Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Емельянова Екатерина Николаевна

к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;

уметь различать количественные и порядковые числительные                                                                      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislitelnoe_kak_chast_rechi.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Числительное как часть речи 13 марта

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели:    

- познакомить с именем числительным как частью речи;

- наблюдать за различием вопросов к количественным и порядковым числительным;

- анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- учить сравнивать, делать выводы;

- расширять словарный запас;                                                              

- формировать действия самоконтроля на примере собственных ответов с приведенными ответами;                                                                                  - развивать навыки рефлексивно-оценочной деятельности, сотрудничества,                      

- активизировать познавательный интерес к предмету

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;

уметь различать количественные и порядковые числительные                                                                      

Регулятивные УУД:

умения определять и формулировать цель на уроке,

работать по плану, в парах,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности своей деятельности.

Познавательные УУД: 

умения работать с текстовой информацией,

 наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в процессе исследовательской работы,

преобразовывать информацию из одной формы в другую,

понимать значимость изучаемого предмета.

Коммуникативные УУД:

умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос,  участвовать в диалоге в паре,

аргументированно высказывать свои предположения,

слушать и понимать речь других на уроке

определение личностного смысла учения – желания приобретать новые знания,

осознание своих трудностей, стремление к их преодолению

Основные понятия: имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные.                                                                        Межпредметные связи: математика, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы урока: учебник С.В.Иванов. Русский язык. 4класс. В 2-х ч. Часть 2. М.: Вентана - Граф, 2013; С.В.Иванов. Рабочая тетрадь, ч. 2, карточки, интерактивная доска

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

  1. Мотивация к учебной  деятельности

-На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. 

- Что  необходимо для успешной  работы на уроке?

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Орфографическая пятиминутка        

-  Исследуйте слова. Какая орфограмма встречается в словах?

-  Запиши слова,  заменяя транскрипцию буквенной записью.

Ре[ч‘], колю[ч‘], стри[ч‘], вска[ч‘], треску[ч‘], навзни[ч‘], бере[ч‘],   мор[ш],  хоро[ш],  ре[ш],  невтерпё[ш]

- Какие части речи вы знаете?

Продолжаем мы опять

Части речи изучать.

Чтобы всё понятным стало

Мы потрудимся немало.

Просмотр фрагмента мультфильма «38 попугаев»

Преобразуют информацию из одной формы в другую

Строят свои рассуждения

Высказывают свои версии.

Планируют  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Выявление места и причины затруднения

- Слайд. Приведите примеры существительных

- Слайд. Приведите примеры прилагательных

- Слайд. Приведите примеры глаголов

-Кто первый измерял удава?

- Сколько получилось попугаев?

- Кто второй измерял?

-Сколько получилось мартышек?

-Кто третий измерял?

- Сколько получилось слонов?

-Что общего у слов первый, второй, третий, пять, два, тридцать восемь?

-Каких знаний нам не хватает?

Рассуждают, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения

Высказывают свои версии

  1. Построение проекта выхода из затруднения

  -Слайд.

- Какую учебную  задачу поставим на урок?  

  Давайте спланируем свою деятельность (узнать название части речи, на какие вопросы отвечает и что обозначает)                                                            

Понимают цель урока, формулируют учебную задачу

Слушают и понимают речь учителя

Учатся целеполаганию и планированию своей деятельности

5. Реализация построенного проекта

 -В русском языке есть сова, которые называют количества предметов и порядок предметов при счете? Все эти слова обозначают числа.

-Чтобы узнать, как называются такие слова, откройте учебник на с. 83

Тема урока: Имя числительное.

-Где в жизни мы встречаемся с частью речи – числительное?

-Для чего могут пригодиться новые знания?

- Чтобы изучить новую часть речи, я вам предлагаю  поработать в парах, изучить правило на с.84,  составить кластер по теме.

                    План

  1. Узнать, что такое числительное?
  2. Узнать, на какие вопросы отвечает числительное?
  3. Узнать, какие бывают числительные?

Слайд. Вывод:

- Если числительные, отвечают  на вопрос «сколько?» и обозначают  количество предметов при счете они называются? (количественными числительными)

- Если числительные отвечают  на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» обозначают  порядок предметов при счете  они называются? (порядковыми числительными)

-Приведите примеры порядковых и количественных числительных

 

Демонстрируют умения работать с знаково-символическими моделями

Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

Демонстрируют умения принимать и сохранять учебную задачу

Учатся обоснованно отвечать на вопросы

Проявляют активность, стремление выступить, формулируют связный ответ, обобщают свои наблюдения

Проявляют умения регулировать свою деятельность: работу с рисунком, с знаково-символическими моделями

Регулируют свою исследовательскую деятельность

Физкультминутка

Я буду называть числительные. Если встретятся порядковые числительные - хлопните в ладоши, если количественные - присядьте

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

   Создание эталона  действия.

  1. Задай вопрос к слову.
  2. Узнай, что оно обозначает.
  3. Определи часть речи.

Работа в учебнике. С. 84 упр. 1 ( у доски)

Запиши числительные в два столбика.

 Слайд. Проверка

 - По какому признаку делили слова на группы?

 - Какие группы слов у вас получились?

Осознанно читают, группируют числительные, делают вывод

Проявляют умение работать самостоятельно

Удерживают учебную задачу

                                                               7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Работа в учебнике.  Страница 84, упр. 2

- Работаем самостоятельно (выписывают количественные числительные из стихотворения, вставляют порядковые в предложения).

Самопроверка. Слайд.

- Что интересного узнали из рубрики «Тайны языка»?

(Среда, суббота, воскресенье)

Умело пользуются выборочным чтением

Аргументированно строят свои умозаключения

Работают по плану

                                                                                8. Включение в систему знаний и повторение

- Спиши текст, заменяя числительные словами.

 (У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные 8 служат ему для того, чтобы плавать и бегать боком по песку.)

- Какие числительные встретились в тексте?

- Числительные встречаются не только в тексте, встречаются в УНТ.  

Работа в парах (по карточкам)

Вставьте числительное

                                                                                                                                    … пятниц на неделе.

У … нянек дитя без глазу.

 … отмерь, а … раз отрежь.

                     … вода на киселе.

                    За … замками.

                    Работает до … пота.

Проверка.

Число 7 имело на Руси магическую силу.

-  Где может встречаться числительное «семь» в обыденной жизни?

( 7 чудес света, 7 нот, 7 цветов радуги, 7 дней недели и т. д.)

Игра «Да-нетки ... »

  1. Имя числительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? какая? какое? какие? и обозначает количество предметов и порядок предметов при счете?  (Да)
  2. Количественные  числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов при счете? (Да)
  3. Порядковые  числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? (Нет)                                    

Учатся понимать значение исследуемого материала

Выдвигают версии

Учатся обобщать, контролировать и корректировать ответы одноклассников

9. Рефлексия учебной деятельности

- Какую тему мы сегодня исследовали?  

- Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей  работы на уроке.

Сегодня я узнал, что …

Я понял, что…

Теперь я могу …

Сегодня я научился…

Урок для меня …

Я могу похвалить одноклассников…

Делают умозаключения

Сотрудничают, выдвигают версии

Оценивают свою работу на уроке

10. Домашнее задание

1.  Стр. 86 упр3.                

2. Подобрать пословицы, загадки, фразеологизмы  с числительными.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»

Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи".

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи"....

Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. Школа России. Части речи

Технологическая карта урока по теме "Части речи", повторение....