Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку по теме: Наречие как часть речи
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Чудина Татьяна Васильевна

    Технологическая карта 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka._chudina_t.v.doc87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чудина Татьяна Васильевна,

    учитель начальных классов высшей категории

    Технологическая карта урока

    1. Педагогическое обоснование урока

    Тема

    Тема урока: Наречие как часть речи.

    Тип урока: урок объяснения нового материала.

    Цель темы

    Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

    Планируемые результаты

    Предметные (обучающие) освоение знаний о наречии как части речи, отличительные признаки.

    Метапредметные (развивающие) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

    Личностные (воспитывающие) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

    Основные понятия

    наречие

    Межпредметные связи

    Литературное чтение, окружающий мир

    Организация пространства

    (работа фронтальная, индивидуальная,

    в парах)

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

    1. Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

    Этап урока

    Содержание урока

    Деятельность ученика

    Деятельность учителя

    УУД

    Организационный момент

    Учите русский годы  кряду

    С душой, с терпением, с умом.

    Вас ждет великая награда.

    И та награда в нем самом!

    - Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

    - Запишем число, классная работа. Объясните орфограммы

    Слушают учителя

    Настраивает на активную работу на уроке, создает эмоциональный настрой

    Личностные:

    Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

    Актуализация знаний

    -Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

    - Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

    В слове билет безударная гласная …

    Звук парный звуку {ж}. Запишите букву, которой он обозначается…

    Пунктуационный знак, похожий на действие деление…

    Буква мягкого согласного в слове часы…

    Приставка в слове улететь…

    Приставка в слове выбежишь…

    У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …

    - Давайте проверим себя (учитель открывает ответы). Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

    (и ш  : ч у вы  ь)

    - Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

    - Посмотри внимательно на оставшиеся буквы. Какое задание вы бы предложили?

    - Из данных букв составьте слово, запишите его (выучишь)

     - Дайте  характеристику слову

    ( Глагол, н.в.,2 спр.,2 л.. ед.ч., безударная гласная в окончании,  ь на конце глаголов 2 л.. ед.ч.,,)

    -Придумайте еще слова на эту орфограмму.

    - Что еще знаете о глаголах?

    Слушают

    Выполняют задание в тетради

    Проверяют по эталону

    Формулирует задание, дает инструктаж.

    Организует проверку

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

    Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

    Изучение нового материала

    Прочитать пословицу. Выучишь правило – выполнишь верно задание.

    – Как понимаете её смысл?

    – Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является.

    -Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.

    -А теперь тот, кто засомневался?

    -С какой проблемой вы столкнулись? (Как обозначить слово « верно» в предложении)

    -Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите словосочетание.

    -  Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос  «как?».

    - Это и не имя прилаг., т.к. слово « прочно» поясняет глагол, а  не имя сущ.

    -Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета.

    - А кто знает, что это за часть речи?

    -Откуда знаете?

    – Представляю вам новую часть речи – наречие

    -Что знаете о наречии? А чтобы вы хотели узнать об этой части речи? 

    – Предлагаю  исследовать наречие со всех сторон.

    Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол.

    1. На какие вопросы отвечает? 
    2. Что обозначает?
    3. С какой частью речи связано?
    4. Как изменяется?
    5. Каким членом предложения является?

    - У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. На какой из вопросов вы уже можете ответить? (На доске записываются предположения детей)

    Работа предстоит сложная. Но  у нас всё это получится, если будем работать сообща,  помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

     -Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.

    Текс на карточке и на доске

    Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

    -Читаем текст.  (Дети читают про себя).

    -Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает).

    -Почему именно эти слова вы выделили? ( К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное,  это наречие)

    -Выписываем словосочетания с этими словами (комментированное письмо)

    чувствуется (где?) повсюду,

    встречают (как?) по-разному,

    появятся (когда) скоро,

    подрастает (как?) быстро,

    слышим (где?) везде,

    прилетели (когда?) вчера,

    возвещают (как?) радостно,

    посмотришь (куда?) вверх.

    - На какие вопросы отвечают наши слова? (На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?)

     -Что же обозначают наши слова? (Время, признак, место действия)

     - Исследуем наречие дальше. Ответим на следующий вопрос. Понаблюдайте, с какой частью речи связано наречие. От какого слова мы задавали вопрос?

    -Давайте обратимся к словарю.

    Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.

    -А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его)

    -Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия)

    -Как найти наречие? (Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос)

    Физминутка.

    Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...
    Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
    Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...
    Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

    -Ответим на вопрос 4. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия. Выскажите предположение: как может изменяться наречие? (по родам, числам, временам, лицам и падежам).

    -Предлагаю вам задания для работы в группе.

    Приложение

     -Какой вывод сделали? (Проверка по группам)

    - Какой вывод напрашивается из выше сказанного? (наречия не изменяются)

    -Отвечаем на последний пункт нашего плана.

    - Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

    -Верно, этот член предложения называется  «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО»

    -Как подчеркнуть наречие?

    -Вернемся к нашей пословице и подчеркнем наречие верно

    - Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

    - Что заметили? Изменился ли текст? (Стало скучным, не эмоциональным)

    - Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

    -Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)  

    -Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

    Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает  признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где?  и в предложении является обстоятельством. 

    -В ходе исследования получилась  блок-схема:

    http://festival.1september.ru/articles/591548/img1.gif

    Читают пословицу

    Записывают пословицу

    Формулируют собственное мнение и аргументируют его

    Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт

    Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

    Читают текст.

    Высказывают свои предположения в паре

    Выписывают словосочетания

    Отвечают на вопросы учителя

    Работают со словарем

    Высказывают предположения

    Работают в группах

    Формулируют выводы наблюдений

    Высказывают предположения

    Анализируют, отвечают на вопросы учителя

    Формулируют выводы наблюдений

    Побуждает к высказыванию собственного мнения.

    Организует самооценку

    Побуждает к высказыванию собственного мнения 

    Совместно с детьми составляет план исследования

    Организует работу в паре

    Организует подводящий диалог, уточняет

    Правило

    Организует подводящий диалог, уточняет

    правило

    Организует работу в группах

    Организует подводящий диалог

    Познавательные:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

    структурирование знаний;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

    формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

    формирование вербальных способов коммуникации

    формирование умения работать в парах и малых группах;

    Регулятивные

    целеполагание;

    планирование;

    прогнозирование;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    коррекция;

    оценка;

    волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

    Закрепление изученного

     -Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно. В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 4, с.124

    -Самопроверка по эталону. Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

     Работают самостоятельно с учебником,

    контролируют и оценивают результат по эталону

    Организует самостоятельную работу с учебником

    Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

    Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

    -Расскажите о наречии все,  что вы узнали.

    -Откройте учебник на с.124  и прочитайте правила. Все ли выводы мы с вами сделали?

    - Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебнике.

    -Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные.

    -Верно, эту задачу мы решим на следующих  уроках, а также попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались нерешёнными

    -Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

    -  Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!

    - Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.

    - Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.

    Работают с учебником, находят информацию, сравнивают, анализируют.

    Формулируют конечный результат своей работы

    на уроке.

    Организует самостоятельную работу с учебником

    Акцентирует внимание на конечных

    результатах учебной деятельности обучающихся

    на уроке

    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

    Домашнее задание

    -Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

    Или выполните упр. № 5 стр.125

    Слушают

    Дает комментарий к домашнему заданию.

    Создает ситуацию выбора

    Личностные:

    Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

    Рефлексия

    – А сейчас узнаем, не зря ли мы провели время на уроке. На доске плакат с изображением Дерева Знаний (яблоня). Дети самостоятельно анализируют свою работу на уроке и прикрепляют на дерево яблочко, цветок или жёлтый листик.

    • Яблочко – «Я всё понял!»
    • Цветок – «Кое в чем еще сомневаюсь, необходимо повторить»
    • Листик – «Зря время потерял!

    организует самоконтроль и самооценку

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Личностные: адекватно оценивают свои достижения; понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Приложение

    Карточка 1.

    Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вверх, если оно сочетается с глаголами

    разного _______________.

    смотрю ____________________

    смотрел ___________________

    буду смотреть __________________

    Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия    по _________________.

    Карточка 2. 

    Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вчера  по ___________________. 

    И.п. (что?) __________________ 

    Р.п. (чего?) ___________________ 

    Д.п. (чему?) ____________________

    В.п. (что?) _____________________ 

    Т.п. (чем?) ______________________ 

    П.п. (о чем?) ___________________ 

    Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия  по ______________.

     

    Карточка 3. 

    Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами  

    разного _________________. 

    слышу __________________ 

    слышишь ________________ 

    слышит __________________ 

    Сделайте вывод,  изменяется ли форма наречия по _____________.

      

    Карточка 4. 

    Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия радостно, если оно сочетается с глаголами 

    разного _____________ или разного ___________ 

    возвещал ___________________ 

    возвещала ____________________ 

    возвещало ____________________

    возвещали _____________________

    Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия   по _________________ и по _________________.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

    Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи".

    4 класс, УМК "Перспектива"Цели:Образовательная :- дать общее представление  о наречии как неизменяемой части речи, об отличительных признаках наречия от других частей речи.- учить находить наречи...

    Сценарий урока русского языка на тему: “Наречие – как часть речи”

    Сценарий урока русского языка на тему: “Наречие – как часть речи”...

    Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи" (4 класс, "Школа России")

    Представлена разработка урока русского языка "Наречие как часть речи" для 4 класса по программе "Школа России". Урок проведен в технологии деятельностного метода. Показана мет...

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Наречие" 4 класс

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Наречие" содержит методические рекомендации....