Дидактический материал «Я знаю русский язык» для учащихся 4 класса
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Пахомова Ольга Васильевна

 

Дидактический материал «Я знаю русский язык» позволяет закрепить правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, разделительных «ь» и «ъ» знаков, «ь» знака после шипящих, родовых окончаний глаголов.

      Задания различны по объёму и сложности. Дидактический материал рассчитан на все уроки русского языка за год в 4 классе.

      Учитель предлагает использовать карточки для развития орфографической зоркости на только на уроках, но и для дополнительных занятий по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.4kl.docx63.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема № 1                   Слово. Предложение. Текст (вар.1)

  1.  Указать правильную формулировку.

Предложение - это:

а) слова, написанные в один ряд;

б) слова, связанные между собой по смыслу.

  1.  По интонации предложения бывают:

а) повествовательные, вопросительные, побудительные;

б) восклицательные, невосклицательные.

3. В конце побудительного предложения стоит:

а) знак вопроса;

б) восклицательный знак.        

4. Повествовательным называется предложение, в котором:

а) о ком-то или о чем-то спрашивается;

б) о ком-то или о чем-то рассказывается.

5. В конце предложений поставить нужные знаки препинания:

Куда спешит ручеек

Друзья, берегите природу

На чем писали люди в древности

На опушке леса созревает душистая земляника

Как прекрасен этот мир

6. Составить и записать из слов предложение:

Перелетные, края, потянулись, в, птицы, теплые

7. Слова, близкие по значению, - это:

а) антонимы; б) синонимы.

8.  Подчеркнуть синоним к слову «думать»:

говорить, рассказывать, мыслить, переживать

Тема № 1      Слово. Предложение. Текст  (вар 2)

  1.  Определить границы предложений, поставив вертикальные линии в конце каждого.

Что это за птички какие стройные у этих птиц длинные ноги И длинный нос где живут они живут они по болотам, по берегам рек и озер.

(По В. Биэнки)

  1.  По интонации предложения бывают:
    ____________________________________________________

  1.  Поставить в конце предложений нужные знаки препинания:

Пролетели летние каникулы Где ты побывал летом Как чудесно загорать на солнышке и купаться в море Скучал ли ты по одноклассникам Здравствуй, школа

  1.  Текст имеет три части:
  2.  Подчеркнуть антоним к слову «свежий»:

кислый, горький, черствый, молодой

  1.  Вставить подходящие по смыслу слова (существительные)

Говорить русским        .

Не укладываться в        .

Зарубить себе на        .

Стереть в        .

Слова для справок: порошок, голова, нос, язык

  1. Подчеркнуть словосочетание, в котором слово «серебряный» употреблено в переносном значении:

серебряный перстень, серебряная ложка, серебряный голос, серебряная цепочка, серебряная монета

Тема № 2 Правописание гласных и согласных в корне слова   (вар.1)

1. К данным прилагательным подобрать прилагательные-антонимы.

густой -         высокий        -        

далекий -         твердый        -        

широкий -          горький        -                

2. Данные имена существительные поставить в единственное ЧИСЛО.

лебеди -         очереди        -        

медведи -         верблюды        -        

голуби -         гвозди        -        

лошади -         дрозды        -        

сельди -         площади        -        

  1.  Вставить пропущенные буквы.

Сл.. зал с дерева, зац ..пился за суч.. я, к.. лол др.. ва,

п ..м.. гал матери, подм.. тал ул ..цу, к.. сил тр ..ву, сгр.. бали

сено, запр.. гали л ..ш.. дей, п.. хали о..г род, прод .._вали ов.. -

щи, бр.. дили по в.. де, г …л.. са д… тей.

  1.  Вспомнить и написать словарные слова по теме «Огород».
  2. Изменить словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

листья капусты - капустные

крик ярости -        

ночь со звездами -        

поступок чести -        

день радости -        

ответ из уст -        

гость с опозданием -        ___________________________________________

Тема № 2 Правописание гласных и согласных в корне слова   (вар.2)

  1. К данным прилагательным подобрать прилагательные-антонимы.

болен -         дёшев        - \        

храбр —         виноват        —        

стар -         лжив        -        

силён —         груб                

  1. Данные глаголы поставить в прошедшем времени.

помогает - помог        подвезёт        -        

запрягает -         приползёт        -        

озябнет-         увязнет-        

продрогнет -         окрепнет        -        

сберегает —         застигнет        —        

  1. Вставить пропущенные буквы.

