Окончание как часть слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Шаповалова Юлия Леонидовна

Цели урока: 1. Формирование представлений об окончании. 2. Научить выделять окончания, образовывать другие формы слова, связывать слова в словосочетаниях и предложениях. 3. Способствовать привитию интереса к познанию нового. Развивать речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx17.24 КБ
Файл tema_uroka.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Окончание – изменяемая часть слова.

Цели урока:

1.  Формирование представлений об окончании.

2.  Научить выделять окончания, образовывать другие формы слова,

связывать слова в словосочетаниях и предложениях.

3.  Способствовать привитию интереса к познанию нового. Развивать

речь учащихся.

4.  Воспитывать любовь к предмету, уважение к друг другу.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться , а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Актуализация знаний.

- Тогда за работу. Открыли тетради, записали число, классная работа.

- Давайте найдем слово, с которым мы будем работать.

Чистописание.

  1. Загадка.

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Это к нам пришла …… (зима)

- Какое время года приходит на смену осени?

-Какие изменения в природе происходят с приходом зимы?

2. Минутка чистописания.

ма ме му мы

зима

Учитель открывает слово ОКОНЧАНИЕ.

- Я вам предлагаю записать мое слово окончание. ( Дети записывают)

III. Изучение нового материала.

а) Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой,

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

б) Есть на дереве дворец,

Во дворце сидит…. (Скворец)

в) Тук да тук, тук да тук -

Слышео из лесочка.

Кто там, кто там мастерит,

Но без молоточка?

(Дятел)

- Кто это?

- С наступлением холодов птицам становится труднее выживать.

- Некоторые птицы осенью улетают в теплые края.

- Кто знает, какие птицы осенью улетают на юг? Назовите.

2) Подведение к теме.

-Сколько предметов обозначают эти слова? (один)

- Слова употреблены в ед. числе.

- Измените слова так, чтобы они обозначали не один предмет,

а несколько. Поставьте их во мн. число.

Снегирь снегири

скворец скворцы

дятел дятлы

- Как изменилось написание слов во 2 столбике? Что вы замели?

(После согласной на конце слова добавилась гласная.)

- Обведите эту гласную в рамочку.

3) - Измените эти слова 1 столбика так, чтобы правильно употребить их в данном предложении:

Мы увидели ……… . ( Снегиря, скворца, дятла.)

- Запишите их в 3 столбик.

-Как мы изменили слова, чтобы предложения были правильными? (Изменили последнюю букву.)

- Выделите последние буквы словах 3-го столбика в рамочку.

- Как вы понимаете, что такое окончание?

1) – Давайте выясним, что такое окончание.

( слово ДОЖДИК )

- Давайте мы изменим по вопросам слово ДОЖДИК.

есть что? ДОЖДИК

нет чего? ДОЖДИКА

рад чему? ДОЖДИКУ

вижу что? ДОЖДИК

доволен чем? ДОЖДИКОМ

думаю о чем? О ДОЖДИКЕ

- Давайте в этом слове выделим окончание. (Показываю, как выделяется окончание)

- Изменилось окончание? Значит окончание – это? (часть слова, изменяемая часть слова)

- Для чего нужны окончания? (образуют формы слов)

Как выделить окончания в словах?

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

ФИЗМИНУТКА

5) Работа над предложением.

Верещунья, белобока,

А зовут её ……. (Сорока.)

- Поставьте ударение, выделите орфограмму.

- Измените слово по образцу и выделите окончания .

(сорока сороки сороку)

4) Составьте предложения со словом сорока из 1 ст. (2 ст., 3 ст.).

На дерево села сорока.

На дереве сидят сороки.

Мы увидели на дереве сороку.

- Можно употребить слово сорока во всех предложения, не изменив окончание?

- Почему меняется окончание в словах? (Для связи слов в предложении.)

IV. Подведение итогов:

- Что же мы исследовали сегодня на уроке?

-Какую работу выполняют окончания?

Какую работу выполняют окончания?

1.  Образуют другие….

2.  Связывают слова в ….

- Образуют другие формы слова.

- Связывают слова в предложенияхсловосочетаниях.

Вывод:

Какую работу выполняют окончания?

1.  Образуют другие формы слова

2.  Связывают слова в словосочетаниях и предложениях

-Верно. Мы с вами завтра продолжим эту тему.

V. Домашнее задание. 



Предварительный просмотр:

Тема урока: Окончание как  часть слова.

Цели урока:

1.  Формирование представлений об окончании.

2.  Научить выделять окончания, образовывать другие формы слова,

связывать слова в словосочетаниях и предложениях.

3.  Способствовать привитию интереса к познанию нового. Развивать

речь учащихся.

4.  Воспитывать любовь к предмету, уважение к друг другу.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться , а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Актуализация знаний.

