Главные вкладки

    Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Замоткина Ирина Анатольевна

    Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

    Задачи:

    ·         Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

    ·         Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

    ·         Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

    Планируемые результаты:

    Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

    Метапредметные:

    ·         Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

    ·         Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

    ·         Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

    Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных.

    Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

    Задачи:

    • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
    • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
    • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

    Планируемые результаты:

    Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

    Метапредметные:

    • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
    • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
    • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

    Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

    Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 класс, в 2 ч., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

    Необходимое оборудование и материалы для урока:

    • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация
    • раздаточный материал для парной и индивидуальной работы Используемый ЦОР: 

    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=8

    Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

    • Как пишутся фамилии? (N 193863) Анимация
    • Отчество (N 193336) Текст с иллюстрациями
    • Есть ли среди девочек тёзки? (N 193404) Текст с иллюстрациями
    • Подпиши предметы (N 193724) Интерактивное задание
    • Каллиграфия (N 187609) Интерактивное задание

    Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

    • Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз. Часть 2. «Космос» 
       http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-75
    • Тест «Заглавная буква в именах собственных» (создан автором)
      Вариант I 
      http://www.anketer.ru/vote/aWQufncIxn/
      Вариант II http://www.anketer.ru/vote/YxyDDfotDJ/

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент. (Слайд 1)

    -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Анатольевна. Я работаю в МКОУ «Непрядвенская СОШ».  А с вами мы познакомимся чуть позже. Давайте мы улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем всем доброго урока.

    II. Постановка задач урока.

    - Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)

    Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

    Буква обычная выросла вдруг,
    Выросла выше всех букв – подруг.
    Смотрят с почтеньем на букву подруги,
    Но почему? За какие заслуги?
    Буква расти не сама захотела,
    Букве поручено важное дело.
    Ставится буква у строчки в начале,
    Чтобы начало все замечали.
    Имя, фамилия пишутся с нею,
    Чтобы заметней им быть и виднее.
    Чтобы звучали громко и гордо
    Имя твоё, имя улицы, города.
    Буква большая – совсем не пустяк!
    В букве большой уважения знак!

    А сейчас я вам раздам листочки, запишите на них свои имена. О чем нужно помнить? (Что имена пишутся с большой буквы). 

    Вот мы с вами и познакомились.

    Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 4)

    Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

    • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
    • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
    • узнать об истории возникновения фамилий и имён.

    III. Чистописание.

    - Найдите одинаковый звук в словах: Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)

    - Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

    - Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)

    - Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г.

    - На что похожа буква Г? (Слайд 5)

    - Послушайте весёлые стихи об этой букве.

    • Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
    • Не гусь, не галка буква Г, а цапля на одной ноге.
    • Букву на плече носил, на лугу траву косил. [1]

    - Из каких элементов состоит заглавная буква Г?

    - Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.(Начинаем написание с дополнительной строчки, опускаем вниз наклонную палочку с закруглением влево, как клюшка. Сверху по дополнительной строчке проводим с закругления длинную прямую палочку)

    - Прочитайте предложение. (Слайд 6)

    - Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

    Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

    - Что вы знаете об этом человеке? ( 12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.)

    - Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

    IV. Актуализация знаний. Словарная работа.

    - Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

    Я весь день ловлю жуков,
    Ем букашек, червяков.
    Зимовать не улетаю,
    Под карнизом обитаю. (Воробей.)

    Окраской - сероватая,
    Повадкой – вороватая,
    Крикунья хрипловатая,
    Известная персона.
    Кто она? (Ворона.)

    Вертится, 
    Стрекочет,
    Весь день хлопочет. (Сорока.)

    Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берёз,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос. (Медведь.)

    Рыжая хозяюшка
    Из лесу пришла,
    Всех кур пересчитала
    И с собой унесла. (Лисица.)

    У косого нет берлоги,
    Не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора. (Заяц.)

    Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 7)

    - На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

    - Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

    - Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает за доской.)

    Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 8)

    V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

    1. Проблемный вопрос . Коллективная работа (устно).

    - Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Ответы учащихся.)

    - Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля.) (Слайд 10)

    - Чем ещё различаются слова? (Значением.)

    - Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (На доске таблица про собственные и нарицательные сущ.)

    - Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

    2. Работа в парах.

    – На ваших столах лежат карточки (Приложение 1. Задание для парной работы). Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре. Один ученик - за компьютером. (Слайд 11. ЦОР «Подпиши предметы». N 193724)

    Примечание: чтобы данный ЦОР корректно работал, сначала необходимо нажать на кнопку «Обновить» в левом нижнем углу слайда, а выполнив задание, нажать на кнопку «Готово».

    -А теперь проверим. (Слайд 11)

    - У всех так? (Нет.) А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

    - Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

    (Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)

    3. Физминутка для глаз. (Слайд 12) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

    4. Аллея фамилий. (Слайд 13)

    Из истории русских фамилий.

