Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема "Написание сходных в звучании слов".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Голубева Ольга Викторовна

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"

Цель: знакомство с написанием слов сходных по звучанию.

Задачи:

- формировать умение писать заглавную букву в именах собственных, различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

-совершенствовать умение оформлять предложение на письме.

-развивать речь детей

-воспитывать умение общаться в коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: Русский язык.

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний

Программа: ОС «Школа 2100»

Тема урока: Написание сходных в звучании слов.

Цель: знакомство с написанием слов сходных по звучанию.

Задачи:

- формировать умение писать заглавную букву в именах собственных, различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

-совершенствовать умение оформлять предложение на письме.

-развивать речь детей

-воспитывать умение общаться в коллективе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируем УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность; организовывать планирование учебной деятельности на уроке.

  1. Актуализация знаний.

А)Итак,  русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Коррекция настроения.

- Погладьте себя по голове

- Обнимите себя

- Улыбнитесь друг другу

-Повернитесь к гостям, подарите им улыбку

-А теперь подарите улыбку мне.

Надеюсь, ваше настроение улучшилось? Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

Б) Прочитайте девиз нашего урока:

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»

Значит, мы сегодня открываем что-то новое.

Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Вывешиваю карточки – условные знаки.

В) Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Подготовим руку для красивого письма.

Пальчиковая гимнастика.

-Проведём минутку чистописания. Написание какой буквы мы вспомним сегодня, вы должны угадать. Послушайте стихотворение.

Дрожу от страха до сих пор!-

Воскликнуло полено:-

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

-О какой букве говорится в стихотворении?

-Какие звуки обозначает эта буква? Дайте характеристику этим звукам.

Показываю написание буквы Р,р.

Показываю написание сочетания оро.

А) Отгадывание загадок.

-Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки в тетрадь в столбик, поставьте ударение, подчеркните опасные места.

-Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

(вывешиваю рисунок петуха)

-Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

(вывешиваю рисунок сороки)

-Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

(вывешиваю рисунок воробья)

-Носит серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар-кар! Кар-кар!»

(вывешиваю рисунок вороны)

-Что общего в написанных словах?

-Какое слово можно назвать «лишним»? Почему?

-Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

-Проверьте, правильно ли вы написали словарные слова?

Вывешиваю карточки со словами.

Б) Образование имён собственных.

-Образуйте от данных слов фамилии и напишите их рядом через тире.

-Как написали образованные слова? Почему?

-Какие ещё имена собственные вы знаете?

Приветствуют учителя, гостей, друг друга.

Называют этапы работы.

-Определяем основной вопрос урока

- Открываем новые знания

- Применяем новые знания

-О букве Р.

-Звук [р] – согласный, звонкий, твёрдый, непарный.

-Звук[р,] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.

Пишут заглавную и строчную буквы по полстрочки.

Пишут строчку сочетания оро.

Пишут слова, ставят ударение, подчёркивают опасные места.

Петух.

Сорока.

Воробей.

Ворона.

-Названия птиц, словарные слова.

-Петух, это домашняя птица, безударная гласная буква е.

-Слова- названия предметов, отвечают на вопрос кто?

Самопроверка.

Фронтальная работа: образуют слова, записывают самостоятельно в тетрадь.

Петухов

Сорокин

Воробьёв

Воронин

-С большой буквы, т.к. фамилии – это имена собственные, а имена собственные пишутся с большой буквы.

-Имена, отчества людей, географические названия, клички животных)

Личностные УУД:

развитие умения выражать свои эмоции

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу, проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике (условные знаки)

Познавательные УУД:

Обобщать и классифицировать по признакам

  1. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)

Цель: организовывать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Запись предложение под диктовку.

-Запишите предложение

У меня есть шарик.

Просматриваю предложения, написанные учениками, и предлагает двум ученикам выйти с разным написанием слова шарик.

-Никита, почему ты записал слово шарик с маленькой буквы?

-Кто записал так же, как Никита?

-Настя, почему ты записала слово Шарик с большой буквы?

-Кто записал так же, как Настя?

-Чем похожи слова?

- А как мы их записали?

-Как же можно написать одинаковые по звучанию слова?

-Какой возникает вопрос?

Дети пишут под диктовку предложение.

Вызванные ученики записывают на доске.

-Я думал о воздушном шарике.

Поднимают руки те, кто записал так же, как Никита.

-Я думала, что Шарик – кличка собаки.

Поднимают руки те, кто записал так же, как Настя.

-Одинаково звучат.

- По-разному: одно слово с большой буквы, а другое с маленькой.

