Правописание предлогов и приставок.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Научить распознавать предлоги и приставки.

Формировать умения правильно употреблять их в речи и писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_kl_pravopisanie_predlogov_i_pristavok.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Правописание предлогов и приставок.

Цель: Научить распознавать предлоги и приставки.

Формировать умения правильно употреблять их в речи и писать.

Продолжить работу над  развитием  речевой деятельности, познавательной активности учащихся.

Воспитывать интерес к предмету, аккуратность написания.

Технология проблемного обучения.

Оборудование: слайдовая презентация по теме урока.

Цель  урока:  создание  условий  для  обучения  наблюдениям  за  правописанием    

предлогов и приставок, для практического закрепления навыка.

Задачи урока:  

Образовательные:

- научить различать приставку и предлог на письме;

- систематизировать знания детей о составе слова;

- учить формулировать тему и проблему урока.  

Развивающие:  

- развивать умение анализировать задания;

- развивать умение применять полученные ранее знания;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

- формировать интерес к изучению русского языка;

- формировать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая;

- воспитывать стремление быть грамотным и образованным человеком.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-  в  диалоге  с  учителем  вырабатывать  критерии  оценки  и  определять  степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные универсальные учебные действия:

-  извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах  (сплошной  текст,

несплошной текст, схема);

- осуществлять анализ и синтез, сравнение, классификацию изучаемого материала;

- строить рассуждение с помощью алгоритма.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-  слушать  и  слышать  других,  пытаться  принимать  иную  точку  зрения,  быть  готовым

корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты:

- умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;

- умение  распознавать предлоги и приставки, правильно писать их;

- умение правильно употреблять предлоги  и приставки в речи;

Оборудование урока:

  компьютер, экран;

  презентация к уроку;

  карточки с текстом;

  слова для составления опорной схемы;

  значки-символы (смайлики) для оценивания своей работы.

Тип урока: урок обобщения и повторения полученных знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • проблемные вопросы,
  • работа над новыми понятиями,
  • творческие задания,
  • практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,
  • элементы игровой технологии,
  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Оборудование для учителя:

  • Доска
  • Экран
  • Презентация к уроку
  • Карточки

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

 Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста. Пусть это утро действительно будет для вас сегодня добрым. И разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга, узнавать новое.

2. Актуализация знаний.

- Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём: - Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите  тетради  дату. Почему выполнить не можете задание? Пропущены слова.  Догадайтесь, какие слова я пропустила?

- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются?  Предлоги.

Посмотрите внимательно на строку. Что написано?  (предлоги и приставки) Слайд 1

На, за, по, от, со, под, с, до, у, в, из, про, над, вы, рас.

-Так приставка или предлоги? Решение проблемы.

-Кто сможет предположить?

-Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам понять помог?

- Определите тему нашего урока. (Правописание приставок и предлогов)

 -Значит, какую учебную  задачу  предстоит  нам  решить на  этом  уроке?  (Будем учиться различать  предлоги  и  приставки).

-Для чего  нужно  уметь  различать их? (Чтобы  правильно писать  слова  с  предлогами  и  приставками,  уметь правильно  употреблять  в  речи  приставки  и предлоги, правильно написать  письмо, заявление  и  другие  документы).

-А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги,  правильно их писать и употреблять в речи. Когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

3.Оформление тетрадей.

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Двадцать пятое декабря. Классная работа. Запишите красиво строчку с предлогами и приставками. Взаимопроверка, взаимооценка.

4. Составление алгоритма отличия предлога и приставки.

Чтение стихотворения детьми:

Предлог: - О! Привет, Приставка-тёзка! 
Приставка: - И тебе привет, Предлог! 
Расскажи, зачем пожаловал 
Ты к ребятам на урок? 
Предлог: - Знаешь, очень огорчает, 
Что нас путают с тобой. 
Я-часть речи, понимаешь? 
Слово-я! Горжусь собой! 
Приставка:- Я, конечно, не часть речи, 
А всего лишь слова часть. 
Но со мной любое слово 
Можешь точно ты назвать: 

Ты приходишь, или входишь, 
Или речку переходишь. 
Я - часть слова, посмотри! 
Меня в помощники бери. 
Я дружна со словом очень, 
Вместе пишут нас всегда. 
Предлог:  А Предлог раздельно пишут, 
И это, право, не беда! 
Между словом и предлогом 
Можем ставить мы вопрос: 
На (какой?) на снежной горке 
Отморозил Коля нос! 

