Анализ учебника по русскому языку как иностранному "Жили-были". 28 уроков русского языка для начинающих
статья по русскому языку на тему

Статья представляет собой анализ учебного комплекса ( учебника, рабочей тетради, аудиоприложений к ним) коммуникативного курса русского языка для нефилологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uchebnika_po_russkomu_yazyku_kak_inostrannomu.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

                         Анализ учебника по русскому языку

                           как иностранному «Жили-Были»

      За последние несколько лет созданы различные учебники по изучению русского языка как иностранного. Русский язык носит звание самого распространенного славянского языка в мире и самого распространенного языка в Европе по числу носителей, для которых он родной. Насчитывается около 260 миллионов русскоговорящих людей.

      Создание  пособий и методических комплексов связано с возросшим интересом к изучению русского языка, к богатству наследия русской культуры, с повышением торгово- экономических  и культурных  связей между странами.

      Знание русского языка дает возможность прочитать в оригинале великих русских классиков, проникнуться настроением музыкальных произведений знаменитых композиторов и познакомиться с гениальными постановками театров России. Сегодня язык Пушкина, Достоевского и Чехова набирает популярность, в том числе, благодаря русской культуре. Изучать русский язык, а тем более его преподавать иностранным студентам,  достаточно сложно. Перед преподавателем русского языка как иностранного всегда встает выбор учебника или учебного пособия с учетом родного языка студента, возрастной категории, количества часов, отводимых на предмет; страны, в которой проводится преподавание.

       Данная статья посвящена анализу учебного пособия, в состав которого входит

учебник "Жили-были..." 28 уроков русского языка для начинающих

13-е издание, Санкт-Петербург, издательство "Златоуст", 2015г.,152 с. Л.В. Авторы: Миллер, Л.В. Политова, И.Я. Рыбакова

Запись аудиоприложения произведена в студии ГТРК "Петербург, 5 канал"

1. Пособие представляет собой интенсивный коммуникативный курс русского языка для нефилологов. Комплекс состоит из учебника, рабочей тетради, аудиоприложений к ним, книги для преподавателя и грамматического справочника на нескольких языках (формат pdf).

Данный учебник предназначен для взрослых учащихся, состоит из двух частей (A1-A2). Первая часть (A1) рассчитана на 120-150 учебных часов. Рекомендуется для работы с преподавателем на интенсивных курсах русского языка в России и за рубежом, для подготовительных отделений российских вузов, для кружков при культурных центрах и народных университетов.

2. Учебник ориентирован на коммуникативный аспект в обучении РКИ; обучение построено на использовании грамматических и лексических средств при решении коммуникативных задач. Речевое действие является единицей обучения и организует учебный материал. Задействованы все четыре вида речевой деятельности: чтение, слушание, говорение и письмо. Грамматический минимум тесно связан с набором речевых действий.  По мере освоения правил общения из ситуаций, которые представлены в учебнике, студент может самостоятельно использовать необходимые речевые действия для решения коммуникативных задач, возникающих в жизни. Это ориентирует учащегося на овладение определенными дискурсивными практиками, в том числе культурно-специфическими.

Все речевые действия оказываются «вписанными» в определенные ситуации, что позволяет сформировать коммуникативные (дискурсивные) компетенции.

3. Системная организация материала.

 Учебник не является национально ориентированным и упражнения в нем рассчитаны на некоего условного потребителя.

На каждом занятии  соблюдается следующая схема подачи языкового материала: новое слово, словосочетание или грамматическая модель, учащийся сначала должен услышать (для этого произносится образец), потом увидеть (пишется на доске), затем повторить и написать.

Структура уроков единообразна, наличие стабильных коммуникативных блоков позволяет неявно заложить определенные алгоритмы восприятия и усвоения.

Каждый урок включает в себя:

- Речевой этикет.

- Презентативно- изъяснительную часть, формирование грамматических навыков.

- Текст с предтекстовым словарем.

- Послетекстовые задания.

- Комплекс упражнений.

- Игровые задания.

- Тексты-шутки.

В рабочей тетради представлены тренировочные упражнения, упражнения для домашнего задания и материалы для промежуточного контроля.

В конце учебника помещен словарь, который помогает учащимся определить принадлежность языковых единиц к конкретному тематическому блоку ( уроку).

Учебник содержит иллюстрации, цель которых - максимально свести восприятие учебного материала в двухкомпонентной системе: предмет/ ситуация- его/ ее выражение средствами русского языка ( исключая третий компонент-перевод на родной язык).

Языковой и речевой материал преподносится концентрически и завершается обобщающим уроком, материал которого может использоваться и как справочная информация.