-По-разному.

-Как узнать, когда нужно писать заглавную букву, а когда маленькую букву?

Или

Как выбрать правильное написание?

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

  1. Формулирование темы, целей урока.

Цель: организовать формулировку темы и цели урока.

-Какая будет тема сегодня?

-Какую цель поставим?

-Написание сходных в звучании слов.

-Научиться различать и объяснять написание большой и маленькой буквы в словах, которые одинаково звучат.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

  1. «Открытие» нового знания.

Цель: организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

-Какой наш следующий шаг?

-В русском языке часто встречаются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Вывешиваю картинки с написанными словами: орёл и Орёл, тигр и Тигр, лев и Лев.

-Объясните, с какой буквы написаны слова? Почему?

-Ребята, как вы думаете, во время письма вы должны действовать по догадке или нужно рассуждать?

-Я вам предлагаю поработать в группе и составить алгоритм рассуждения. Но сначала повторим правила работы в группе.

Фронтальная проверка. Алгоритм вывешиваю на доске.

- Открытие нового знания.

Объясняют, с какой буквы написаны слова и почему.

орёл- название птицы

Орёл – название города

тигр – название животного

Тигр – название реки

Лев – мужское имя

лев – название животного

-Рассуждать.

Правила работы в группе.

-говори вежливо, называй собеседника по имени

-говори чётко, понятно

-если не понял, переспроси

-не перебивай собеседника

-внимательно слушай

Дети  работают в группе.

  1. Прочитай предложение внимательно.
  2. Представь, о чём в нём говорится.
  3. Если слово имя собственное – пиши с большой буквы.
  4. Если слово имя нарицательное – пиши с маленькой буквы.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы в иллюстрации, используя свой жизненный опыт; делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение

Физкультминутка.

Если называю имя собственное – приседаете, если нарицательное – хлопок в ладоши.

Елена, цветок, Волгоград, пальма, Тузик, Максим, река, озеро, Волга, Кокшага, продавец, Йошкар-Ола.

  1. Применение нового знания.

Цель: организовать применения нового знания, выполнение самостоятельной работы, самооценку по алгоритму.

-Какой наш следующий шаг?

Самостоятельная работа на карточках, двое учеников работают у доски.

-У каждого из вас карточка с заданием. Прочитайте. Выполните его в тетрадь.

Проверка работы у доски.

-Какое слово помогло выбрать заглавную или маленькую букву?

-Дайте самооценку своей работы

 (по алгоритму самооценки)

-Ребята, а кто из вас допустил ошибки)

-Какой совет мы дадим тем, кто ошибки допустил?

-Применяем новое знание.

Вариант 1.Спиши предложения, вставляя вместо точек слово из скобок.

В моём саду расцвела красивая … (роза, Роза).У … (серёжки, Серёжки) новый футбольный мяч.

Вариант 2.

Спиши предложения, вставляя вместо точек слово из скобок.

Летом у нас гостила тётя … (роза, Роза). Весной на берёзе распустились … (серёжки, Серёжки).

Дети, которые работали у доски, выполняют самооценку вслух, остальные в тетради.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других: работать в паре

Регулятивные УУД:

Находить и исправлять ошибки самостоятельно; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Гимнастика для глаз.

Творческая работа в парах.

Выполняют Упр.158.

-Прочитайте слова, которые даны в этом упражнении.

-Выберите одну пару слов, составьте с ними 2 предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено слово. Запишите эти предложения в тетрадь.

Проверка.

Работа в парах: составляют предложения, записывают в тетрадь.

Одна пара читает предложения, остальные слушают и определяют, с какой буквы пишется слово.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию собственной деятельности.

-Какой был основной вопрос урока?

-Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова?

-Давайте вернёмся к нашим предложениям о шарике. Перестройте предложения так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

-Теперь послушайте предложения и выберите то, каким был для вас этот урок.

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-то чуть-чуть неясно

Ещё придётся потрудиться

Да, трудно всё-таки учиться!

Оценки за урок.

-Как узнать, когда нужно писать заглавную букву, а когда маленькую букву?

Или

Как выбрать правильное написание?

-Предложение, из которого будет понятно значение слова.

Дети добавляют в предложения слова.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

Когда учитель читает второй раз, дети поднимают руки, с каким предложением они согласны.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД:

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

  1. Домашнее задание.

-Используя три любые пары слов из упр.158 составьте и запишите по два предложения.

Слушают задание.

Коммуникативные УУД.

Слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм». УМК " системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм...