Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._po_rus._yaz.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « АлександровскаяСОШ»

Рассмотрена на заседании                                                

Методического объединения

_____________________2016г.

Принята на заседании                                                                                                                                 Утверждена приказом

Педагогического совета                                                                                                                            № 158 от 23 августа 2016г.

Протокол № 1                                                                                                                                            Директор школы: Марков Н.И.

От 22августа 2016г.                                                                                                                                  __________________________

                                                                     Рабочая программа

по русскому языку

для   4 класса

Составитель: Собина Л.А. , учитель первой категории

МБОУ « Александровская СО»" Можгинского района

                                                                           2016-2017 учебный год

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( утвержден приказом  МОиН РФ№373  06.10.2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе  авторской программы для общеобразовательных учреждений В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Обеспечена:

1. Учебник «Русский язык» 4класс авторы: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий.   Москва,  «Просвещение», 2013 г.  1, 2 часть

2. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2014 г.  1, 2 часть        

               

РАЗДЕЛ 1.  Планируемые результаты  освоения учебного предмета

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

•        становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

•        принятие и освоение социальной роли обучающегос, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

•        осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

•        восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

•        понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

•        развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•        осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•        уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

•        понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

•        развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

•        развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

•        развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

•        развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

•        установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

•        принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

•        планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•        выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

•        выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

•        адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

•        понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

•        уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

•        записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

•        ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

•        использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

•        овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

•        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

•        осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

•        уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

•        ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

•        понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

•        строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•        признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

•        стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•        уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

•        строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•        активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

•        применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

•        первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

•        осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

•        представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

•        позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

•        понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

•        овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

•        приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

•        освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

•        овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

•        овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучае¬мого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•        осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•        практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

•        выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•        овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

•        оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

•        практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

•        овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

•        пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

•        письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъяленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•        сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

•        составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

•        письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

•        проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

•        пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

•        различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

•        создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

•        анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

•        оформлять результаты исследовательской работы;

•        редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

•        произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

•        характеризовать звуки русского языка: гласные ударные безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

•        соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

•        пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

•        различать звуки и буквы;

•        классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

•        знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

•        пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

•        выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•        осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•        выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

•        определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

•        распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

•        подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

•        понимать этимологию мотивированных слов-названий;

•        выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•        подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•        находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

•        пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

•        подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•        иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

•        работать с разными словарями;

•        приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

•        различать изменяемые и неизменяемые слова;

•        различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

•        находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

•        находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•        узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•        сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•        соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

•        понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

•        образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

•        понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

•        узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

•        разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

•        подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

•        определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

•        распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

•        пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

•        выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

•        определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

•        определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

•        определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

•        распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

•        определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

•        иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

•        различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

•        понимать роль союзов и частицы не в речи;

•        подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

•        сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

•        различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

•        склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

•        различать родовые и личные окончания глагола;

•        наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

•        проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•        находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

•        находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

•        различать предложение, словосочетание и слово;

•        устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•        составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

•        устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

•        соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•        классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

•        выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

•        находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

•        распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

•        составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бес¬

союзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

•        находить в предложении обращение;

•        выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

                             

РАЗДЕЛ 2. Содержание учебного предмета

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи ( 136ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (32 ч)

   Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение (12 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

       Слово и его лексическое значение (8 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

      Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

     Состав слова (3 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи (94ч)

Имя существительное (32 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (23 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.                            

Глагол (32 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

       Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного (10ч)

       Чистописание

   Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

   Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

                 

РАЗДЕЛ 3.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Контрольные

диктанты

Проверочные

работы

Изложения

Сочинения

Проекты

1.

Наша речь и наш язык

2

2.

Текст.

3

1

3.

Предложение и словосочетание.

6

1

4.

Однородные члены предложения

5

1

1

5.

Простые и сложные предложения

5

1

6.

Лексическое значение слова

6

1

7

Правописание частей слова.

5

1

8

Части речи.

7

 1

 

 1

9

Имя существительное

41

2

2

2

1

10

Имя прилагательное

31

1

1

2

4

11

Местоимение

9

1

 

1.

12

Глагол

32

 1

1

3

1

1

13

Повторение

18

1

1

1

ИТОГО:

 

170

9

4

9

10

3

РАЗДЕЛ 4 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

        Тема урока        

Количество часов

НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (2 Ч)

1

1

Знакомство с учебником "Русский язык"

1

2

Язык и речь. Формулы вежливости

ТЕКСТ ( 3 ч.)

