkogo_yazyka.docx592.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку.

Составитель Плешакова Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 «Успех» Промышленного района г.о. Самара

 

Тема

Правописание слов с проверяемыми буквами согласных  в конце слова. Знакомство с орфограммой.

Класс

2

Образовательная система

«Школа 2100»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели предметные

 Развивать умение находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой.

Цели метапредметные

- Развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности (выводить правило), делать выводы.

- Формировать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

- знать, что такое парные согласные

- уметь распознавать в тексте орфограмму – букву согласного в конце слова

- уметь подбирать проверочные слова по данной орфограмме

- уметь правильно писать слова с данной орфограммой

- уметь графически обозначать орфограмму

Ресурсы

Для учителя:

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык»; ноутбук; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» к учебнику Р.Н.Бунеева. Из-во Экзамен.

Для учеников:

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык», тетрадь, индивидуальные нетбуки,

карточки из «Орфографического лото»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Технологические приемы, методы и средства обучения.

Орг. Момент

Приветствует детей, создает положительный настрой на работу

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Регулятивные:

Принятие учебной задачи. Самостоятельная организация рабочего места.

Коммуникативные:

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Беседа.

Словарная работа

Загадывает загадки, организует работу на электронной доске.

Отгадывают загадки. Вызываемый ученик пишет ответ на электронной доске, остальные записывают ответы в тетрадь, обозначают орфограмму

Регулятивные:

Волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

Умение слушать собеседника. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Фронтальная работа с использованием ИКТ

Актуализация знаний

Проводит беседу по выявлению знаний детей по теме «Согласные звуки»

Организует работу на нетбуках с целью составления классификации «Звонкие и глухие согласные»

Определяют, о чем пойдет речь на уроке, рассказывают, что знают по этой теме.

Самостоятельно определяют основание для классификации и проводят ее на персональных нетбуках.

Сверяют результаты своей работы с образцом на электронной доске и проводят самооценку.

Регулятивные:

Принятие учебной задачи.

Соотнесение с образцом,

Определение правильности выполнения задания, коррекция.

Самооценка.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор основания для классификации.

Коммуникативные:

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Подводящий диалог.

Индивидуальная работа с использованием ИКТ.

Физ. минутка

Учитель диктует детям звуки (звонкие и глухие согласные), можно с ловушкой (назвать гласный звук)

По вариантам «записывают» буквы, обозначающие эти звуки на спине соседа по парте(1 вариант – звонкие согласные, 2 вариант – глухие согласные)

Регулятивные:

Принятие учебной задачи.

Коммуникативные:

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Работа в парах.

Формулирование темы и целей урока

Просит определить тему и цели урока.

Формулируют тему урока. Предполагают, чем будут заниматься на уроке.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

Умение аргументировать свое мнение.

Подводящий диалог.

Постановка учебной проблемы

Учитель просит отгадать по описанию два слова и записать их в тетрадь.

Проводит беседу, выясняет сходство и отличие  у этих слов. Просит сформулировать учебную проблему.

Отгадывают слова и записывают в тетрадь. Сравнивают, находят сходства и различия.

Ведут диалог с учителем. Формулируют учебную проблему.

Регулятивные:

Принятие учебной задачи.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

Умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Проблемный диалог.

Анализ объектов.

Открытие нового знания

Просит выполнить упражнение 238 из учебника.

Проводит фронтальную беседу по упражнению.

Подводит учеников к самостоятельной формулировке правила.

Под руководством учителя выполняют упражнение, ведут диалог с учителем и другими учениками, самостоятельно формулируют правило.

Сравнивают его с правилом в учебнике на стр. 152-153

Регулятивные:

Принятие учебной задачи.

Познавательные:

Самостоятельное формулирование правила.

Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

Построение речевого высказывания.

Личностные:

Смыслообразование – стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Проблемный диалог.

Наблюдение.

Работа с текстом.

Физ. минутка

Награждает ученика, точнее всех сформулировавшего правило правом провести физ. минутку по его выбору

Выполняют упражнения под руководством одноклассника

Личностные:

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Первичное закрепление

Проводит игру по «Орфографическому лото»

В паре подбирают проверочные слова и заполняют карточку лото.