 

- А сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать в группах. Из слов-карточек составьте алгоритм отличия предлогов и приставок.

  ПРЕДЛОГ                                                                        ПРИСТАВКА    

часть речи                                                                            часть слова

служит для связи слов в предложении                       служит для образования

                                                                                        новых слов                                      

пишется со словами раздельно                                   пишется с корнем слитно

после предлога можно поставить слово                      

- Пользуясь алгоритмом, расскажите правило о предлоге и о приставке.  

(Дети рассказывают по составленному алгоритму правило)

Учитель:

Перед корнем есть приставка.                                 Нет ниточки связать слова?

Слитно пишется она.                                                   Предлог поможет нам        

                                                                                       Всегда!

И при помощи приставки                                          С глаголом рядом не стоит,

Образуются слова.                                                       Писать с пробелом нам

                                                                                       Велит!

5.Самостоятельная работа: Слайд 2

- Запишите слова в 2 столбика. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

  • (за)горой
  • (на)льду
  • (по)бежать
  • (под)сосной
  • (за)мерзнуть
  • (за)вывает
  • (под)снегом
  • (на)мело
  • (с)катиться
  • (во)дворе
  • (на )горе
  • (под)снежник
  • (по)крывает
  • (на)мело
  • (за)окном
  • (на)катке
  • (за)морозить
  • (с)горы

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями – проверяем!

- Перед какой частью речи не употребляется предлог? (перед глаголом)

6.Словарная работа.

- Прочитайте на доске  фразеологизм.

Оставляет жЕлать лучшего.

-Когда так говорят?( Когда что- то плохо получилось и надо сделать лучше).

-Как вы думаете, почему слово желать с выделенной орфограммой? (Это словарное слово)

-Прочитайте орфоэпически, теперь орфографически.

-Назовите орфограмму.

-Когда хотят, чтобы у человека что-то хорошо получилось или сбылось, что ему желают?

-Что ещё можно желать? Удачи - синоним успЕха)

жЕлать-успЕха всё получится и будет вЕсело

СЛАЙД 3

Прочитайте стихотворение, обратите внимание,  как много в нём слов помощников.

УспЕха всЕм жЕлаем-

Пусть вЕет тёплый вЕтер!

Пусть дружат и смЕются

ВсЕ дЕти на планЕте!

-Я тоже вам желаю успеха при выполнении самостоятельной работы.

7.Самостоятельная работа по учебнику.

- Выполняем упр. 262. Запишите предложения без скобок.

Проверка сам.работы. Самооценка. Слайд 4

- Прочитайте фразеологизмы в упр. 261. Объясните, как вы поняли их значение. Спишите. Выделите приставки, предлоги подчеркните.

Взаимооценка.

8. Игра «Найди пару».  Слайд 5.

 (с) мёл                              (по) парку

(на) шли                           (с) крыльца

(по) гулял                        (под) потолок

(в) ходить                        (в) класс

(под) прыгнул                  (по) дороге

(по)  ехал                        (на) поляне

9. Физкультминутка

С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться
С ПОД – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и опять настало время
С ПО – зарядку повторять.
С ЗА – зарядку завершать.

10. Игра на внимание.

Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

10. Тест

Выбери правильное утверждение, обведи букву:

П.   Приставки со словами пишутся  слитно

Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

Я.   Приставка служит для образования   новых слов

Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

Ь.   Предлог – часть речи

Я.   Предлог – часть слова

- Прочти слово из обведенных букв.  (Пять)

- Молодцы

На подведение итога урока (продолжение)

Предлог: - Эй! Привет, Приставка-тёзка!

Приставка: - И тебе привет, Предлог!

Понял, зачем сегодня приходил ты на урок!

Предлог: - Да, я понял, что я слово,

А ты всего лишь слова – часть.

Но нужны мы вместе в речи,

Вместе: Так как очень мы важны,

Будем мы всегда дружны!

11.  Подведение итогов.

Наш урок подошел к концу.

– Какую тему мы изучали на уроке?

- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

- Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

Закончите предложение: Слайд 6

 - «Сегодня я узнал …»

- «У меня получилось …»

- «Было трудно …»

- «Было интересно …»

- «Теперь я умею …»

– Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене, 
В очерке найти приставку мне 
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на столе лежит солнышко. Если Вам понравился урок,  и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился, и что-то осталось не понятно – изобразите на нем грусть. Солнышки повесьте на доску, что бы в классе стало светлее и теплее.

Спасибо за работу, урок окончен

13 Домашнее задание (диференцированное)

 С.134 Упр.262

«Я понял всё, но у меня остались вопросы» «красная»

«Я всё понял, могу работать, пользуясь правилами» «жёлтая»

«Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому» «зелёная»

1.Мотивация к учебной деятельности.

 - Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста. Пусть это утро действительно будет для вас сегодня добрым. И разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга, узнавать новое.

…………………………………………………………………………………..

2. Актуализация знаний.

- Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём: - Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите  тетради  дату. Почему выполнить не можете задание? Пропущены слова.  Догадайтесь, какие слова я пропустила?

- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются?  Предлоги.

Посмотрите внимательно на строку. Что написано?  (предлоги и приставки)

На, за, по, от, со, под, с, до, у, в, из, про, над, вы, рас.

Так приставка или предлоги? Решение проблемы.

-Кто сможет предположить?

-Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам понять помог?

- Определите тему нашего урока. (Правописание приставок и предлогов) Слайд 1

 -Значит, какую учебную  задачу  предстоит  нам  решить на  этом  уроке?  (Будем учиться различать  предлоги  и  приставки).

-Для чего  нужно  уметь  различать их? (Чтобы  правильно писать  слова  с  предлогами  и  приставками,  уметь правильно  употреблять  в  речи  приставки  и предлоги, правильно написать  письмо, заявление  и  другие  документы).

-А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги,  правильно их писать и употреблять в речи. Когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

……………………………………………………………………………………….

3.Оформление тетрадей.

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Двадцать декабря. Классная работа. Запишите красиво строчку с предлогами и приставками. Взаимопроверка, взаимооценка.

……………………………………………………………………………………

4. Составление алгоритма отличия предлога и приставки.

- А сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать в группах. Из слов-карточек составьте алгоритм отличия предлогов и приставок.

  ПРЕДЛОГ                                                                        ПРИСТАВКА    

часть речи                                                                            часть слова

служит для связи слов в предложении                       служит для образования

                                                                                        новых слов                                      

пишется со словами раздельно                                   пишется с корнем слитно

после предлога можно поставить слово                      

- Пользуясь алгоритмом, расскажите правило о предлоге и о приставке.  

(Дети рассказывают по составленному алгоритму правило)

Учитель:

Перед корнем есть приставка.                                 Нет ниточки связать слова?

Слитно пишется она.                                                   Предлог поможет нам        

                                                                                       Всегда!

И при помощи приставки                                          С глаголом рядом не стоит,

Образуются слова.                                                       Писать с пробелом нам

                                                                                       Велит!

………………………………………………………………………………………5.Самостоятельная работа: Слайд 2

- Запишите слова в 2 столбика. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

        (За)горой,  (на)льду,  (по)бежать,  (под)сосной,  (за)мерзнуть,  (за)вывает, (под)снегом,  (на)мело,  (с)катится,  (во)дворе.

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями – проверяем!

- Перед какой частью речи не употребляется предлог? (перед глаголом)

……………………………………………………………………………………

6.Словарная работа.

- Прочитайте на доске  фразеологизм.

Оставляет жЕлать лучшего.