Д ..ждливая п.. года, скр.. пучая с ..сна, в ..твистые р ..га,

Ст.. льные к .ньки, др …жал от холл.. да, прол.. тал над д.. мами,

Сл.. дил за ч.. стотой, св ..стел дв.. рняжке, встр.. чал г ..стей,

_жил ог род.

  1. Вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова.

Хл.. п.. тал - _

в ..ч ..рело - .

ст.. р.. жил -

з.. л.. нел -

тр.. п.. тал -

л.. п ..тал -

5. Вспомнить и написать словарные слова по теме «Овощи».

Тема № 4   Части речи   (вар.1)

1. Подчеркнуть части речи.

Суффикс, сказуемое, прилагательное, предлог, числительное, существительное, приставка, подлежащее, местоимение.

2. Прочитать слова, записать их, распределив на четыре столбика.

Стрела, перед, прекрасный, съехать, за, над, ночной, сторожка, платье, рассказать, рожь, ранний, веселить.

3. Вставить пропущенные буквы. Надписать над словами части речи.        Л ..дяная г ..ра, ш.. рстяное плат ..е, с.. лёное оз ..ро, охотиться на м.. дведя, печь пиро.. ки, шурш ..т трос ..ник, птич.. е гн.. здо, на кр ..ю д.. ревни.       4. Подчеркнуть главные члены предложения.  Надписать над словами части речи.                                                                                                           С длинной удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю.               5. Над выделенными словами надписать части речи.                              Реешили лисы кролика запечь,                                                                                       А кролик из духовки - прыг за печь,                                                                Потом на лавку и в окошко с лавки:                                                                 Умчался в лес, где распевали славки.

Тема № 5   Однородные члены предложения   (вар.1)

1.  Восстановить текст.

Члены предложения, которые отвечают на        

и относятся к_____________________                                                                    называются однородными.

2. Из каждой пары предложений составить предложения с однородными членами и союзами.

На озере зацвели лилии. На озере зацвели кувшинки. ______________________________________________________

Ветер загудел. Ветер сорвал крышу с сарая. ______________________________________________________

Ученик принес ручку и краски. Ученик не принес карандаши. ______________________________________________________

3. Дополнить предложения однородными членами. Указать (подчеркнуть), какими членами предложения они являются.

Солнце плывет над        

Осенью листья бывают        цвета.

В пруду водились        

На уроке физкультуры мы        

4. Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

Сухой лист тр.. п.. тал на в ..тках д ..рев ..ев оп.. дал кружился в воздухе. Он покрывал землю пёстрым мя ..ким шуршащим к.. вром. Лес задумался и смотрел в бледное но ни.. кое и хмурое небо. Тишину нарушал и треск сухой ве.. ки и шумный полет птицы и сердитый крик в ..рон.

Тема №6    Имя существительное.                         (вар.1)

Склонение имен существительных

  1. Дописать предложения.

Имена существительные изменяются по_

Имена существительные бывают трех родов:

  1. Привести примеры имен существительных:

I склонения        II        склонения        III        склонения

  1. Вставить подходящие по смыслу имена существительные. Указать их падеж.

Не подливай масла в_-----------------------------------____________        

Нет        без огня.

Новая         хорошо метет.

        по зернышку клюет и сыта бывает.

Слухом        полнится.

  1.  Дописать слова, употребляя их в нужном падеже; в скобках указать падеж.

Весело пробираться по узк…..  дорожк…… (        п.)               между двумя стенами высок…..  рж… (        п.).Лошадь бежит ленив…..

рысь…. (        п.).        Длинн…. висяч…. ветк….. (        п.)берез        едва

шевелятся. Могуч…..  дуб…. (--------        п.) стоит, как боец, возле красив…….  лип….. (……..п.).

  1.  Составить словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже. Выделить окончания, указать падеж.

в, роща, гулять -        

Тема №7    Правописание безударных падежных              (вар.1)

             окончаний имен существительных

1. Записать данные имена существительные в родительном падеже.

помидоры —         облака        —        

апельсины -         рельсы        -        

носки -         туфли        -                

чулки -          места        -                

2.Записать без скобок.

Начался ледоход на (Лена, Енисей, Обь)

В нашей стране много (заводы, фабрики, шахты, колхозы)

Медведь залег в (берлога) с (осень)

  1. Пароход причалил к (пристань)                                                                       Вставить пропущенные окончания и запятые в предложения с однородными членами.