Регулятивные:

Принятие учебной задачи.

Волевая саморегуляция.

Самооценка.

Коммуникативные:

Взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные:

Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству.

Работа в паре.

Дидактическая игра.

Самостоятельная работа

Совместно с детьми составляет алгоритм работы на тренажере. Организует самостоятельную работу на персональных нетбуках по тренажеру

Совместно с учителем составляют алгоритм выполнения задания. Самостоятельно выполняют работу и получают оценку.

Проводят самооценку, что удалось или не удалось, корректируют ошибки.

Регулятивные:

Принятие учебной задачи.

Волевая саморегуляция. Составление плана и последовательности действий.

Самооценка.

Познавательные:

Самостоятельное создание алгоритма деятельности.

Контроль знаний.

Работа по плану.

Индивидуальная работа с использованием ИКТ.

Итог урока. Рефлексия.

Проводит обобщающую беседу по уроку. Формулирует с детьми главный вывод урока. Просит детей оценить свою деятельность на уроке.

Благодарит за работу. Создает положительный настрой на дальнейшею работу.

В диалоге с учителем подводят итоги урока, формулируют и записывают в тетради главный вывод.

Проводят анализ своей деятельности в течение урока и самооценку.

Регулятивные:

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Выделение и осознание того, что усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

Построение речевого высказывания.

Личностные:

Способность адекватно судить о причинах своего успеха\неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, старанием.

Рефлексия.

Самооценка.

Домашнее задание

Придумать задание для соседа по парте: записать на листочке не менее 5 слов на изученную орфограмму с пропущенной буквой .


Сценарий урока по теме «Правописание слов с проверяемыми буквами согласных в конце слова»

Составила Плешакова Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 «Успех» Промышленного района г.о. Самара

  1. Орг. момент.

- Я приглашаю вас на урок. Желаю быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретенных знаний. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, оставит полезный след в ваших умных головках.

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я друзья от вас не скрою – ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь. За работу я примусь.

- Запишем число.

  1. Словарная работа.

- Как всегда мы начинаем урок со словарной работы. Сегодня я предлагаю вам разгадать кроссворд, который поможет определить нам тему сегодняшнего урока.

На электронной доске кроссворд (слайд 2)

- Я буду загадывать загадки, а вы записывать отгадки в тетради. (Один ученик записывает слова в кроссворд на электронной доске).

1)Не лает, не кусает. А в дом не пускает. (собака)

2)Нужно есть их круглый год, дом родной их – огород. (овощи)

3)Крупный населенный пункт. (город)

4)Самый кислый он, друзья,

Утверждаю это я.

Нужно сахара вагон

Чтоб с улыбкой съесть… (лимон)

5)Буквы-значки как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется строй… (алфавит)

6)Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока

А зовут ее … (сорока)

7)Население государства, жители страны. (народ)

8)Когда нам мало, мы просим … (еще)

- Сравните свои ответы с ответами на доске. С чем согласны, с чем не согласны? Оцените свою деятельность на этом этапе. Нарисуйте на полях кружок и закрасьте его зеленым цветом - если с заданием вы справились, желтым – если допустили ошибку или справились с подсказкой, красным – если с заданием не справились.

 - Кто как оценил свою работу, аргументируйте.

  1. Актуализация знаний.

- Вы все молодцы, даже те, кто допустил ошибку. Они теперь знают, как пишутся эти слова, и больше не будут ошибаться.

- Посмотрите на наш кроссворд, найдите в нем подсказку, о чем пойдет речь на уроке? (о согласных)

- Что вы знаете о согласных звуках? (состоят из голоса и шума или только шума, бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие) Приведите примеры.

- У вас на партах нетбуки. На экране согласные звуки. (Слайд 3)

- Придумайте задание, которое можно с ними выполнить. (Провести классификацию: звонкие и глухие согласные) Выполните классификацию, перетащив буквы в нужный столбик.

- На электронной доске слайд с правильным ответом. (Слайд 4) Сравните свою классификацию с образцом. Оцените себя. Нарисуйте на полях еще один кружок и раскрасьте его.

