Урок русского языка в 3 классе « Изменение по падежам»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Богданова Наталия Васильевна

Технологическая карта с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_kak_eshche_izmenyayutsya_slova.docx50.25 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

                                                                                                                                                   Богданова Н. В.

                                                                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                                                                         МКОУ «СОШ 85 г. Тайшета»

Предмет : русский язык

Класс: 3-А

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Тема урока: «Как еще изменяются слова. Изменение по падежам»

Планируемый результат: познакомить с понятием склонение и алгоритмом определения падежей.

Основные понятия: падеж, склонение

Формы работы: работа с классом, в  группах, в парах, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение:

  • Учебник: Русский язык  Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка», часть 1, 3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
  • Тетрадь – задачник: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
  • Проектор,  ноутбук, индивидуальные карточки.

Цель урока: дать первоначальное представление о склонении имён существительных.

Задачи:

- обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с  названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей,

-развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение  ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения.

-воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

  • Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

  • Регулятивные:

- формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

  • Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной формах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Орг.момент

1).  Учитель: 

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети: 

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

-Руки? – НА МЕСТЕ!

-Ноги? – НА МЕСТЕ!

-Локти? – У  КРАЯ!

-Спина? – ПРЯМАЯ!

2). Мелкая моторика (Поочерёдно касаться пальцами рук  и говорить: «Желаю (соприкасаться большими пальцами), успеха (указательными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами).  

 -Удачи!

Рефлексия настроения.

ЛичностныеУУД:

формирование интереса (мотивации) к учению.

2.Актуализа-ция знаний

1).Записать число в тетрадях…(обратить внимание на орфограммы в сложном числительном)

2).Минутка каллиграфии: из списка словарных слов, определить объединяющие их признаки, а также найти лишнее слово… сорока, газета, погода, кошка,картина, деревня, берёза.

3). Тест по теме: "Имя существительное”

1.Выберите верное утверждение:

а. Имя существительное – это часть речи.

б. Имя существительное – это часть слова

2. Выберите верное утверждение:

а. Имя существительное отвечает на вопрос КТО?  ЧТО?

б.  Имя существительное отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКОЕ ? КАКАЯ?   КАКИЕ?

в.  Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?  ЧТО СДЕЛАЕТ?

3.Выберите верное утверждение:

а. Имя существительное обозначает признак предмета

б.  Имя существительное обозначает предмет

в.  Имя существительное обозначает действие предмета

4. Выберите верное утверждение:

а. Имена собственные пишутся с большой буквы

б. Имена собственные пишутся с маленькой  буквы

5. Выберите верное утверждение

а. Имена существительные изменяются по числам

б. Имена существительные не изменяются по числам

6. Выберите верное утверждение

а. Имена существительные изменяются по родам

б. Имена существительные по родам не изменяются, это постоянный признак.

7. Выберите верное утверждение

а. Имя существительное- командует

б. Имя существительное -подчиняется.

4).- Дома вы составляли синквейн к слову

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Лучшие вы видите на слайде.

Встаньте поэты. Поаплодируем им за их работу. Это первые ваши плоды.

5). - Для чего мы исследуем имя существительное?

Все ли мы знаем об имени существительном?

Посмотрим, сможем ли мы разгадать ещё одну загадку русского языка сегодня?

1. Дети записывают в тетради каллиграфически…………..

2. Определение общих признаков слов и  выделение лишнего слова.

3. Рефлексия

По тесту «Имя существительное» - паралельное составление учеником кластера возле доски.

Синквейн – составление четверостишия по схеме:                                                        

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово, эмоцион.восторг.

Регулятивные УУД:

самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

 

ЛичностныеУУД:

желания продолжать работу в поиске информации.

3.Введение в новую тему

1). –Вы уже догадались, какая часть речи будет сегодня гостем на нашем уроке. Мы составили  портрет нашей гости.

Давайте попробуем к слову кошка подобрать 2 измененные формы этого слова. Запишите. Разберите по составу. Изменение какого значения мы имеем? (грамматического)

Записывают слова, разбирают по составу….

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты.

4.Целеполагание

- Прочитайте тему урока, записанную на слайде.

Изменение имён существительных  по …  . 

- Кто сможет продолжить?

- Как же можно ещё продолжить это предложение? (… по числам)

- Можно ли по-другому закончить это предложение?

Наверное попробуем это выяснить к концу урока.

- У имени существительного  есть любимый питомец.

 Угадайте кто? (слайд   )

Выдвигают  гипотезу исследования.

5.Открытие новых знаний

6.Решение учебной задачи

7.Физкульт-минутка.

  1. Работаем с карточками

- Найдите форму одного и того же слова. Подчеркните.

Кошка привыкла к имени существительному.

Оно скучает без кошка (кошки).

Имя налило  кошка (кошке) молока.

Оно  напоило кошка (кошку).

Существительное дружит с кошка  (с кошкой).

Оно рассказало о кошка (о кошке) другу.

- Я вижу на ваших лицах недоумение … что случилось?

- Это слово стоит в других предложениях в той же форме? В какой форме стоит это слово?

- Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые  отвечает это слово в предложениях?

(По окончаниям и по вопросам.)

- В какие словосочетания не входит форма слова кошка? ( Скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке.)

- На какие вопросы оно отвечает? (Без кого? кому? кого? с кем? о ком?)

- Сколько предложений в тексте?

- Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?

   - Давайте продолжим высказывание: (слайд    )

Имена существительные могут отвечать на вопросы …

(После того, как дети назовут все вопросы, на которые отвечает имя существительное в тексте, открыть запись на слайде:

кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)

При изменении существительного по вопросам изменяется его …

(открыть запись на слайде…..: окончание, то есть грамматическое значение)   Но почему записано по два вопроса? (один- к одушевленным предметам, другой- к неодушевленным)

- Какой вид работы мы с вами выполняли?

- Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу?

- Изменение имён существительных по вопросам называется склонением  или изменением по падежам.

                  - Давайте, посмотрим толкование этого слова.

- Откройте словарь. Найдите любое слово, называющее предмет. В какой форме слова в словаре.

-Давайте, выясним, а какие имена у падежей? Во время работы используем таблицу- шпаргалку, которую потом сможем поместить в наши «опорные сигналы»

Сказка о падежах.

 Он еще не родился, а думали, какое ему дать имя, и решили назвать его… . Родился – и стал…! Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли… . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал… . Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться… . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь… .

- Посмотрите на слайд …. . На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение.

И.п.

Именительный  падеж

Р.п.

Родительный  падеж

Д.п.

Дательный  падеж

В.п.

Винительный  падеж

Т.п.

Творительный  падеж

П.п.

Предложный  падеж

     

2. Это интересно! В современном русском языке – 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а венгерском – 22. А. Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей, Реально это число колеблется от нуля(в китайском) до 52 (в табасаранском – одном из языков Дагестана).

 3. Знакомство с приёмами запоминания падежей.

- А сейчас мы познакомимся с приёмом запоминания падежей.       (слайд №     )

- Ваши прабабушки и прадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки:

И.п.

Именительный  падеж

Иван

Р.п.

Родительный  падеж

Рубит

Д.п.

Дательный  падеж

Дрова

В.п.

Винительный  падеж

Варвара

Т.п.

Творительный  падеж

Топит

П.п.

Предложный  падеж

Печку

 Познакомимся со следующей таблицей.

- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах. (слайд №             )

И.п.

ЕСТЬ

кто? что?

Р.п.

НЕТ

кого? чего?

Д.п.

ДАМ

кому? чему?

В.п.

ВИЖУ

кого? что?

Т.п.

ВОСХИЩАЮСЬ

кем? чем?

П.п.

ДУМАЮ

о ком?  о чём?

- Что значит просклонять имя существительное?

- Что вы заметили? (У некоторых падежей вопросы совпадают. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы).

- Как быть в таких случаях? Обратите внимание на слова второго столбика. Эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Давайте вернёмся к карточке. Найдите предложение, где слово кошка стоит в родительном падеже.

Чтобы не ошибиться в определении падежей, воспользуйся помощью слов: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О.

Р.п.

НЕТ  КОШКИ

В.п.

ВИЖУ КОШКУ

Слайд №  

- Давайте определим падежи у этого слова во всех остальных предложениях. Что для этого нужно сделать?

4. Знакомство с алгоритмом определения падежей. (Слайд №     )

- определи словосочетание, в которое входит это слово;

- поставь к этому слову вопрос от слова-командира;

- проверь, какой именно это падежный вопрос.  (Слайд №    )

Работа в парах

(с карточками)

Фронтальная работа

- Изменяли  имёна существительные по    вопросам.

Высказывают предположения.

Работа с Толковым словарём.

Один ученик работает у доски.

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для «опорного сигнала»

Работа в парах: подбирают названия падежей

Хором проговаривают запоминалку.

- Что? - к неодушевленным существительным,

кто? - к одушевленным.

- Изменить по вопросам.

Читают четверостишье хором.

Проговаривают алгоритм определения падежей

Выполняют дифференцированную работу

Самопроверка.

ЛичностныеУУД:

освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою работу.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные УУД:

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Комуникативные УУД:

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

ЛичностныеУУД:

освоение личностного смысла учения.

Познавательные УУД:

сравнивать предметы, объекты: находить общие признаки и различие.    

 Личностные УУД:

 развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать и оценивать свою работу.

Личностные УУД:

 развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать и оценивать свою работу

Познавательные УУД:

 находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу

8.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

  1. Первичное закрепление.

 Работа с упражнением  тетради- задачника с комментариями.

В зависимости от реализации времени на уроке, рассматривается упражнение на первичное закрепление приобретенных знаний

Комуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

9.Итог урока

Мини- экзамен

 (Вопросы –билеты раздает учитель)

  • Что мы называем склонением?
  • Сколько падежей в русском языке?
  • К какому падежу относится существительное в начальной форме?

Вспомните вопрос, который был задан в начале урока.  Можно ли по-другому продолжить название темы урока «Изменение имён существительных по …». Как бы вы теперь продолжили это предложение?

Как, вы думаете какая цель была нашего урока? Достигли ли мы её?

По желанию вытягивают вопрос и отвечают

Называют тему урока, цель работы.

Регулятивные УУД:

оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

10. Рефле-ксия

11.Домашнее здание и инструктаж по его выполне-нию

1. Меня интересует, с каким настроением прошел сегодняшний урок для вас? Возьмите в руки

Солнце- комфортно

Солнце+ тучка- не очень

Тучка – дискомфортно, мы потом индивидуально обсудим, что этому послужило.

2.      (Слайд №     )

                                  УЗНАЛ

Я                               НАУЧИЛСЯ

                                  ЗАПОМНИЛ

                                  УДИВИЛСЯ

3.  (Слайд №     ) Урок:

  • Привлёк меня тем…
  • Показался интересным…
  • Заставил задуматься…

Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?

4.Возьмите в руки свои «сказочные деревья», давайте проанализируем результаты вашей работы…

- у кого одни плоды? Работали на «5» -3 уровень дом. р.

- у кого цветочки? «4» - 2 уровень дом. р.

- у кого листики? будем еще работать над неудачами - 1 уровень дом. р. (а если не будет- значит , очень хорошо поработали)

Познавательные УУД:

наблюдать и делать самостоятельные простые выводы по усвоению материала.

Регулятивные УУД:

 определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

 закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму.


1 уровень

Просклоняй слово труд

И.п.

ЕСТЬ

кто? что?

Р.п.

НЕТ

кого? чего?

Д.п.

ДАМ

кому? чему?

В.п.

ВИЖУ

кого? что?

Т.п.

ВОСХИЩАЮСЬ

кем? чем?

П.п.

ДУМАЮ

о ком?  о чём?

1 уровень

Просклоняй слово труд

И.п.

ЕСТЬ

кто? что?

Р.п.

НЕТ

кого? чего?

Д.п.

ДАМ

кому? чему?

В.п.

ВИЖУ

кого? что?

Т.п.

ВОСХИЩАЮСЬ

кем? чем?

П.п.

ДУМАЮ

о ком?  о чём?

2 уровень

Указать, в каком падеже стоит слово «труд»

Человек трудом (…..) красен.

Терпенье и труд (…..) всё перетрут.

Без труда(….) не выловишь и рыбку из пруда.

По труду (…..)о человеке судят.

Человек воспевает труд (….)

Есть много пословиц о труде (….)

2 уровень

Указать, в каком падеже стоит слово «труд»

Человек трудом (…..) красен.

Терпенье и труд (…..) всё перетрут.

Без труда(….) не выловишь и рыбку из пруда.

По труду (…..)о человеке судят.

Человек воспевает труд (….)

Есть много пословиц о труде (….)

3 уровень

Нужно расставить предложения в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно.

……………….Человек трудом красен.

……………..Терпенье и труд всё перетрут.

……………Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

………………По труду о человеке судят.