На улиц… дома в общественном мест……

Будь вежлив со старшими помни о чест…. ,

В театр…. в трамва… в читальн…. в кино

Веди себя скромно прилично умно.

Тема № 8 Имя прилагательное.                                  (вар.1)

 Правописание родовых окончаний

  1. Дописать предложения.

Имя прилагательное - это        речи,        которая

обозначает        и        отвечает        на        вопросы

  1.  Написать слова с окончаниями.

-ий        -ой        

-ое        -яя        

-ый        -ее        

-ая        

  1.  Из данного предложения выписать словосочетания «существительное + прилагательное». Определить род, число и падеж имен прилагательных.

У лесной опушки домик небольшой Посещал я часто прошлою весной.

(А. Плещеев)

  1.  Образовать от существительных имена прилагательные трех родов. Выделить окончания.

ж.р.        с. р.        м.р.

счастье                           

ненастье                        

радость                           

  1.  Дописать окончания в именах прилагательных, указать их род.

В спокойн глубок озеро смотрятся голуб небо, зелен ветви деревьев. Лес взбирается высоко на гол склоны

сопок, цепляется за дик землю, завоёвывает огромн край,

крушит скалы, сед гранитн утесы.

(По В. Арсеньеву)

Тема № 9 Правописание безударных личных            

 Окончаний глагола

1. Закончить предложение.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по        

2. Глаголы в скобках поставить в 1-м лице множественного числа. Выделить окончания глаголов.

топором (колоть) - колем

ножом (резать) -        

пилой (пилить) -        

щёткой (чистить) - лопатой (копать) краской (красить) сеялкой (сеять) -        

3. В данных пословицах дописать в глаголах окончание.

Труд корм , а лень порт .

Мир стро , а война разруша .

Лето собира , а зима поеда .

Горьким леч        , а сладким калеч        .

Кто поздно се т, тот редко ве т.

4. Записать данные глаголы во множественном числе. Выделить окончания.

тащит-         сыплет-        

решает -         строит -        

шепчет —         дышит —        

блестит -         слышит        -        

пишет -         слушает        -        

Тема № 4 Части речи   (вар.2)

  1. Подчеркнуть названия частей речи:

корень, точка, местоимение, союз, приставка, глагол, наречие, основа, подлежащее.

  1.  Прочитать слова, записать их, распределив на четыре столбика.

Яблоко, вкусный, читаем, ребята, и, моря, ненастный, объявить, но, интересный, подъехать, а, варенье, опасный.

  1. Вставить пропущенные буквы. Надписать над словами части речи.

Задр ..жал от холода, пос ..дил деревцо, пог ..стил у бабушки,

Пос.. дел от старости, прелес.. ная птичка, м.. розная п.. года,

Изв.. стил телеграм ой, т ..пло от сол.. ца.

4. Подчеркнуть члены предложения.                                                  Надписать над словами части речи.                                                                                                                В жаркую летнюю пору пастух выгоняет лошадей на ночь в поле.           5.Вставит предлоги и приставки (на, по, с).                      Бабушка_______бросила________плечи платок.                                            Дождик _______шёл______садовой дорожке.                                          Повар______мешал_______ливки_____мукой.

Тема № 5      Однородные члены предложения   (вар.2)

  1.  Восстановить текст.

Однородными могут быть и главные, и_______________________ члены предложения.

  1.  Из каждой пары предложений составить предложения с однородными членами и союзами.

Лиса оглянулась. Лиса исчезла за деревьями. ___________________________________________________________

Лисенок отпрянул. Лисенок не убежал. ____________________________________________________________

Вода в реке была теплая. Вода в реке была очень мутная. _____________________________________________________________

  1. Дополнить предложения однородными членами. Указать (подчеркнуть), какими членами предложения они являются.

Море бывает        

В лесу растет        

На уроках труда ребята        

Мчатся поезда мимо        

  1.  Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

Лист.. я обл ..тели с б.. резы а остались на дубе. Пч.. ла л ..тит

за медом в п.. ля на луга на ог.. роды. М.. тели сн.. га и бураны

покорны м.. розу всегда. Ноч ..ю месс.. ц сверкает и всё осв.. ща-

ет. Природа дает ч ..ловеку ..дежду ж.. лище пищ.. . В л.. су

люди заготавливают и древесину и яг.. ды и гр ...бы.

Тема № 6      Имя существительное.                       (вар.2)

Склонение имен существительных

  1.  Указать правильный ответ.

Имя существительное — часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) название предмета.

