Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Емельянова Екатерина Николаевна

    к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;

    уметь различать количественные и порядковые числительные                                                                      

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chislitelnoe_kak_chast_rechi.docx32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  «Числительное как часть речи 13 марта

    Тип урока: «открытие» нового знания

    Цели:    

    - познакомить с именем числительным как частью речи;

    - наблюдать за различием вопросов к количественным и порядковым числительным;

    - анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

    - учить сравнивать, делать выводы;

    - расширять словарный запас;                                                              

    - формировать действия самоконтроля на примере собственных ответов с приведенными ответами;                                                                                  - развивать навыки рефлексивно-оценочной деятельности, сотрудничества,                      

    - активизировать познавательный интерес к предмету

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Метапредметные:

    Личностные:

    к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;

    уметь различать количественные и порядковые числительные                                                                      

    Регулятивные УУД:

    умения определять и формулировать цель на уроке,

    работать по плану, в парах,

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности своей деятельности.

    Познавательные УУД: 

    умения работать с текстовой информацией,

     наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в процессе исследовательской работы,

    преобразовывать информацию из одной формы в другую,

    понимать значимость изучаемого предмета.

    Коммуникативные УУД:

    умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос,  участвовать в диалоге в паре,

    аргументированно высказывать свои предположения,

    слушать и понимать речь других на уроке

    определение личностного смысла учения – желания приобретать новые знания,

    осознание своих трудностей, стремление к их преодолению

    Основные понятия: имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные.                                                                        Межпредметные связи: математика, литературное чтение, окружающий мир

    Ресурсы урока: учебник С.В.Иванов. Русский язык. 4класс. В 2-х ч. Часть 2. М.: Вентана - Граф, 2013; С.В.Иванов. Рабочая тетрадь, ч. 2, карточки, интерактивная доска

    ХОД УРОКА

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    1. Мотивация к учебной  деятельности

    -На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. 

    - Что  необходимо для успешной  работы на уроке?

    1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

    Орфографическая пятиминутка        

    -  Исследуйте слова. Какая орфограмма встречается в словах?

    -  Запиши слова,  заменяя транскрипцию буквенной записью.

    Ре[ч‘], колю[ч‘], стри[ч‘], вска[ч‘], треску[ч‘], навзни[ч‘], бере[ч‘],   мор[ш],  хоро[ш],  ре[ш],  невтерпё[ш]

    - Какие части речи вы знаете?

    Продолжаем мы опять

    Части речи изучать.

    Чтобы всё понятным стало

    Мы потрудимся немало.

    Просмотр фрагмента мультфильма «38 попугаев»

    Преобразуют информацию из одной формы в другую

    Строят свои рассуждения

    Высказывают свои версии.

    Планируют  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Выявление места и причины затруднения

    - Слайд. Приведите примеры существительных

    - Слайд. Приведите примеры прилагательных

    - Слайд. Приведите примеры глаголов

    -Кто первый измерял удава?

    - Сколько получилось попугаев?

    - Кто второй измерял?

    -Сколько получилось мартышек?

    -Кто третий измерял?

    - Сколько получилось слонов?

    -Что общего у слов первый, второй, третий, пять, два, тридцать восемь?

    -Каких знаний нам не хватает?

    Рассуждают, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения

    Высказывают свои версии

    1. Построение проекта выхода из затруднения

      -Слайд.

    - Какую учебную  задачу поставим на урок?  

      Давайте спланируем свою деятельность (узнать название части речи, на какие вопросы отвечает и что обозначает)                                                            

    Понимают цель урока, формулируют учебную задачу

    Слушают и понимают речь учителя

    Учатся целеполаганию и планированию своей деятельности

    5. Реализация построенного проекта

     -В русском языке есть сова, которые называют количества предметов и порядок предметов при счете? Все эти слова обозначают числа.

    -Чтобы узнать, как называются такие слова, откройте учебник на с. 83

    Тема урока: Имя числительное.

    -Где в жизни мы встречаемся с частью речи – числительное?