Кроме использования рабочей тетради с грамматическими и практическими заданиями, необходимо привлечение дополнительного материала,

направленного на формирование коммуникативной компетенции, отработки грамматики и освоения лингвокультурного компонента.

4,5 Лингводидактическое содержание учебника.

Методическая концепция учебника основана на сознательно-практическом методе преподавания русского языка как иностранного.

Цель обучения - формирование и дальнейшее развитие навыков и умений адекватного общения на русском языке.

Формулировка заданий дается с помощью того или иного речевого образца. Их разнообразие позволяет учащимся общаться в рамках темы, заданной уроком.

Отбор языкового материала производится с учетом частотности и универсальности языковых единиц.

Обучение лексике и грамматике на синтаксической основе.

Ситуативно-тематическая подача языкового и речевого материала.

Концентрическое расположение языкового материала.

6. Построение учебного материала реализовано в соответствии с методическими принципами:

Принцип коммуникативности.

Принцип учета родного языка учащихся.

Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.

Принцип ситуативно-тематической организации обучения.

Принцип устного опережения (или устной основы обучения) предполагает:

а) устное введение и закрепление учебного материала;

б) наличие речевой практики, протекающей в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения.

 В данной методике рекомендуется взаимодействие устной и письменной коммуникаций в процессе занятий, что не исключает наличия устного опережения на стадии введения материала и его первичного закрепления и активизации.

7. Лингвострановедческое содержание представлено формулами речевого этикета, разговорными выражениями, пословицами и поговорками, прозаическими и поэтическими текстами различных жанров (русская народная сказка " Три медведя", рассказы А.П. Чехова...); знакомством с историей России, ее народом, историей и культурой; репродукциями картин, фотографий, рисунков в юмористическом стиле. Иллюстрации и фотографии выполнены в черно-белом варианте, наличие цветных репродукций больше способствовало бы мотивации студентов при изучении русского языка.

Освоение письменных букв можно так же рассматривать как страноведческий компонент обучения письму.

8. В учебнике используются учебные и адаптированные аутентичные тексты. Запись текстов и упражнений для аудирования производилась в студии ГТРК "Петербург. 5 канал" профессиональными дикторами, что дает возможность студентам слышать живой литературный язык, " образцовое чтение".

9. Материал учебника выстроен в соответствии с дидактическими принципами: научности, систематичности и последовательности, активности, сознательности, наглядности и доступности, принцип межкультурного взаимодействия.

10. Данный учебник позволяет реализовывать :

общеобразовательную цель

 (формирование у учащихся языковых и страноведческих знаний; общеучебных навыков и умений работать с книгой и словарем; излагать свои мысли в письменной и устной формах)

воспитательную цель

(формирование у иностранных учащихся положительного отношения к России, ее истории, культуре, народу; мотивов для изучения русского языка; взглядов, убеждений, норм поведения)

11. Анализ учебника по русскому языку показал, что данное учебное пособие отвечает требованиям коммуникативности, обладает достаточным количеством предлагаемых для овладения учебных действий и системой упражнений, необходимой для реализации целей обучения.

В данном учебном пособии преподавателю самому дается возможность расширять и дополнять грамматические темы упражнениями и игровыми заданиями, не ограничиваясь методическим пособием. В совершенствовании  и дополнении нуждаются чисто грамматические уроки, т.к. в данном учебнике коммуникативная направленность обучения определяет тот факт, что грамматике отводится "сопроводительная роль".

      В учебнике широко и разнообразно представлена культуроведческая информация, отражающая факты культуры изучаемого языка, однако недостаточно разработана система заданий, обеспечивающая развитие у иностранных учащихся умений межкультурной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка в 3 классе УМК «Английский язык. Brilliant » ав. Ларионова И.В., Комарова Ю.И.

Тема урока "Профессии."  Урок разработан по требованиями ФГОС  для 3 класса. Урок составлен на основе авторской программе  и основное внимание уделяется на формирование УУД. (Личностные...

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...

"Развитие слогового анализа и синтеза у детей с ОВЗ на уроках русского языка и во внеурочной деятельности".

Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо), избежал многих ошибок, следует обучить его слоговому и звуковому анализу и синтезу....

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны

Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школеучителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.ТомскаВойцеховской Любови Валерьевны...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА английского языка в 4 классе Учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Л.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  английского языка в 4 классе Учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Л.В....

План-конспект урока английского языка в 3 классе УМК «Английский язык. Brilliant » ав. Ларионова И.В., Комарова Ю.И.

Тема урока:Профессии.Цель:Введение новой лексики по теме «Профессии», актуализация грамматических навыков, научить вести диалог-расспрос о будущей профессии, обучение неподготовленной моно...