1

3

Текст и его план

1

4

Обучающее изложение "Первая вахта"

1

5

Типы текстов. Проверочная работа

1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (6 ч)

6

Предложение как единица речи

1

7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

8

Диалог.  Обращение

1

9

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

1

10

Контрольный диктант по теме "Повторение"

1

11

Словосочетание. Распространенные и нераспространенные предложения

1

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(5ч)

12

Однородные члены предложения (общее понятие)

1

13

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

15

Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень.

1

16

Наши проекты "Знаки препинания"

1

Простые и сложные предложения(5ч)

17

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

1

18

Сложное предложение и предложения с однородным членами

1

19

Обучающее предложение по составленному плану

1

20

Контрольный диктант по теме "Предложение"

1

21

Работа над ошибками , допущенными в диктанте. Слово и его лексическое значение

1

Лексическое значение слова(6ч)

22

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

23

Синонимы, антонимы, омонимы

1

24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексичесих группах слов

1

25

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

26

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

27

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Проверочная работа

1

Правописание частей слова.(5ч)

28

Правописание гласных и согласных в корнях слова

1

29

Правописание гласных и согласных в корнях слова

1

30

Правописание приставок и суффиксов

1

31

Разделительный твердый и мягкий знаки

1

32

Обучающее изложение по деформированию текста

1

Части речи(7ч)

33

Анализ изложения.Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

34

Склонение имен существительных и имен прилагательных

1

35

Имя числительное. Глагол

1

36

Наречие как часть речи

1

37

Правописание наречий

1

38

Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова "Иван Царевич на Сером волке"

1

39

Контрольный диктант по теме "Части речи"

1

Имя существительное(41ч)

40

Падежи имен существительных

1

41

Неодушевленные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах

1

42

Одушевленные имена существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

1

43

Имена существительные в творительном и предложном падежах

1

44

 Повторение о падежах. Несклоняемые имена существительные

1

45

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных

1

46

Имена существительные 1-го склонения

1

47

Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"

1

48

2-е склонение имен существительных

1

49

2-е склонение имен существительных

1

50

3-е склонение имен существительных

1

51

3-е склонение имен существительных

1

52

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

1

53

Обучающее изложение "Смелый поползень"

1

54

Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа

1

55

Именительный и винительный падежи

1

56

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже

1

57

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

1

58

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

1

59

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1

60

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1

61

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1

62

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1

63

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

1

64

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

1

65

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

66

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

67

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

68

Сочинение по картине В.А.Тропинина  "Кружевница"

1

69

Контрольный диктант "Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе"

1

70

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

71

Склонение имен существительных во множественном числе

1

72

Именительный падеж имен существительных множественного числа

1

73

Родительный  падеж имен существительных множественного числа

1

74

Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа

1

75

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа

1

76

Обучающее изложение "Друзья"

1

77

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе

1

78

Контрольный диктант за первое полугодие

1

79

Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа

1

80

Наши проекты "Склонение имен существительных во множественном числе"

1

Имя прилагательное(31ч)

1

81

Имя прилагательное как часть речи

82

Род и число имен прилагательных

1

83

Описание игрушки

1

84

Склонение имен прилагательных

1

85

Сочинение на тему "Чем мне запомнилась картина В.А.Серова "Мика Морозов"

1

86

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

87

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном  падеже

1

88

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1

89

Правописание окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1

90

 Правописание окончаний имен прилагательных в именительном, винительном, родительном падеже

1

91

Правописание окончаний имен прилагательных среднего рода в творительном и предложном падежах

1

92

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

93

Выборочное изложение описательного текста

1

94

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

95

Склонение имен прилагательных женского рода

1

96

Именительные и винительные падежи имен прилагательных женского рода

1

97

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода

1

98

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1

99

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных

1

100

Изложение описательного текста

1

101

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных

1

102

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

103

Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха "Заморские гости"

1

104

Именительные и винительные падежи имен прилагательных множественного числа

1

105

Родительный и  предложный падежи имен прилагательных множественного числа

1

106

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа

1

107

Закрепление по теме "Имя прилагательное"

1

108

Сочинение- отзыв по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

1

109

Обобщение по теме "Имя прилагательное". Проверка знаний

1

110

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

1

111

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

Местоимение(9ч)

112

Местоимение как часть речи

1

113

Личные местоимения

1

114

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1

115

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

1

116

Изменение личных местоимений по падежам

1

117

Изложение повествовательного текста с элементами описания

1

118

Анализ изложения. Обобщение по теме"Местоимения"

1

119

Контрольный диктант по теме "Местоимения"

1

120

Анализ контрольного диктанта по теме "Местоимения". Повторение

1

Глагол(32ч)

121

Роль глагола в языке

1

122

Изменение глаголов по временам

1

123

Неопределенная форма глагола

1

124

Неопределенная форма глагола

1

125

Изменение глаголов по временам

1

126

Изложение-повествовательного текста по цитатному плану

1

127

Анализ изложения. Спряжение глаголов

1

128

Спряжение глаголов

1

129

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

130

Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода"