    -Для чего могут пригодиться новые знания?

    - Чтобы изучить новую часть речи, я вам предлагаю  поработать в парах, изучить правило на с.84,  составить кластер по теме.

                        План

    1. Узнать, что такое числительное?
    2. Узнать, на какие вопросы отвечает числительное?
    3. Узнать, какие бывают числительные?

    Слайд. Вывод:

    - Если числительные, отвечают  на вопрос «сколько?» и обозначают  количество предметов при счете они называются? (количественными числительными)

    - Если числительные отвечают  на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» обозначают  порядок предметов при счете  они называются? (порядковыми числительными)

    -Приведите примеры порядковых и количественных числительных

     

    Демонстрируют умения работать с знаково-символическими моделями

    Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

    Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

    Демонстрируют умения принимать и сохранять учебную задачу

    Учатся обоснованно отвечать на вопросы

    Проявляют активность, стремление выступить, формулируют связный ответ, обобщают свои наблюдения

    Проявляют умения регулировать свою деятельность: работу с рисунком, с знаково-символическими моделями

    Регулируют свою исследовательскую деятельность

    Физкультминутка

    Я буду называть числительные. Если встретятся порядковые числительные - хлопните в ладоши, если количественные - присядьте

    1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

       Создание эталона  действия.

    1. Задай вопрос к слову.
    2. Узнай, что оно обозначает.
    3. Определи часть речи.

    Работа в учебнике. С. 84 упр. 1 ( у доски)

    Запиши числительные в два столбика.

     Слайд. Проверка

     - По какому признаку делили слова на группы?

     - Какие группы слов у вас получились?

    Осознанно читают, группируют числительные, делают вывод

    Проявляют умение работать самостоятельно

    Удерживают учебную задачу

                                                                   7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

     Работа в учебнике.  Страница 84, упр. 2

    - Работаем самостоятельно (выписывают количественные числительные из стихотворения, вставляют порядковые в предложения).

    Самопроверка. Слайд.

    - Что интересного узнали из рубрики «Тайны языка»?

    (Среда, суббота, воскресенье)

    Умело пользуются выборочным чтением

    Аргументированно строят свои умозаключения

    Работают по плану

                                                                                    8. Включение в систему знаний и повторение

    - Спиши текст, заменяя числительные словами.

     (У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные 8 служат ему для того, чтобы плавать и бегать боком по песку.)

    - Какие числительные встретились в тексте?

    - Числительные встречаются не только в тексте, встречаются в УНТ.  

    Работа в парах (по карточкам)

    Вставьте числительное

                                                                                                                                        … пятниц на неделе.

    У … нянек дитя без глазу.

     … отмерь, а … раз отрежь.

                         … вода на киселе.

                        За … замками.

                        Работает до … пота.

    Проверка.

    Число 7 имело на Руси магическую силу.

    -  Где может встречаться числительное «семь» в обыденной жизни?

    ( 7 чудес света, 7 нот, 7 цветов радуги, 7 дней недели и т. д.)

    Игра «Да-нетки ... »

    1. Имя числительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? какая? какое? какие? и обозначает количество предметов и порядок предметов при счете?  (Да)
    2. Количественные  числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов при счете? (Да)
    3. Порядковые  числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? (Нет)                                    

    Учатся понимать значение исследуемого материала

    Выдвигают версии

    Учатся обобщать, контролировать и корректировать ответы одноклассников

    9. Рефлексия учебной деятельности

    - Какую тему мы сегодня исследовали?  

    - Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей  работы на уроке.

    Сегодня я узнал, что …

    Я понял, что…

    Теперь я могу …

    Сегодня я научился…

    Урок для меня …

    Я могу похвалить одноклассников…

    Делают умозаключения

    Сотрудничают, выдвигают версии

    Оценивают свою работу на уроке

    10. Домашнее задание

    1.  Стр. 86 упр3.                

    2. Подобрать пословицы, загадки, фразеологизмы  с числительными.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

    Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

    Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

    Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

    Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»

    Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....