Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Обобщение знаний об имени прилагательном" 4 класс.УМК "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Ковтун Нина Петровна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_znaniy_ob_imeni_prilagatelnom.docx23.63 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                               Русский язык

                                                                                         4 класс (УМК «Школа России)

    Тема урока

    Обобщение знаний  об имени прилагательном

    Тип урока

    Обобщение и систематизация знаний

    Педагогические задачи

    Создать условия для повторения изученного об именах существительных и именах прилагательных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений образовывать от имен существительных однокоренные имена прилагательные мужского, среднего и женского рода, находить в предложении и выписывать словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

    Планируемые предметные результаты

    Научатся выполнять работу над ошибками; выписывать из предложения словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного; образовывать от имен существительных однокоренные имена прилагательные мужского, среднего и женского рода; согласовывать имена прилагательные с данными именами существительными; правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; выполнять морфологический разбор имени прилагательного; объяснять значения слов; выделять основу предложения

    Метапредметные УУД

    Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий
    (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
    коммуникативные: понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

    Личностные
    результаты

    Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута

                                                                                             Организационная  структура урока        

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося
    (осуществляемые действия)

    I. Организация начала урока

    Включение детей в деятельность

    Настрой   на работу в стихотворной форме

    Встали прямо, подтянулись

    И друг другу улыбнулись.

    Мы проверим все ль в порядке:

     Книги, ручки и тетрадки?

    Все готовы?- что ж тогда,

    начинать урок пора!

    Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

    II. Актуализация знаний.

    1.Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 63).

    2.Минутка чистописания.

    3.Работа над словами с непроверяемым

    написанием

    Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

    - Какое сегодня число?

    - Что вы можете рассказать об этом дне?

    Запишем в тетради число и классная работа (помним о правильной посадке)

    -Обратите внимание на доску.  

    Найдите закономерность в написании сочетаний букв( На доске запись: Ммг, Ммд, Ммж, Ммз,….)

    запишите ещё пять сочетаний.

    - Какие сочетания записали?) Почему?  

    С л о в а р н ы й   д и к т а н т.

    Сладкая морковь, теплое молоко, известная фамилия, русская речь, верный товарищ, вкусный помидор, синий карандаш. Проверить по словарю.

    Выполнили задание в рабочей тетради.

    Подчеркнули  в каждой группе лишнее словосочетание. Указали  над именами прилагательными падеж.

    В уютном (П. п.) кафе, об интересном (П. п.) кино, в картофельное (В. п.) пюре, на московском
    (П. п.) метро.

    Над песчаным (Т. п.) берегом, под большим (Т. п.) муравейником, с праздничным (Т. п.) днем, перед осиновой (Т. п.) рощей.

    В соседнюю (В. п.) рощу, на пушистую (В. п.) ель,
    с чистою (Т. п.) водою, под холодную (В. п.) воду.

    Выполняют морфологический разбор имени прилагательного.

    (Перед) осиновой (рощей) – прил., нач. ф. – осиновый, ед. ч., ж. р., Т. п., определение.

    -Дети записывают:

    Ммк, Ммл,Ммм,Ммн,Ммп

    -Дети записывают, проверяют по словарику

    Сладкая морковь, теплое молоко, известная фамилия, русская речь, верный товарищ, вкусный помидор, синий карандаш.

    III. Сообщение темы
    урока.

    Определение целей урока

    Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

    Проводит опрос- молнию

    1.Раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное. (морфология)

    2.К какой группе частей речи «самостоятельные» или «служебные» относится имя прилагательное? (самостоятельные)

    3.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос какой? какая? какое? какие?, но обозначающий признак предмета. (определение)

    4.Начальная форма имени прилагательного. (м.р., ед.ч.)

    5.Два слова, обозначающие предмет и признак предмета, связанные по смыслу, согласуются в роде, числе, падеже. (словосочетание существительное с прилагательным)

    6.Назвать имя прилагательное. (краснеть, красноватый, краснота)

    7.Два или несколько слов, отвечающих  на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, обозначают один и тот же признак предмета. (однородные определения)

    8.Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и … (имя существительное)

    9.Прилагательные, близкие по смыслу. (синонимы)

    10.Прилагательные, противоположные по смыслу. (антонимы)

    11.Прилагательные имеют грамматические признаки. (род, число, падеж)

     12.   По падежу имени существительного можно определить… падеж имени прилагательного

    – Прочитайте тему урока.

