Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тавченкова Ольга Николаевна

Данный материал может быть полезен учителям 2 классов, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn.karta_tv.i_myagk._sogl.doc108 КБ
Файл tverdye_i_myagkie_soglasnye.pptx994.97 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2 

МАОУ СОШ № 5

Тип урока: Урок рефлексии

            Тема:        Твердые и мягкие согласные звуки

Цсопоставлять гласные буквы в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого 

слова, писать каллиграфически правильным почерком, анализировать изученные

орфограммы

Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Планируемый результат

Предметные: 

  • определять и различать твердые  мягкие согласные
  • выделять и дифференцировать гласные 1  и 2 ряда
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных на письме
  • учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий
  • продолжать развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения, находить и графически обозначать изученные орфограммы

Личностные:

  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

Метапредметные: 

              определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Регулятивные УУД:

  • учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя
  • добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме
  • слушать и понимать речь других

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 УУД

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции.

5 мин.

Запись числа и классной работы с комментированием.

Какое сейчас время года?  (Осень)  Посмотрите, как красивы осенние листья! Как мы назовем такое явление природы? (Листопад)

На каждом листочке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как красивы эти листья.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.

2.Регулятивные: 

контроль, коррекция.

3.Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель:

выявление из предметной области необходимых компетенций

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

2.Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

3.Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие для согласования темы и цели урока

15 мин.

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Итак, составим с вами план нашей работы:

  1. слушать и различать твердые и мягкие согласные
  2. правильно обозначать на письме твердые и мягкие согласные звуки

Минутку чистописания мы с вами проводили, чтобы писать КРАСИВО.

А для чего нам нужно с вами уметь различать твердые и мягкие согласные? (чтобы писать ГРАМОТНО, БЕЗ ОШИБОК)

Регулятивные: целеполагание как поста-новка учебной задачи.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

5.  Реализация построенного проекта.

Цель:

25 мин.

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому  (1 столбик), те, в которых мягкий, отдадим Тиму (2 столбик) .

Слова: тетрадь, горох, заяц, коньки, петух, рисунок, сапог, пенал

Кто из вас ребята, догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.)

ФИЗМИНУТКА С ФИКСИКАМИ

 

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

1.Управление поведением партнера;

2.Умение выражать свои мысли.

6.  Обобщение затруднений во внешней речи

Цель:

Закрепить умения

30 мин.

“Найди ошибки”.Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)  Слайд. На карточках.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вали завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.). Синтаксический разбор предложения.

Познавательные УУД  Составлять алгоритм действия.  

Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1)проверить навык усвоения новых знаний

35 мин.

“Найди пару”

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. У вас на столах лежат карточки 3 уровневые, сложность задания определите по цвету карточек. Выбирая задание, думайте о возможностях товарища, разберите задание вместе, помогая друг другу. 

Карточка.. 1-уровень (зеленая). Составьте из слов предложение и подчеркните мягкие согласные:      

         Летят на веток листья с землю.

Карточка 2 – уровень (желтая). Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их.

Олень, слон ,суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.

Карточка – 3 уровень (фиолетовая). Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.                                

Взаимопроверка по эталону. Оценивание.

*можно найти слова, в которых мягкость согласных обозначена другим способом (ь): листья, олень, Катеньку, играть. Записать, обозначить орфограмму.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Регулятивные: прогнозирование;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

8.  Рефлексия.

Цели:

оценить результаты учебной деятельности

40 мин.

Ребята, вернемся к нашему плану. Все задачи, которые мы ставили перед собой, нам  удалось решить?

Молодцы!

А теперь подведем итоги нашего урока.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

Мягкость согласного звука на письме обозначается………..? (я, е, е, ю, и)

Твердость согласного звука на письме обозначается……………. (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

А что интересного мы можем с вами сказать о гласных я, е, ё, ю, я (2 звука могут обозначать).