  1.  Обозначить склонение имен существительных

Россия —         тополь —         огурец —        

солнце —         молодежь -         деревня -        

полночь -         роща -         дерево -        

овощ -         дверь -         задание -        

  1.  Вставить подходящие по смыслу имена существительные. Указать их падеж.

Считать        на        небе.

Терпение и        все        перетрут.

        вечера        мудренее.

Худой        лучше доброй ссоры.

  1.  Указать в словосочетаниях падеж имен существительных.

Вижу Москву (        п.),        сижу на крыше (        п.),        стою        около        двери (        п.), шагаю по тропинке (        _п.),        перед        долгой зимой (        п.),

снимать фильм (        п.), собираются к вечеру (        п.), подарил бабушке (        п.)        упасть на дно (        п.).

  1.  Подчеркнуть несклоняемые имена существительные.

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, число, какао, молоко, сено, шоссе, филе, седло, горе.

Тема №7    Правописание безударных падежных              (вар.2)

               окончаний имен существительных

1. Записать данные имена существительные в родительном падеже.

килограммы -         ботинки        -        

дела —        .         валенки        —        

яблоки —           апельсины        —        

сапоги -         мандарины        -        

помидоры -         облака        —        

2. Записать без скобок.

У (пристань) стояло много (пароходы, яхты, лодки).

На (сирень) и (яблоня) распустились молодые листочки.

На (капуста) и (морковь) появились гусеницы.

3.  Вставить пропущенные буквы.                                                                      Не забывай друга ни в радост…. , ни в печал …..                                                  Кто мечтает о побед… , тот не думает о смерт…. .                                                    К собак… подходи сзади, а к лошад… спереди.                                                   4. В данных предложениях обозначить падежи имен существительных, подчеркнуть главные члены предложения.                                                   В лесной заводи солнце хорошо прогрело  воду.                                                               Девочка пробралась через орешник и смахнула с лица колючую веточку.

Тема № 8 Имя прилагательное.                                  (вар.2)

 Правописание родовых окончаний

  1.   Подобрать к словам в скобках однокоренные прилагательные, соединить их с существительными, определить род, выделить окончание.

труд - м. р.

ыи

труд (честь) - честн

дело (интерес) -        

песня (радость) -        

утро (ненастье) -        

место (опасность) -

ребенок (прелесть) -                        

жизнь (счастье) -          

  1.  Дописать к прилагательным подходящие по смыслу существительные, определить род.

красное         холодная        

сосновый         вишневое        

солнечный         каменный        

звонкий         изумительная        

  1.  Соединить прилагательные с подходящими по смыслу существительными, данными в скобках. Записать словосочетания, выделить окончания прилагательных.

Старый, ветхий, старинный (дуб, книга, избушка).

Мирный, спокойный, тихий (голос, жизнь, море).

Толстый, полный, тучный (колос, человек, стена).

Быстрый, скорый, стремительный (поезд, полет, рост).                                                                               4. Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные, определить род, выделить окончание.                                                                                              

Дерево высокое, а куст……………………………………………        .                                                                         День был теплый, а ночь ………………………………………….        .                                                                  Сметана густая, а молоко ……………………………………………...                                                                                         В этом году весна была ранняя, а в прошлом году……………………….                                

 Тема № 10 Повторение в конце года                                

 

  1. Разобрать слова по составу.

Угнал, посадка, нарядный, чистота, вредные, запылает.

  1.  Определить границы предложений, поставить нужные знаки препинания, подчеркнуть слова, которые надо писать с заглавной буквы.

Наступила осень в зеленой листве деревьев появились желтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосиновики

  1.  Записать повествовательное, вопросительное, побудительное предложение с сочетанием «свежий воздух».

  1. Вставить пропущенные буквы. Определить и надписать падеж имен существительных. Выделить окончания имен прилагательных.

Ст яли з л тые, светлые сентябрьские дни. Курлыкали жу-1

р вли, выстраивая свои треугол ники. Гуси строгими кор бля-

ми торжественно л тели, отрывисто перег свариваясь. Леб ди

л тели так высоко, что тол ко по серебру их грудей в чистом воздух можно было д г даться о них. Ч йки вились у самой в ды

на св их гнутых крыл ях.

Тема № 3               Правописание приставок и предлогов.
                                   Разделительные Ъ и Ь                                            
(вар.1)

  1. Дописать предложение.