    (Учитель показывает карточки с названиями фамилий)

    Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов. [2]

    Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин. (Слайд 14. ЦОР «Как пишутся фамилии?» N 193863)

    Кем был твой прадед на Руси, 
    Свою фамилию спроси. 
    Есть в каждом классе Кузнецов. 
    Кто прадед Кузнецова?
    Он был из рода кузнецов — 
    Отец отца отцова. 
    У Гончарова прадед знал
    Гончарный круг и глину.
    У Дегтярёва дёготь гнал,
    В дегтярне горбил спину.
    С пилою Пильщиков дружил,
    Мял Кожемякин кожи.
    В атаки Воинов ходил,
    Стрельцов сражался тоже.
    Звучат как музыка, как стих,
    Фамилии простые.
    Вглядись — и ты увидишь в них
    Историю России.

    - Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? (Предположения детей и учителя)

    5. Площадь имён. (Слайд 15)

    - Остановимся на площади имён. Какие же имена были раньше?

    (Имена учитель показывает на карточках)

    Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.

    Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

    Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.

    Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.

    - Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?

    В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.

    Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно к нам пришло? (Предположения учителя и учеников.)

    (Слайд 16, ЦОР «Есть ли среди девочек тёзки?» N 193404) (Работа по плакату, ответы на вопросы.)

    - Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

    - А теперь давайте выполним задание на тех листочках, где записаны ваши имена. Попробуйте образовать уменьшительно-ласкательные формы вашего имени. О чем нужно помнить? (Имена пишутся с большой буквы)

    - Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

    - Кто такие тёзки? Есть ли у нас в классе тёзки?

    - Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила? (Люда, Мила, Людмила)

    - Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».

    В первом классе восемь Тань –
    Это прямо наказанье!
    Ведь у них, куда не глянь,
    Всюду – Таня, Таня, Таня!
    Если скажут «Таня встань!»
    Встанут сразу восемь Тань.
    А ведь можно очень просто
    Разобраться в новичках…

    - А как вы думаете, как можно разобраться в новичках?

    6. Море отчеств. (Слайды 17-18. ЦОР «Отчество». N 193336)

    – Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)

    В чистом поле пыль поднимается,
    Илья Муромец, сын Иванович,
    Ко гнезду Соловьёву приближается…
    Как же звать героя по имени-отчеству? 
    (
    Илья Иванович Муромец)

    7. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 19)

    - Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

    Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

    - Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

    Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.

    8. Клички животных.

    - В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 20)

    - Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.

    кошка

     

     Шарик

    собака

     

     Мурка

    корова

     

     Сокол

    конь

     

     Зорька

    (Проверка по щелчку)

    9. Физкультминутка.

    - Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

    Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички? 

    VI. Проверка знаний, умений и навыков.

    - Вернуться домой мы сможем, если верно выполним тест (Приложение 1. Тест). Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус». Результаты выполненной работы проверим. (Слайд 21. Проверка по щелчку.)

    VII. Обобщение. (Слайд 22)

    - Какие слова относят к именам собственным?

    Имена собственные (схема):

    • имена
    • отчества
    • фамилии
    • клички животных
    • а о чем я забыла рассказать ,какие еще слова всегда пишутся с большой буквы?
    • названия городов, стран, улиц, рек

    - Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

    VIII. Итог урока. Рефлексия. 

     Учитель:

    • Наше путешествие подходит к концу.
    • Что интересного вы узнали об именах?
    • Чем запомнился сегодняшний урок?
    • Оцените свою работу: зеленый цвет – я со всеми заданиями справилась, желтый – были некоторые затруднения, красный – я не справилась со многими заданиями.

    Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

    1. Волина В. В. Праздник букваря: Книга для учителей и родителей. - М.: АСТ-пресс, 1995.
    2. Журжина Ш.В., Костромина Н.В.Дидактический материал по русскому языку: 2 кл. Пособие для учащихся четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1987.
    3. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика: Дидактические материалы. 2 класс. – М.: Рольф, 2000.
    4. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4классы / сост. Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
    5. Значение имён http://znachenie-fio.ru/znachenie_imeni
    6. Значение фамилий http://znachenie-fio.ru/znachenie_familii


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

    КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

    Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

    Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

    Урок русского языка 2 класс "Написание заглавной буквы в именах собственных"

    Структура урока строится на основе электронной презентации по сказке «Гуси - лебеди». Иллюстрациисказки демонстрируются на экране и позволяют провести постановку проблемы и организовать ход прак...

    Методическая разработка урока по русскому языку. Закрепление изученного материала по теме «Заглавная буква в именах собственных» во 2-ом классе

    Данный урок можно использовать при закреплении темы "Заглавная буква в именах собственных" во 2-ом классе...

    Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных"

    Сценарий открытого урока по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных" УМК "Школа России", 2 класс...

    открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний по теме Заглавная буква в именах собственных" 2 класс

    Представлен конспект урока по русскому языку с презентацией. Школа России...