-Когда так говорят?( Когда что- то плохо получилось и надо сделать лучше).

-Как вы думаете, почему слово желать с выделенной орфограммой? (Это словарное слово)

-Прочитайте орфоэпически, теперь орфографически.

-Назовите орфограмму.

-Когда хотят, чтобы у человека что-то хорошо получилось или сбылось, что ему желают?

-Что ещё можно желать? Удачи - синоним успЕха)

СЛАЙД 3

Прочитайте стихотворение, обратите внимание,  как много в нём слов помощников.

УспЕха всЕм жЕлаем-

Пусть вЕет тёплый вЕтер!

Пусть дружат и смЕются

ВсЕ дЕти на планЕте!

-Я тоже вам желаю успеха при выполнении самостоятельной работы.

………………………………………………………………………………………

7.Самостоятельная работа по учебнику.

- Прочитайте фразеологизмы в упр. 261. Объясните, как вы поняли их значение. (как с неба свалился – неожиданно; покраснеть до ушей – стало стыдно; сгорать от стыда – покраснеть; как воды в рот набрал – молчит; язык развязался -  много разговаривать; в час по чайной ложке – медленно; оставляет желать лучшего – недостаточно хорошо; зарубить на носу – запомнить)

Спишите. Выделите приставки, предлоги подчеркните. Взаимооценка.

…………………………………………………………………………………….

8. Игра «Найди пару».  Слайд 4.

 (с) мёл                             (по) парку

(на) шли                           (с) крыльца

(по) гулял                        (под) потолок

(в) ходить                        (в) класс

(под) прыгнул                 (по) дороге

(по)  ехал                         (на) поляне

…………………………………………………………………………………..

9. Физкультминутка

С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться
С ПОД – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и опять настало время
С ПО – зарядку повторять.
С ЗА – зарядку завершать.

…………………………………………………………………………………

10. Игра на внимание.

Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

………………………………………………………………………………

10. Тест

Выбери правильное утверждение, обведи букву:

П.   Приставки со словами пишутся  слитно

Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

Я.   Приставка служит для образования   новых слов

Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

Ь.   Предлог – часть речи

Я.   Предлог – часть слова

- Прочти слово из обведенных букв.  (Пять)

- Молодцы

…………………………………………………………………………….

11.  Подведение итогов.

Наш урок подошел к концу.

– Какую тему мы изучали на уроке?

- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

- Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

- Выберите карточку и покажите:

«Я понял всё, но у меня остались вопросы» «красная»

«Я всё понял, могу работать, пользуясь правилами» «жёлтая»

«Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому» «зелёная»

Закончите предложение: Слайд 5

 Д/з С.134 Упр.262

Спасибо за работу, урок окончен

……………………………………………………………………………………….

Физкультминутка для глаз «Снежинка»

Руки за спинку, головки назад

Глазки пускай в небо глядят

Головки опустим – на парту гляди

И снова наверх – где снежинка летит?

Глазами повертим, поищем её

И снова писать. Не много ещё.

……………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание предлогов и приставок" - урок русского языка во 2 классе

Данная методическая разработка урока русского языка поможет учителям начальных классов интересно представить детям тему "Правописание предлогов и приставок". Дети очень быстро научатся различать предл...

Правописание предлогов и приставок 3 класс.УМК "Начальная школа 21в"

Развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать...

Правописание предлогов и приставок

Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок" во 2 классе по РО системе Л.В.Занкова.Материалы урока направлены на развитие информационной компетентности  учащихся ,  умени...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...

Русский язык "Анализ правописания предлогов и приставок" 2 класс

Данный урок разработан на основе прекрасного поэтического произведения Георгия Тверитина "Песнь о Козы Корпеше и Баян Сулу", которое мы с большим удовольствием изучали на уроках внеклассного чтения. У...

Правописание предлогов и приставок.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе.УМК "Школа России", учебный комплект А.М.Зелениной....

"Правописание предлогов и приставок в именах существительных"

Цель: Развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.Задачи:ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;формирование навыков правильного н...