Конспект урока "Согласные звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Аблязизова Елена Викторовна

Конспект урока русского языка  1 класс, послебукварный период, УМК "Школа России". Урок-сказка с использованием современных образовательных технологий: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ-технология, технология сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_.1_kl.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Согласные звуки и буквы

Цель: дать представление об основных признаках согласных звуков и букв.

Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:

  • наблюдать за образованием согласных звуков;
  • правильно произносить согласные звуки; 
  • учить различать в слове согласные звуки по их признакам;
  • определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
  • наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;
  •  формировать орфографическую зоркость;
  •  ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук»;

- метапредметных результатов:

  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
  • развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);

- личностных результатов:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;
  •  воспитывать доброжелательность, терпимость;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки для работы в парах, карточки с буквами, карточки для рефлексии «Светофор»

Тип урока: комбинированный, урок-сказка

Современные образовательные технологии: технология ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология сотрудничества.

 Ход урока:

1.Оргмомент (слайд)

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок!

Сядем прямо! Не согнёмся!

За работу мы возьмёмся! 

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики. (Физминутка «Замок»)

Откройте тетради  и запишите дату.

Какое число? Какой месяц? Кто напомнит, как правильно оформить эту запись в тетради?

2.Мотивация

-Ребята, какой язык мы изучаем? (русский)

-Он для нас родной или иностранный?  (родной)

-Как вы думаете, человек должен хорошо знать свой родной язык? Для чего?

-Но каждый язык хранит много тайн, загадок. И мы с вами на каждом уроке узнаём что-то новое о своём родном языке.

3.Актуализация  знаний и определение темы урока (слайд)

-Прочитайте тему нашего урока. («…. русского языка»)  

В ней не хватает какого-то слова. Вы узнаете это слово, если выполните задание:

Найдите «лишнюю» букву в каждом ряду и обоснуйте свой выбор.

               О   Ю   В   А

               Ш   С    П   З

               Е     Я    У   Ю

               М    Н     Р   К

               И    А     О    Э  

Дети анализируют и выбирают буквы      В, З, У, К , И.

- Что же получилось? Ещё одна загадка?

- Составьте из этих букв слово.

Правильно это слово «звуки».

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Закончите мои высказывания:

Звуки мы ….

Буквы мы…

Звуки бывают….

-Назовите гласные в слове  «звуки».

-К какой группе относятся остальные звуки?

-Именно с согласными мы и будем работать на уроке.

-Какие задачи поставим на урок?

-Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

4.Каллиграфическая минутка (слайд)

– С какого этапа мы начинаем урок русского языка?

– Кто сегодня у вас в гостях? (Гномы.)

– Что у них в руках? (Подзорная труба.)

– Назовите первые звуки слов: гном, подзорная, труба.

– Какими буквами на письме они обозначены?

– Написание каких букв мы повторим сегодня?

– Прочитайте слоги на доске.

– В написании каких слогов используем нижнее соединение?

– Напишите по образцу, соблюдая наклон, параллельность элементов.

Самоконтроль («Светофор»)

– Как вы думаете, куда и зачем смотрят гномы?

Оказывается...

На ваши буквы смотрят гномы,

Звездочёты-астрономы.

Я прошу вас указать,

Где им лучшие искать.

5.Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 42. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так появились буквы.

Как-то в прекрасную страну пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи.

Буква о стала походить на а,  е на и,  а на о,  и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Вспомните волшебные слова.

Гласный ставь под ударенье,                                                                                                                                                    Чтоб развеять все сомненья.

6.Работа со словами с безударными гласными (слайд)

 Уд*рение, з*ма, к*рова.

– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв?

-Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударение не в силах помочь. Такие слова живут в книге - в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова.

7.Работа по теме урока

1)Итак, с гласными жителями страны вы уже знакомы. Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

Остальные жители тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-Чем гласные звуки отличаются от согласных?

2)Чтение правила по учебнику

Физминутка

Ну-ка, детки, встаньте в ряд

Звуки пусть заговорят.

с-с-с- змеиный слышен свист (руки)

ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)

ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (присели)

р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)

Мчится поезд – чух-чух-чух.

Плачет филин – ух-ух-ух.

А теперь такая штука:

Сесть вы можете без звука.

3)Работа по учебнику(слайд)

Упр.4, с.75 (записать 5 слов, подчеркнуть согласные; взаимопроверка)

4)Работа со скороговоркой (слайд)

От топота копыт пыль по полю летит.

Физминутка для глаз (слайд)

8.Работа в парах. Игра «Путаница». (слайд)

 -Если спутать хоть одну фонему (звук), то может перепутаться всё на свете. Найдите и исправьте ошибки в стихах на карточках.

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки.

Писем мы не написали:

Тучку целый день искали.

9.Итог урока

-Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы. Какие? (Гласные и согласные.)

-Назовите признаки согласных.

 -В начале урока мы перед собой поставили цели. Каких целей достигли?

10.Рефлексия «Светофор» (слайд)

-Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

Всё, что вы о звуках знали, мне сейчас вы рассказали.                                                                                           Что о буквах помнили, - тоже мне напомнили.                                                                                                            И с фонетикой дружили, и ошибки устранили.                                                                                                                          И словарные слова не страшны для вас, друзья!                                                                                                                   И, надеюсь, что в тетрадках я не встречу неполадки!                                                                                                     Занимались вы отлично! Каждому в награду лично                                                                                                                                Даю слово: молодец! Здесь уроку и конец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.

Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....

Конспект урока "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

Конспект урока.Звук [ц], буква Ц.ц

Цель: знакомство учащихся с новым звуком и буквой...

конспект урока «Звук [Щ‘] Буквы Щ щ».

В данном конспекте урока раскрываются учебные задачи по обучению грамоте младиих школьников...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О...

Конспект занятия "Звук и буква З"

Конспект занятия для  детей  старшей группы с ОНР при  дизартрии....