1.1. Урок русского языка для анализа
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сабанова Наталья Архиповна

Урок русского языка в технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 3.

Тема: Безударные гласные в корне слова

Цель: формирование умения писать безударные гласные в корне слова с применением разных способов проверки слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать способы проверки безударных гласных в корне слова;

-уметь подбирать однокоренные слова;

- применять способы проверки безударных гласных в корне слова на письме

Метапредметные (формируемые УУД):

Регулятивные УУД (РУУД):

1)        удерживать учебную задачу на протяжении урока;

2)        уметь оценивать свою работу и работу одноклассников

Коммуникативные УУД (КУУД):

1)        формулировать собственное мнение;

2)        участвовать в учебном диалоге

Познавательные УУД (ПУУД):

  1. овладеть  новым способом решения новой задачи
  2. уменить сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

Ход урока:

1. Мотивационно-целевой этап

Здравствуйте, ребята. Меня зовут…..

Сегодня мы проведем с вами урок русского языка. Тему урока обсудим позже, выполнив следующее задание.

Рассмотрите запись на слайде. Что вы можете о ней рассказать?

Запись на слайде:

Выход на тему. Определение темы урока, постановка целей учащимися:

- Всё ли мы знаем о правописании безударных гласных в корне слова? (высказываются все желающие: всё; думаю, что не всё; наверное, не всё).

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (продолжение работы над темой «Безударные гласные в корне слова»).

- В течение урока вы все вместе будете заполнять на доске таблицу ЗХУ – «Знаю, хочу узнать, узнал».

- Вспомните и скажите, что вы знаете о безударных гласных? (это буквы а, о, е, и, я; они находятся в слабой позиции, их надо проверять).

Заполняется 1 часть таблицы ЗХУ по мере поступления ответов учащихся:

  • Это буквы а, о, е, и, я.
  • Они находятся в слабой позиции.
  • Их надо проверять.

- Подумайте и скажите, что вы хотели бы узнать о безударных гласных? (научиться проверять их).

Заполняется 2 часть таблицы ЗХУ по мере поступления ответов учащихся:

  • Научиться проверять слова с безударными гласными.
  • Научиться способам подбора проверочных слов.

- Итак, пользуясь таблицей, попробуйте определить цели урока. (научиться проверять слова с безударной гласной в корне слова; научиться подбирать проверочные слова).

- Вам осталось заполнить 3 часть таблицы, где напишете о том, что узнали на уроке. Для этого вам надо быть внимательными, активными, работать дружно, помогая друг другу.

2. Операционально-содержательный этап

- Отгадайте загадки, запишите отгадки. (запись слов в тетради; на доске - по желанию – кто-то напишет правильно, а кто-то может ошибиться)

  • Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова)
  • Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут ее…(лиса).
  • Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг друга не видят. (глаза)
  • По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет. (волна)

- В чем различие в написании слова плясать, написанные Таней и Мишей? (они написали слова по-разному; Таня написала неверно, а Миша написал правильно, с буквой и).

- Объясните, почему Маша ошиблась?

- Мы записали слова. Давайте исследуем их и определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании гласных в корне слова. (когда гласный звук слышится неясно; когда он находится в слабой позиции; когда есть выбор букв)

4. Анализ записанных слов. Вывод.

- Поставьте ударение в словах, выделите корень.

- Определите, в какой части слова написание расходится с произношением. (в корне)

- В какой позиции находятся гласные в корне слова? (в слабой)

- Каким образом можно превратить котенка (слабая позиция гласного звука) в льва (сильная позиция гласного звука)? (слабую позицию перевести в сильную)

- А теперь вернемся к 2 части таблицы и посмотрим, что мы хотим узнать? (научиться находить способ проверки написания безударных гласных в корне слова)

- Подумайте, обсудите с товарищем по парте и скажите, что нужно сделать, чтобы произношение и написание корня в этих словах совпадало. (подобрать проверочное слово)

- Сделайте вывод. (вывод: для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово так, чтобы на безударный гласный падало ударение)

- Что можно записать в таблицу?

Заполняется 3 часть таблицы ЗХУ:

  • Для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово так, чтобы на безударный гласный падало ударение.

- Прочитайте правило в учебнике на с.

Отметьте карандашом, используя пометки на полях: «v» - я это знал, «+» - новое для меня, «-» - я думал иначе, «?» - интересно, непонятно, нужно разобраться.

- Обменяемся мнениями. Озвучьте то, что вы знали раньше?

- Что явилось новым для вас?

- Кто думал иначе?

- Что показалось интересным?

- Есть ли что-то непонятное, в чем хотелось бы разобраться?

- Используя правило, самостоятельно запишите проверочные слова.

- Определите части речи у проверочных слов. (имена существительные)

- Каким образом подбирали проверочные слова? (способом «один-много»; «много-один», т.е. изменили число имени существительного)

Упражнение в подборе проверочных слов.  

- У вас на партах лежат карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Догадайтесь, что это за слова, вставьте пропущенные буквы.

На карточках написаны слова: м…сты, х…л…да, т…шина, ст…лы, к…сить.