д\з упр.92 (разобрать, записать в дневник), сл.сл. (по желанию).

Оцените свою работу на уроке и нарисуйте в тетради листочек нужного цвета (зеленый – все понял, желтый – надо еще потрудиться, красный – остались вопросы)

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

Регулятивные УУД

1).Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2).Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

 прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

19 октября Классная работа

Слайд 3

19 октября Классная работа

Слайд 5

Том [ т ] Тим [ т ’ ]

Слайд 6

Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки План работы:

Слайд 8

г о рох за я ц к о н ь ки с а по г т е тра дь п е тух р и сун о к п е нал

Слайд 9

На берозах стучат датлы . Серожа и Пета кормят индука . У Вали завали цвети. Луся лубит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 10

На бер ё зах стучат датлы . Серожа и Пета кормят индука . У Вали завали цвети. Луся лубит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 11

На бер ё зах стучат д я тлы. Серожа и Пета кормят индука . У Вали завали цвети. Луся лубит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 12

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пета кормят индука . У Вали завали цвети. Луся лубит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 13

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пет я кормят индука . У Вали завали цвети. Луся лубит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 14

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пет я кормят инд ю ка. У Вали завали цвети. Луся лубит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 15

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пет я кормят инд ю ка. У Вали зав я ли цвети. Луся лубит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 16

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пет я кормят инд ю ка. У Вали зав я ли цвет ы . Луся лубит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 17

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пет я кормят инд ю ка. У Вали зав я ли цвет ы . Л ю ся лубит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 18

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пет я кормят инд ю ка. У Вали зав я ли цвет ы . Л ю ся л ю бит вышни . Ката грела утуг .

Слайд 19

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пет я кормят инд ю ка. У Вали зав я ли цвет ы . Л ю ся л ю бит в и шни. Ката грела утуг .

Слайд 20

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пет я кормят инд ю ка. У Вали зав я ли цвет ы . Л ю ся л ю бит в и шни. Кат я грела утуг .

Слайд 21

На бер ё зах стучат д я тлы. Сер ё жа и Пет я кормят инд ю ка. У Вали зав я ли цвет ы . Л ю ся л ю бит в и шни. Кат я грела ут ю г.

Слайд 22

На бер ё зах стучат д я тлы.

Слайд 23

На бер ё зах стучат д я тлы.

Слайд 24

сущ. На бер ё зах стучат д я тлы.

Слайд 25

сущ. На бер ё зах стучат д я тлы.

Слайд 26

сущ. На бер ё зах стучат д я тлы. гл.

Слайд 27

сущ. На бер ё зах стучат д я тлы. гл.

Слайд 28

сущ. На бер ё зах стучат д я тлы. гл. ( Повеств ., невоскл .

Слайд 29

сущ. На бер ё зах стучат д я тлы. гл. ( Повеств ., невоскл .)

Слайд 30

Л ис т ья с в еток л е т ят на з ем л ю. о л е н ь, з има, п енал, р е б ята, в е с ело, з ем л я М н е ку п и л и куклу Ка т е н ьку. Я л юб л ю с н ей игра т ь.

Слайд 31

План работы:

Слайд 32

Вывод: Мягкость согласного звука на письме обозначается ………………….. Твёрдость согласного звука на письме обозначается …………………..

Слайд 33

С п а с и б о !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка обучения грамоте "Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р,р" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [р], [р’] и букве Р ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения.Задачи урокаДидактические:1.    Научит...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами...

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...

Технологическая карта урока русского языка «Гласные и согласные звуки» (УМК "Перспектива", 2 кл., 1ч.)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение сведений о различиях гласных и согласных звуков, выяснение роли гласных и согласных звуков в разли...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...

Технологическая карта урока русского языка «Функция мягкого знака» (1 класс), УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока: рефлексия.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о функции мягкого знака.Задачи урока:Дидактические:Формирование умения записывать слова, опираясь на их транскрипцию;Формирован...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...