Приставка — это        

  1. Дописать подходящие по смыслу приставки

…плыть до берега, …писать в тетрадь, …резать арбуз,

 …жарить картофель,  …лил дождь, …лизал сметану,

 …ехал мимо вокзала, …бежал до финиша, …висла туча,

 …мокли до нитки, …сидеть на берегу.

  1. Образовать однокоренные слова с приставками РАЗ-, РАС-.

давать—         горячиться        —        

писать -                    ставить -        

считать -                     любить-        

таять-                    винтить-        

красить-                    пустить-        

брызгать -        приковать        -        

  1. Вставить вместо пропусков подходящие слова с

разделительными Ъ и Ь.

По радио        прогноз        погоды.

Вокруг рощи        узкая        тропинка.

В зоопарке дети увидели        медведя.

Г розные морские волны        о  скалы.

Тема№ 3                    Правописание приставок и предлогов.
                                                     Разделительные Ъ и Ь                              
 (вар.2)

  1. Вставить пропущенные слова, дописать предложение. Часть слова, которая стоит перед корнем, называется

Приставки служат                

2. Составить словосочетания с предлогами.

над          ,        на        ,        к        ,

у        , с        , перед        ,

по        , от        , за        .

3.  Списать, вставить пропущенную букву (з или с), выделить приставку.

Ра..думать, и.. писать, ра.. крутить, в ..бесить, ра.. критиковать,

 бе.. жалостный, в.. бунтовать, ра.. брызгать, ра ..говор,

и ..жарить, ра.. свет, во ..главить, бе ..вкусица, бе ..призорник,

ра.. поядок, бе.. водный, ра ..плясаться, бе ..плодный,

бе.. козырка.


4. Заменить одним словом синонимом с
Ъ или Ь.

Растолковать, сделать понятным -        .

Полоса земли вдоль берега моря, озера -        .

Вход в здание -        .

Снежная буря, метель -        .

Мясной отвар -        .

Пригодный для еды -        .

Извещение о чем-либо -        .

Дидактический материал «Русский язык. Карточки-задания»

Пахомовой Ольги Васильевны,

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 14

муниципального образования

Гулькевичский район Краснодарского края.

    Дидактическое пособие «Русский язык. Карточки-задания» предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся. Данный дидактический материал разработан с учётом индивидуальных особенностей детей, требований программы, социальных требований. Он представляет собой набор карточек, составленных на основе действующих программ и предназначенных для контроля усвоения учащимися основного содержания курса русского языка за 4 класс. Дидактический материал позволяет: закрепить  навыки правописания безударных гласных, парных согласных, удвоенных согласных, непроизносимых согласных, разделительных ь и ъ знаков, мягкого знака на конце имён существительных, безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных, личных окончаний глаголов; развивать речь учащихся, работая с синонимами, антонимами, эпитетами, словосочетаниями и предложениями. Материал рассчитан на все уроки русского языка за год (кроме уроков по развитию речи и контрольных работ). Задания различны по объёму и сложности и рассчитаны на 4-7 минутную работу. Их можно усложнить или облегчить в зависимости от способностей ребёнка. Проверка выполненных работ проводится коллективно, что даёт возможность всем детям ещё раз  повторить изученный материал. Дидактический материал может быть полезен и родителям для самостоятельных занятий с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал (упражнения)по русскому языку для 1 класса

Данный материал можно использовать, работая по различным программам. В упражнениях отрабатываются умения оформлять предложения, работать с деформированными предложениями закрепляются навыки правописан...

Дидактический материал для уроков русского языка в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"

Упражнения  можно использовать для закрепления изученного материала, для домашнихзаданий,для проверки знаний учащихся в 1 классе по программе ПНШ....

Дидактический материал для урока русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак после шипящих".docx

Карточка для отработки правила по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"....

Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах.

Данная работа содержит дидактический материал к темам предмета русский язык в 1-4 класса. Материал помогает  увести учеников из области механического заучивания,  развивает логическое мышлен...

Дидактический материал для уроков русского языка в 4 классе с использованием пословиц и поговорок

Предлагаемая разработка представляет собой 8 карточек с заданиями разного уровня. Предложенные задания помогут проверить уровень знания учащимися орфографических норм русского языка  и умение при...

Дидактический материал к урокам русского языка для 2 класса

Карточки к урокам русского языка для 2 класса...

Дидактический материал для уроков русского языка для учащихся 2 класса «Методы запоминания словарных слов»

Дидактический материал по русскому языку предназначен для организации работы учащихся во 2 классах. Цель разработки данных материалов заключается в том, чтобы научить ребёнка писать словарные сл...