    – Определите цели урока, используя опорные
    слова

    Ответы учеников:

    1. (морфология)

    2. (самостоятельные)

    3. (определение)

    4. (м.р., ед.ч.)

    5. (словосочетание существительное с прилагательным)

    6. красноватый

    7. (однородные определения)

    8 (имя существительное)

    9. (синонимы)

    10. (антонимы)

    11. (род, число, падеж) 

    12 падеж имени прилагательного

    – Сегодня на уроке будем упражняться в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных

    V. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме.

    Работа по учебнику (упражнение 100).

    Организует работу по учебнику.

    – Прочитайте. Докажите, что это предложение сложное. Назовите его грамматические основы.

    – По каким признакам можно узнать имена существительные и имена прилагательные?

    – Спишите предложение. Проверьте себя. Выпишите из предложения словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного.

    Списывают предложение.

    В лазури розовое облако блестит,

    А в тучах серых тучка желтая дрожит.

    Выписывают словосочетания.

    Розовое облако, в тучах серых, тучка желтая.

    Выполняют морфологический разбор слова.

    (В) лазури – сущ., в чем?, нач. ф. – лазурь, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 3-е скл., ед. ч., П. п., дополнение.

    Желтая (тучка) – прил., какая?, нач. ф. – желтый, ед. ч., ж. р., И. п., определение.

    VI. Организация индивидуальной работы учащихся.

    1.Работа по учебнику (упражнение 104)

    2.Работа в тетради (задание 63).

    Организует работу по учебнику.

    1. Прочитайте. Образуйте от каждого слова однокоренные прилагательные мужского, женского
    и среднего рода. Запишите эти имена прилагательные вместе с подходящими по смыслу именами существительными.

    2.Организует работу в рабочей тетради.

    – Прочитайте. Найдите и подчеркните в каждой группе лишнее словосочетание. Укажите над именами прилагательными падеж.

    – Разберите любое имя прилагательное как часть речи.

    Работают в парах. Списывают, дописывая пропущенные окончания.

    Сказка о царе (2-е скл., П. п.) Салтане (2-е скл.,
    П. п.), о сыне (2-е скл., П. п.) его славном (м. р.,
    П. п.) и могучем (м. р., П. п.) богатыре (2-е скл., П. п.) князе (2-е скл., П. п.) Гвидоне (2-е скл., П. п.) Салтановиче и о прекрасной (ж. р., П. п.) царевне (1-е скл., П. п.) Лебеди. Сказка про храброго
    (м. р., В. п.) Зайца – длинные (мн. ч., В. п.) уши,
    косые (мн. ч., В. п.) глаза, короткий (м. р., В. п.) хвост. Краденое (ср. р., И. п.) солнце. Стойкий
    (м. р., И. п.) оловянный (м. р., И. п.) солдатик. Красная (ж. р., И. п.) Шапочка
    .

    VII. Итог урока. Рефлексия

    – Что особенно заинтересовало вас во время
    урока?

    – Что нового узнали на уроке?

    – Расскажите правила написания безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных.

    – Что такое имя прилагательное?

    – Как может изменяться имя прилагательное?

    – Как определить падеж имени прилагательного?

    Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы.

    Домашнее
    задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

    Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

    Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

    Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "

    к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные                ...

    Технологическая карта урока. Предмет: русский язык Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.

    Технологическая карта урокаКласс: 2УМК: Л.В. ЗанковаПредмет: русский языкТема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Тип урока: формирование новых учебных знанийЦель: создать условия для ...

    Технологическая карта урока Предмет: русский язык Тема урока: правописание частицы НЕ с глаголами

    Задачи урока:Обучающие :знакомить учащихся с ролью частицы не в речи;способствовать обогащению словарного запаса детей;формировать орфографическую зоркость;познакомить со словами-исключениями;Развиваю...