- Тогда за работу. Открыли тетради, записали число, классная работа.

- Давайте найдем слово, с которым мы будем работать.

Чистописание.

  1. Загадка.

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Это к нам пришла …… (зима)

- Какое время года приходит на смену осени?

-Какие изменения в природе происходят с приходом зимы?

2. Минутка чистописания.

ма ме му мы

зима

Учитель открывает слово ОКОНЧАНИЕ.

- Я вам предлагаю записать мое слово окончание. ( Дети записывают)

III. Изучение нового материала.

а) Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой,

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

б) Есть на дереве дворец,

Во дворце сидит…. (Скворец)

в) Тук да тук, тук да тук -

Слышео из лесочка.

Кто там, кто там мастерит,

Но без молоточка?

(Дятел)

- Кто это?

- С наступлением холодов птицам становится труднее выживать.

- Некоторые птицы осенью улетают в теплые края.

- Кто знает, какие птицы осенью улетают на юг? Назовите.

2) Подведение к теме.

-Сколько предметов обозначают эти слова? (один)

- Слова употреблены в ед. числе.

- Измените слова так, чтобы они обозначали не один предмет,

а несколько. Поставьте их во мн. число.

Снегирь снегири

скворец скворцы

дятел дятлы

- Как изменилось написание слов во 2 столбике? Что вы замели?

(После согласной на конце слова добавилась гласная.)

- Обведите эту гласную в рамочку.

3) - Измените эти слова 1 столбика так, чтобы правильно употребить их в данном предложении:

Мы увидели ……… . ( Снегиря, скворца, дятла.)

- Запишите их в 3 столбик.

-Как мы изменили слова, чтобы предложения были правильными? (Изменили последнюю букву.)

- Выделите последние буквы словах 3-го столбика в рамочку.

- Как вы понимаете, что такое окончание?

1) – Давайте выясним, что такое окончание.

( слово ДОЖДИК )

- Давайте мы изменим по вопросам слово ДОЖДИК.

есть что? ДОЖДИК

нет чего? ДОЖДИКА

рад чему? ДОЖДИКУ

вижу что? ДОЖДИК

доволен чем? ДОЖДИКОМ

думаю о чем? О ДОЖДИКЕ

- Давайте в этом слове выделим окончание. (Показываю, как выделяется окончание)

- Изменилось окончание? Значит окончание – это? (часть слова, изменяемая часть слова)

- Для чего нужны окончания? (образуют формы слов)

Как выделить окончания в словах?

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

ФИЗМИНУТКА

5) Работа над предложением.

Верещунья, белобока,

А зовут её ……. (Сорока.)

- Поставьте ударение, выделите орфограмму.

- Измените слово по образцу и выделите окончания .

(сорока сороки сороку)

4) Составьте предложения со словом сорока из 1 ст. (2 ст., 3 ст.).

На дерево села сорока.

На дереве сидят сороки.

Мы увидели на дереве сороку.

- Можно употребить слово сорока во всех предложения, не изменив окончание?

- Почему меняется окончание в словах? (Для связи слов в предложении.)

IV. Подведение итогов:

- Что же мы исследовали сегодня на уроке?

-Какую работу выполняют окончания?

Какую работу выполняют окончания?

1.  Образуют другие….

2.  Связывают слова в ….

- Образуют другие формы слова.

- Связывают слова в предложенияхсловосочетаниях.

Вывод:

Какую работу выполняют окончания?

1.  Образуют другие формы слова

2.  Связывают слова в словосочетаниях и предложениях

-Верно. Мы с вами завтра продолжим эту тему.

V. Домашнее задание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка . Тема:"Работа окончаний у слов, называющих действия в прошедшем времени"

Урок русского языка по системе развивающего обучения. Программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Дополнительный материал подобран с учётом особенностей мышления ивосприятия учеников. На уроке происходи...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока: "Окончание. Основа слова". УМК "Школа 2100"

Урок изучения нового материала. Цель: дать представление об окончании и основе слова. Задачи:Предметные:- формировать у учащихся умения находить окончание и основу слова;- закрепить и систем...

Задания практико-ориетированные для отработки навыка нахождения окончания в словах и понятия "форма слова"

Задания практико-ориетированные для отработки навыка нахождения окончания в словах и понятия "форма слова". 2-3 класс. Русский язык.Практико-ориентированные задания по математике для отработ...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...

Конспект урока русского языка 3 класс "Школа России" по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание? Как найти кончание в слове?"  УМК "Школа России"...

Лингвистические задачи. Формы слова. Окончание. Неизменяемые слова

Лингвистические задачиФормы слова. Окончание. Неизменяемые слова1.Девочка Аня нашла и выписала все слова, которые имеют окончания. Верно ли утверждение, что Аня правильно выписала все эти слова? Все л...