- Все ли согласные на письме вызывают затруднения? (Нет, только парные согласные)

- Составьте пары на нетбуках и запишите их в тетрадь.

4.        Физкультминутка.

- Я буду называть звуки. Вы по вариантам должны записать на спине соседа пальчиком или обратной стороной ручки буквы, которые обозначают эти звуки. 1 вариант – звонкие согласные, 2  вариант – глухие согласные.

5.        Формулирование темы и целей урока.

- Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

Тема урока «Правописание парных согласных на конце слова».

    6. Постановка учебной проблемы.

- Отгадайте и запишите в тетради два слова.

На солнце греется пузатый

Крепыш в рубашке полосатой. (арбуз)

Эта шишка не простая, а огромная какая!

В плотной толстой кожуре, а растет она в траве.

Мякоть – ярче, чем желток, на макушке – хохолок.

Вкус у шишки – просто класс! Это чудо - … (ананас)

 - Что общего у этих слов? (Съедобные, словарные слова, начинаются на одну букву)

- Какие звуки слышим в конце слов? (звук с)

- А какие буквы пишем? (з – с)

- Сформулируйте учебную проблему. ( Почему звук слышим одинаковый, а буквы пишем разные?)

- Представьте себе, что вы не знаете, какую букву писать в конце слова. Что будем делать?

    7. Открытие нового знания.

- Откройте учебник на стр.152 упр. 238.

- Прочитайте слова 1 столбика. Какой звук слышится на конце слов, а какая буква пишется? (Ответы детей)

 - В каких словах расходится написание и произношение? Что здесь наблюдаем? (Оглушение)

 - Прочитайте слова 2 и 3 столбиков. Как они называются по отношению к словам 1столбика? (Проверочными)

- Почему в них слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласная)

- Посмотрите еще раз на все три столбика и сформулируйте правило: как проверить парную согласную на конце слова?

- Сравните свое правило с данным в учебнике. Молодцы! Вы самостоятельно вывели одно из правил русского языка.

    8. Физкультминутка.

Приглашаю ученика, точнее всех сформулировавшего правило, провести зарядку.

    9. Первичное закрепление.

- Чтобы научиться легко и быстро подбирать проверочные слова, предлагаю поиграть в «Орфографическое лото». Вы будете работать в парах. Каждая пара получает большую карточку с буквами парных согласных. Ведущий называет слова с парной согласной на конце. Если у вас есть на карточке буква, которую нужно писать на конце слова, вы забираете себе маленькую карточку. Выигрывает та пара, у которой сложится картинка. Это значит, вы правильно выбрали слова. Желаю успешного сотрудничества!

     10. Самостоятельная работа.

– Давайте проверим. Как хорошо вы поняли сегодняшнюю тему и проведем маленькую самостоятельную работу.

- На нетбуках у вас есть тренажер : «Уроки русского языка». Открываем его. Выбираем тему «Парные согласные на конце слова».

- Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо составить алгоритм действий и придерживаться этого алгоритма при выполнении работы.

(Ученики под руководством учителя составляют алгоритм действия)

1.Прочти слово.

2.Подбери проверочное слово.

3.Вставь нужную букву.

- Выбираем контроль знаний. И выполняем задание.

- Подведем итог. Кто получил «5»? «4»? – что не получилось? Почему? Что нужно сделать, чтобы следующий раз получилось?

    11. Итоги урока. Рефлексия.

- Чему был посвящен сегодняшний урок?

- Какие цели мы ставили? Достигли их или нет?

- Какое правило выучили?

Запишем в тетради коротко вывод урока. (Слайд 5)

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

- Вспомните все, что вы делали на уроке. В дневнике оцените свою работу на уроке. Нарисуйте кружок и раскрасьте его. (Зеленый – все получилось, желтый – что-то не удалось, красный – нуждаюсь в помощи)

- Как оценили свою работу? Почему именно так? Кто доволен своей работой на уроке?

Я очень довольна вашей работой. Спасибо за урок!

    12. Домашнее задание.

Приготовьте задание для соседа по парте: на листочке придумайте и запишите не менее 5 слов с изученной орфограммой. Букву на конце слова пропустите. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.УМК: Школа России, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Ресурсы:Информационные ре...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...