1

131

I и II спряжение глаголов настоящего времени

1

132

I и II спряжение глаголов будущего времени

1

133

Наши проекты "Пословицы русского народа"

1

134

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

135

Правописани безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

136

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

138

Возвратные глаголы

1

139

Правописание  -тся и -ться в возвратных глаголах

1

140

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

1

141

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

1

142

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

143

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

144

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1

145

Изложение повествовательного текста по вопросам

1

146

Контрольный диктант по теме "Глагол"

1

147

Анализ контрольного диктанта по теме "Глагол". Повторение

1

148

Закрепление по теме "Глагол"

1

149

Обобщение по теме "Глагол"

1

150

Изложение "Заяц-спасатель"

1

151

Проверка знаний по теме "Глагол". Тест.

1

152

Анализ изложения, тестовой работы. Повторение

1

Повторение(18ч)

153

Язык. Речь. Текст.

1

154

Предложение и словосочетание

1

155

Предложение и словосочетание

1

156

Лексическое значение слова

1

157

Сочинение на тему "Мои впечатления от картины И.И.Шишкина "Рожь"

1

158

Повторение по теме "Части речи".

1

159

Состав слова.

1

160

Состав слова. Корень. Окончание.

1

161

Состав слова. Суффикс. Приставка

1

162

Состав слова. Закрепление

1

163

Части речи

1

164

Части речи

1

165

Изложение "Случай  с  Мурзиком"

1

166

Анализ изложения. Части речи

1

167

Итоговый контрольный диктант

1

168

Анализ итогового контрольного диктанта. Повторение

1

169

Звуки и буквы

1

170

Игра "По галактике Частей Речи"

1

Раздел 5

Контрольно-измерительный материал

                                 

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Контрольные

диктанты

Проверочные

работы

Изложения

Сочинения

Проекты

1.

Наша речь и наш язык

2

2.

Текст.

3

(КИМ  по русскому языку Никифорова В.В.,М.: ВАКО, 2016г-с.46

3.

Предложение и словосочетание.

6

Поурочные разработки по рус.яз. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, М.ВАКО,2014г. С.45

4.

Однородные члены предложения

5

(Сочинение по  картины И. И. Левитана «Золотая осень».)

Проект « Знаки препинания»

5.

Простые и сложные предложения

5

Поурочные разработки по рус.яз. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, М.ВАКО,2014г. С.74

.

6.

Лексическое значение слова

6

Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 40

8

Правописание частей слова.

5

Письменное изложение повествовательного деформированного текста.

9

Части речи.

7

 Контрольный диктант с грамматическим заданием КИМ  по русскому языку Никифорова В.В.,М.: ВАКО, 2016г-с.63

 

 Сочинение по картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

10

Имя существительное

41

 1.Контрольный диктант с грамматическим заданием КИМ  по русскому языку Никифорова В.В.,М.: ВАКО-с.72

 2.Поурочные разработки по рус.яз. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, М.ВАКО,2014г. С.260

1.Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Учебник: упр. 161

2. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Учебник: упр. 273

1. Сочинение по картине А.А. Пластова « Первый снег»

2.Составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть».

Проект «Говорите правильно!»

11

Имя прилагательное

31

1 Контрольный диктант.грамматическим заданием КИМ  по русскому языку Никифорова В.В.,М.: ВАКО-с.78

Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 96

Подробное изложение повествовательного текста.

Учебник: упр. 99

Изложение описательного текста

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

  1. Сочинение « Чем мне запомнилась картина « Мика Морозов»
  2. Сочинение-отзыв «Заморские гости»
  3. Сочинение-отзыв «Февральская лазурь»

12

Местоимение

9

Контрольный диктант.грамматическим заданием КИМ  по русскому языку Никифорова В.В.,М.: ВАКО-с.86

 

Подробное изложение повествовательного текста.

Учебник: упр. 138.

13

Глагол

32

 Контрольный диктант (с грамматическим заданием). КИМ  по русскому языку Никифорова В.В.,М.: ВАКО-с.-85

КИМ  по русскому языку Никифорова В.В.,М.: ВАКО, 2016г-с.54-55

1. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

Учебник: упр. 162.

2. Сжатое изложение повествовательного текста.

Учебник: упр. 253

3. Изложение « Заяц-спаситель».

1.Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Проекта «Пословицы и поговорки». Учебник: упр. 177, рубрика «Наши проекты», с. 92

14

Повторение

18

1 Контрольный диктант (с грамматическим заданием). КИМ  по русскому языку Никифорова В.В.,М.: ВАКО-с.-

Изложение « Случай с Мурзиком»

Сочинение « Мое впечатление от картины Шишкина « Рожь»

ИТОГО:

 

170

9

4

9

10

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

В связи с тем, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе, появилась необходимость в создании рабочей програм...

Рабочая программа по русскому языку для4 класса по программе " начальная школа 21в."

В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения, ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...