Урок русского языка. 3 класс. "Изменение имен прилагательных по родам".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сидорова Елена Александровна

Урок разработан по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_3_klass.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе

"Изменение имен прилагательных по родам"

Тема: Изменение имен прилагательных по родам.

Класс: 3-й.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.
  • Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.
  • Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент    /Приветствие гостей/.

                                 Необычный день у нас.

                                 И гостями полон класс.

                                 - Что гостям сказать нам надо?

                                 (-Видеть Вас мы очень рады!)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания 

- Прочитайте и запишите буквосочетания  ая, яя, ой, ый, ий, ое, ее, ые, ие.

- Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.

- Как вы думаете, какой частью слова могли  бы быть эти сочетания букв?

- Предположите, у  какой части речи?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

III. Словарная работа

- Образуйте от словарных слов,  которые я вам прочитаю, имена прилагательные и запишите их:

                       Мороз, хорошо, февраль, суббота, восток, комната.  

IV. Изучение нового материала

На доске сделана запись (Слайд 2):

-Прочитайте слова:

                    Лес, большой, озеро, дорога, еловый, зимний.

- Какие задания можно выполнить с этими словами?

- Разделите слова на группы. (Устно)

                             

(Слайд 3): ( На слайде появляется запись)

                                    лес                       большой

                                    дорога                 зимний

                                    озеро                   еловый

 - Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Что общего в словах левого столбика? Правого столбика?

 (В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопрос  какой? и обозначают признак предмета.)

-   Чем отличаются друг от друга слова в первом столбике? (родом)

-   Определите род у имен существительных.

-   Умеем ли определять род имен прилагательных? (нет)

-   Ко всем ли сущ. подойдут данные  имена  прилагательные?

-   Что же надо сделать, чтобы они подошли? (изменить  их)

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Изменение имен прилагательных  по родам). (Слайд 4)

-Соответственно, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Цели: определять род имён прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных. 

- Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Задайте от сущ. к прил. вопрос. Запишите словосочетания.

(работают у доски) (Слайд 5)

Лес (какой?) большой, зимний, еловый. 

- Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и  у имен прилагательных.

- Какого рода существительное лес?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

Дорога (какая?) большая, зимняя.

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное дорога?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

Озеро (какое?) большое, зимнее.

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное озеро?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

- Итак, как же мы определяли  род имён прилагательных? (Сначала определяли  род связанного с ним существительного).

- Откройте учебники на стр.72, найдите подтверждение своим словам

(правило).

 Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.

- Итак, вы сейчас  изменили имена прилагательные по родам. Что изменилось у прилагательных при изменении их по родам? (окончания).

- На какой вопрос отвечают прил. м.р.? ж.р.? ср.р.?  Какие же окончания у прилагательных м.р.?  ж.р.? ср.р.?

- Работая в паре, заполним табличку-памятку, лежащую перед вами.

                   Изменение имен прилагательных по родам 

Род

имен прил.

Вопрос

Окончания

М.р.

Ж.р.

С.р.

                                  (проверка на слайде) (Слайд 6)

Изменение имен прилагательных по родам

М.р.

какой?

-ый  -ий -ой

Ж.р.

какая?

-ая -яя

С.р.

какое?

-ое -ее

V. Физкультминутка

        Я буду называть прилагательные разного рода. Если я называю прилагательное женского рода, то приседают девочки, если мужского рода – мальчики, если среднего – все хлопаем в ладоши.

        Зеленый, красная, синее, радостная, утреннее, сильный, смелый, добрая, внимательный,  красивая, золотое, хорошее, красиво.

VI. Первичное закрепление изученного материала

(Слайд 7)

1. Спишите словосочетания. Обозначьте род имен существительных и имен прилагательных. Устно поставьте вопрос к имени прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.

Жареный  картофель, вкусное  варенье, летучая мышь, колючий ёжик, ранняя  заря, устная речь, горячее молоко.

(Слайд 8)

2. Прочитайте словосочетания и объясните пропущенные орфограммы. Укажите род имен прилагательных, выделите их окончания.

Берёзов..  роща , комнатн..  растение,   восточн..  ветер, весенн.. погода, овощн..  магазин, февральск.. праздник.

(Слайд 9)

3. Из данных слов составьте  и запишите  предложения, изменив окончания имён прилагательных. Определите род прилагательных, выделите окончания.

Летний, была, ночь.

На, высокий, опушке, ель, стоит.

Над, лесом, большой, опустилось, облако.

VII. Итог урока  (Слайд 10 )

- Как изменяется имя прилагательное?

- Как определяется род имени прилагательного?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное  м.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное  ж.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное  с.р?

- Какие имеет окончания?

VIII. Рефлексия    (Слайд 11)

  Я узнал….

  Я научился….

  Было интересно….

  Мне было трудно….

  Мне понравилось….

  Мне показалось важным….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...