- Выполните это задание: запишите слова в тетрадь, подберите к ним проверочные слова. Во время работы не забывайте о том, что вы записали в 3 части таблицы: для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово так, чтобы на безударный гласный падало ударение).

Запись в тетрадях: мосты – мост, мостик; холода – холод, холодный; тишина – тихо, тишь; столы – стол, столик; косить – косит, косы.

- Сделайте взаимопроверку, спросите у товарища, на какую орфограмму эти слова, оцените ответ. (на безударную гласную в корне слова)

- Посмотрите внимательно на проверочные слова и скажите, что интересного вы заметили?

- Чем отличаются эти слова? (отвечают на разные вопросы: что? какой? как?)

 - Давайте понаблюдаем, слова каких частей речи вы подобрали в качестве проверочных слов. (имена прилагательные; имена существительные, состоящие из одного корня; глагол; наречие; имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением)

 - Разделитесь на группы по желанию и составьте кластер на тему «Способы подбора проверочных слов».

Кластер «Способы подбора проверочных слов».

1. Способы подбора проверочных слов (в центре)

  1. подобрать имя существительное, состоящее из одного корня;
  2. подобрать имя прилагательное;
  3. подобрать глагол;
  4. подобрать наречие;
  5. подобрать имя существительное с уменьшительно-ласкательным значением;
  6. один - много;
  7. много - один.

- Покажите, что у вас получилось.

Все кластеры вывешиваются на доску, а затем представители от каждой группы озвучивают свою работу.

- Чей кластер вам понравился? Почему?

- Для чего мы составили кластер? (чтобы определить разнообразие способов проверки безударных гласных)

- Вернемся к таблице ЗХУ.

- Каким образом можно теперь ее дополнить? (способами, указанными в кластере)

Заполняется 3 часть таблицы ЗХУ:

  • Разные способы подбора проверочных слов.

Физическая пауза.

Закрепление.

- А сейчас усложним задачу - мы выполним задание «наоборот». Надо изменить слово так, чтобы гласный звук в слове нуждался в проверке:

Ходит, ловит, лес, спешка, флаг, час.

- Поставьте ударение, выделите безударные гласные, обозначьте корни.

- Найдите закономерность в написании корней в проверочных и проверяемых словах.

- Как пишутся корни в однокоренных родственных словах? (одинаково под ударением и без ударения)

- Вернемся к таблице ЗХУ.

- Какой вывод можно записать в третью колонку? (корни в однокоренных родственных словах пишутся одинаково под ударением и без ударения)

Заполняется 3 часть таблицы ЗХУ:

  • Корни в однокоренных родственных словах пишутся одинаково под ударением и без ударения.

- Прочитайте, что вам было известно о безударных гласных в корне слова.

- Что вы хотели узнать о безударных гласных?

- Озвучьте, что вы узнали?

- Сопоставьте записи во второй и третьей колонке, подумайте и ответьте, удалось ли нам на уроке узнать то, что хотели узнать?

- Как вы думаете, все ли способы подбора проверочных слов вы узнали?

- Что, если существуют и другие способы проверки безударных гласных в корне слова?

- А вы хотите узнать о других способах?

- Для чего надо знать способы проверки?

3. Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Спасибо за работу. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

хв о сты с и лач п и сьмо п о ляна Вставь пропущенные буквы:

Слайд 3

в я зать б е говая хр а брец ст а руха Вставь пропущенные буквы:

Слайд 4

св е тить ш е птать ж е лтеть л и зать Вставь пропущенные буквы:

Слайд 5

Ссылки на источники: http ://metodisty.ru/m/files/view/tehnologicheskii_priem_-volshebnaya_truba Технологический приём Е. А. Чулихиной «Волшебная труба» http://metodisty.ru/m/files/view/zhakulina_i-v-_tehnologicheskii_priem_-volshebnaya_truba-_dlya_MS_PowerPoint_-rus-yaz-_1-4_kl Жакулина И. В. технологический приём «Волшебная труба» для для MS PowerPoint (рус.яз., 1-4 кл.) http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/volshebnye_trubochki/277-1-0-16694 - волшебная трубочка http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/vremena_goda/shablony_prezentacij_osennie_motivy/523-1-0-33058 - фон http://www.playcast.ru/uploads/2014/08/25/9625393.png - листва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Урок русского языка "Фонетический анализ слова"

Цель:организовать деятельность уч-ся на уроке по закреплению правил фонетического разбора по алгоритму, учить выполнять фонетический анализ; способствовать закреплению знаний об омонимах;развивать свя...

Урок русского языка в 4 классе по УМК «Гармония» Тема: Дополнение памятки анализа глагола как части речи.

Обобщение знаний о глаголе как части речи, дополнение памятки анализа глагола....

Урок русского языка "Звуковой анализ слов"

Урок русского языка в 1 классе по программе "Гармония". Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Анализ учебника по русскому языку как иностранному "Жили-были". 28 уроков русского языка для начинающих

Статья представляет собой анализ учебного комплекса ( учебника, рабочей тетради, аудиоприложений к ним) коммуникативного курса русского языка для нефилологов....

презентация к открытому уроку русского языка "Синтаксический анализ предложения".

презентация к открытому уроку русского языка "Синтаксический анализ предложения"....