………………Человек воспевает труд.

……………… Есть много пословиц о труде.

3 уровень

Нужно расставить предложения в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно.

……………….Человек трудом красен.

……………..Терпенье и труд всё перетрут.

……………Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

………………По труду о человеке судят.

………………Человек воспевает труд.

……………… Есть много пословиц о труде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3- А классе МКОУ «СОШ № 85 и м. Н. Д. Пахотищева г. Тайшета» п о теме: «Как еще изменяются слова? Изменение по падежам». Учитель: Богданова Наталия Васильевна

Слайд 2

Желаю у спеха большого во всём и везде! УДАЧИ!

Слайд 3

Два дц ать восьмо е ок т я бря . Кла сс ная р а бота . ? ВЫПИСАТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ Сорока , лопата, комната , кошка, картина, деревня , берёза . ( Определить лишнее слово)

Слайд 4

1. Выберите верное утверждение об имени существительном: А . Имя существительное – это часть речи. Б . Имя существительное – это часть слова 2. А . О твечает на вопрос КТО? ЧТО? Б . Отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКОЕ ? КАКАЯ? КАКИЕ? В . Отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? 3. А . О бозначает признак предмета Б . О бозначает предмет В . О бозначает действие предмета 4. А. Изменяется по числам Б . Не изменяется по числам 5. А. Изменяется по родам Б . Имеет постоянный признак- род 6. А. Командует Б. Подчиняется

Слайд 5

Из копилки «домашняя работа» Имя существительное Одушевленное, неодушевленное. Обозначает, приказывает, подчиняет. Изменяется по числам и команде вопросов. Часть речи! Смирнова Алеся Имя существительное Самостоятельное, иногда имя собственное Обозначает, называет, приказывает. Имеет мужской, женский и средний род. Предмет. Федорова Диана

Слайд 6

Тема урока: Изменение имён существительных по … ?

Слайд 7

К О Ш К А А Разбор имени существительного по составу ЗАГАДКА Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет И, как днем, она все видит. Часто спит, а после сна Умывается она.

Слайд 8

Имена существительные могут отвечать на вопросы … При изменении существительного по вопросам изменяется его … кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? окончание (грамматическое значение)

Слайд 9

И.п. Именительный падеж И ван Р.п. Родительный падеж Р убит Д.п. Дательный падеж Д рова В.п. Винительный падеж В арвара Т.п. Творительный падеж Т опит П.п. Предложный падеж П ечку ПОЗНАКОМИМСЯ!

Слайд 10

И.п. ЕСТЬ кто? что? Р.п. НЕТ кого? чего? Д.п. ДАМ кому? чему? В.п. ВИЖУ кого? что? Т.п. ВОСХИЩАЮСЬ кем? чем? П.п. ДУМАЮ о ком? о чём? ПОМОЩНИКИ В РАБОТЕ

Слайд 11

Вот такие падежи. А ты с ними подружи, Будешь грамотно писать И пятерки получать. 11 И.п. Именительный падеж Р.п. Родительный падеж Д.п. Дательный падеж В.п. Винительный падеж Т.п. Творительный падеж П.п. Предложный падеж

Слайд 12

А лгоритм определения падежей определи словосочетание, в которое входит это слово поставь к этому слову вопрос от слова-командира проверь , какой именно это падежный вопрос

Слайд 13

УЗНАЛИ ! Изменение имён существительных по … п адежах!

Слайд 14

Я узнал научился запомнил удивился Сегодня на уроке… Мне понравилось… Мне удалось… Я порадовался за… Мне надо ещё поработать над…

Слайд 15

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам

Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...

фрагмент урока русского языка 2 класс изменения существительного по числам "панда и дети"

Три пары картинок — один предмет и несколько (парами) (распечатаны отдельно подпись и картинка) 1 пара правильно подписана, остальные неправильно «письмо-письма; машина-машина)Соотнесите пары сло...

Урок русского языка. 3 класс. "Изменение имен прилагательных по родам".

Урок разработан по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Соответствует требованиям ФГОС....

Дидактическое средство к уроку русского языка 3 класс "Изменение глаголов по временам"

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Урок русского языка 3 класс "Изменение имён прилагательных по родам"

Предмет: русский языкТип урока: изучение нового материала.Тема: «Изменение имён прилагательных по родам».Класс: 3Цель: формирование представления учащихся об основных грамматических призна...

Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"

Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"...