Урок русского языка в 4 классе. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шибалова Наталья Владимировна

На уроке совершенствуется умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; прививается интерес к изучаемой теме и ответственное отношение к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Цели: совершенствовать умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; прививать интерес к изучаемой теме, ответственное отношение к учению, совершенствовать умение работать в паре.

Оборудование: лестница самооценки, смайлики,  памятки «Глагол», «Разбор по членам предложения», таблички с опорными словами, таблички для обратной связи, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

1.Оргмомент.

-Прочитайте предложение: Кто хочет – может!

-Как вы его понимаете? (Было бы хотенье, будет и уменье.) Я думаю, что сегодня на уроке  вы постараетесь хорошо работать, и у вас всё получится.

-Начнём с минутки чистописания.

   2.Минутка чистописания.

   

   -Какие слова спрятались среди элементов букв? (Глагол, время, лицо, число).

   -Запишите эти слова, соблюдая соединения, наклон и высоту элементов.

   -Как вы думаете, почему мы прописываем эти слова? (Это опорные слова урока.)

   -Предположите тему нашего урока.

    Тема урока: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

    3.Орфографическая разминка. Игра «Выбывание слов».

-Прочитайте слова.

   Отгоняет, не смогли, свистит, объясняешь, бежать, намело, оторвутся, ящерица.

   -Проверьте,  как вы умеете смотреть и видеть. Какая орфограмма объединяет эту группу       слов? (Безударная гласная в корне, кроме слова  оторвутся). Докажите написание слов.

   -Проведём игру на выбывание слов.

А) Ящерица – имя существительное, а остальные слова - глаголы.

Б) Бежать – глагол неопределённой формы.

В) Не смогли – отрицательная форма -  частица не, пр. вр., мн. ч.

Г) Намело – прошедшее время, суффикс –л-, ср. р., ед. ч.

Д) Оторвутся – будущее время, возвратный глагол - частица –ся, мн. ч.

Е) Объясняешь – наст. вр., 2 лицо, единств. число.

   Отгоняет, свистит – 3 л., ед. ч., наст. время. Запишите эти слова, разберём их по составу.

-Молодцы, много существенных признаков увидели в словах.

   4.Упражнение в определении времени, лица и числа глаголов.

А) Работа с предложением.

-Прочитайте предложение.

Каждый день с  книгой частицу мудрости прибавляет.

-Как понимаете пословицу?

-Разберём орфограммы.

-Прочитайте предложение ещё раз. Запишите его по памяти.

-Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка в парах.

-Разберём предложение по членам предложения и частям речи. (1 чел.  у доски)

 Памятки.

   Б) Работа с однокоренными словами.

-Прочитайте слова:

   Молчу, молчание, молчун, молчок, молчаливый, молчаливость, замолчим,   промолчишь, неумолчно, отмолчится, умолчат, неумолчный.

   -Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные. Здесь слова разных частей речи.)

-На какие группы их можно разделить?

-Назовите имена существительные (прилагательные, глаголы.)

-Какое слово осталось? (Неумолчно.) Это наречие.

-Выпишите только глаголы. (Молчу, замолчим, промолчишь, отмолчится, умолчат.) 

-Что означает слово отмолчится? А умолчат?

-Какая орфограмма во всех словах? (Безударная гласная в корне слова).

-Подберите проверочное слово. (Молча.) А среди данных слов? (Неумолчно, неумолчный.)

-Устно дайте характеристику каждому глаголу (время, лицо, число).

-Разберём их по составу.

Физминутка для глаз «Цветик-семицветик».

В) Работа с синонимами.

-Прочитайте слова. К какой части речи относятся? Докажите.

-Подберите к данным глаголам близкие по значению и напишите их в том же лице и числе:

Шагаешь - …, сердишь - …, пылает - …, барабанят - …, смотрите - …, сохраняю - ….

   Слова для справок: гореть, идти, стучать, злить, глядеть, беречь, спешить.

Работа в парах.

   -Как называются  такие слова? (Синонимы.)

-Какое слово лишнее? (Спешить.)

-Подберите к нему синоним. (Торопиться).

-Определите лицо и число глаголов. Выделите окончания.

Проверка: средства обратной связи.

   Г) Работа с пословицами.

-Прочитайте пословицы:

Труд всегда …, а лень только ….

Мир  …,  а война ….

-Можно понять, о чём идёт речь? Почему?

-Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Какую работу выполняют глаголы? (Обозначают действия предметов.)

-Обратите внимание, в предложениях есть союз а. Что мы о нём знаем? (Перед ним всегда ставится запятая.) Союз а противопоставляет однородные члены предложения или части сложного предложения.

-Какими  эти слова должны быть по значению? (Противоположными, пропущены антонимы.)

Слова для справок: строить, давать, разрушать, брать.

   -Запишите, определите лицо и число глаголов.

   -Подчеркните антонимы. Чем они являются в предложениях?

   Д) Работа с фразеологизмами.

   -Послушайте стихотворения:

   Глеб у доски повесил нос,

   Краснеет до корней волос.

   Он в этот час, как говорится,

   готов сквозь землю провалиться.

   О чём же думал он вчера,

   Когда баклуши бил с утра?

   Если у вас язык заплетается,

   То лучше держать язык за зубами,

   Иначе потом будете корить себя:

   «Кто дёрнул меня за язык?»

-Какие устойчивые выражения встретились?

-О чём эти стихи? Что хотел сказать автор? (Стыдно не знать урок.)

-Я желаю вам, чтобы вы никогда не оказывались в такой ситуации, всегда были готовы к уроку.

-А эти стихи – это ваше домашнее задание. Ваша задача – найти значение каждого фразеологизма и письменно объяснить.

   Е) Работа в парах с фразеологизмами.

-К данным фразеологизмам подбери и запиши близкий по значению глагол в том же лице и числе.

Вставляет палки в колёса                                Обмануть

Обведёшь вокруг пальца                                  мешать

Выбьетесь из сил                                                запомнить

Пропускает мимо ушей                                     устать

Зарубит на носу                                                   не замечать

   5.Итог. 

-Какую тему мы закрепляли?

-Какой вид работы вам больше всего понравился?

-Посмотрите на лестницу самооценки. Оцените свою работу на уроке.  

-На какой ступеньке вы находитесь? Почему вы так считаете?

Отметки.

   Д/з: найти и письменно объяснить значение фразеологизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам

Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...

Дидактическое средство к уроку русского языка 3 класс "Изменение глаголов по временам"

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (4 класс)

Цель урока: формирование навыка спряжения глагола в настоящем времениЗадачи урокаДидактические:Знать понятие «спряжение», личные местоимения, времена глаголаУметь определять спряжение глаг...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.Задачи урокаДидактические:формировать умение изменять ...