Обобщение знаний по теме « Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку

Рыжакова Татьяна Валентиновна

Цели:

Закреплять умение писать безударные падежные окончания имён прилагательных , умение определять род и падеж прилагательного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_russkiy_yazyk_4_klass.docx59.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Русский язык 4 класс

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном» 

 

Учитель: Рыжакова Т.В. 

 

Тема урока 

Обобщение знаний об имени прилагательном 

Тип урока 

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения 

Урок обобщения и систематизации знаний 

 

Урок-обобщение; фронтальная,  индивидуальная деятельность;  эвристических, проблемных  вопросов, исследовательский, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, создание текста, работа в паре , работа с учебником, словарем. 

Цель урока 

Задачи урока 

Формирование учебно-познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи, к совершенствованию навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных на основе обобщения в ходе совместной деятельности 

 

Предметные: 

Ученик научится: 

- определять грамматические признаки имен прилагательных; 

- устанавливать связь в словосочетании прилагательного с существительным; 

- применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных; 

- уточнять значение слова с помощью толкового словаря 

Ученик получит возможность научиться: 

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 

- подбирать синонимы, антонимы 

Метапредметные: 

Познавательные: 

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; 

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков; 

- осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать; 

 

Регулятивные: 

- принимать и сохранять учебную задачу; 

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; 

- оценивать правильность выполнения действия; 

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; 

Коммуникативные: 

- формулировать собственное мнение и позицию; 

- учитывать разные мнения в сотрудничестве; 

- работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера; 

- работать в группе, договариваться и приходить к общему решению. 

Личностные: 

- положительная мотивация к школе, к обучению; 

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу; 

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Педагогические технологии 

Оборудование 

Технология деятельностного подхода,  

формирующего оценивания 

Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), документ-камера, презентация «Обобщение знаний об имени прилагательном», учебник для общеобразовательных учреждений Русский язык 4 класс Часть2 

В.П. Канакина, В.Г.Горецкий М: Просвещение 2018, универсальный словарь русского языка, «Карточка-помощник» для индивидуальной работы, лист самооценки.  

Организационная структура урока

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащегося 

Планируемые результаты 

1. Организационный 

Создать эмоциональный настрой на работу, проверить готовность к уроку. 

- Садитесь, проверьте готовность к уроку. 

Настраиваются на учебную деятельность, организуют рабочее место. 

 

Садятся и проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Личностные: 

формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности 

Регулятивные УУД:  

- самостоятельно организовывать свое рабочее место; 

Коммуникативные УУД:  

- слушать и понимать речь других 

2. Мотивация  учебной деятельности  

           

 СЛАЙД

  Создать положительную мотивацию к работе.

 Обеспечить мотивацию учения, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

  Работа с пословицей

«Знание и труд — брат и сестра.».  

 Работать будем все вместе.

- Хотелось бы начать урок с этих  слов:

 Как вы их понимаете?  

Настраиваются на предстоящую работу в классе, понимают необходимость включения в учебную деятельность. 

 

Объясняют смысл пословицы, отвечают на вопрос. 

 

Личностные: 

- прививать интерес к познавательной деятельности; 

-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; 

Познавательные УУД: 

- ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД: 

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; 

Регулятивные УУД: 

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; 

- настраивать себя на продуктивную работу; 

3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений 

СЛАЙД

СЛАЙД

Создать условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта.  

 

  Откройте тетради. Запишите число, классная работа.   

 

 

-Формировать у учеников умение определять в словах грамматические и орфографические признаки, исключать лишнее. Доказывать.

-Учить детей анализировать и обобщать на основе существенных признаков.

- Прочитайте слова  слайде: 

сладкий, маленькая, богатство, пушистые, блестящее

 Знакомство со словарным словом.

 Познакомить с орфограммами нового словарного слова.

 

БОГАТСТВО

- Богатство – это новое словарное слово. 

- Где найти информацию о правописании данного слова? 

- Обратимся к универсальному словарю русского языка. 

- Что еще можно узнать о слове «богатство»? 

- Каково лексическое значение слова? 

- О каком богатстве может идти речь? (материальные, природные, национальные, духовные, богатство языка) 

Работа по подбору синонимов и антонимов к слову.

Формировать умение подбирать к словам синонимы и антонимы.

- Подберите синонимы к слову «богатство» (роскошь, изобилие, достаток)

- Подберите антонимы (бедность, нищета, убогость)

-Запишите слово

Читают слова: сладкий, маленькая, богатство, пушистые, блестящее.

 

Анализируют группу слов с выделением существенного признака. 

 

 

 

 

 

Работают со словарем русского языка, отвечают на вопросы, записывают словарное слово. 

 

Личностные: 

- формировать адекватную самооценку; 

- использовать и обогащать личный опыт учеников; 

- развивать познавательную активность учащихся; 

Познавательные УУД: 

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; 

- ориентироваться в своей системе знаний; 

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать речь других; 

- строить понятные для собеседника высказывания; 

- отстаивать свою точку зрения; 

Регулятивные УУД: 

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; 

- осуществлять самоконтроль;  

- выполнять пробные учебные действия; 

4. Постановка учебной задачи, цели деятельности 

СЛАЙД 

СЛАЙД 

Создаёт условия для  формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации. 

 

 - Вновь обратимся к словам на доске. 

сладкий, маленькая, богатство, пушистые, блестящее 

- Что нужно сделать, чтобы слово «богатство» перестало быть лишним?  

- По какому признаку слова образуют единую группу? (часть речи) 

 

- Определите тему урока. (Обобщение знаний об имени прилагательном) 

 

Исходя из темы, определим цель деятельности. 

(Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном) 

- Каковы же задачи урока?

 -Что мы будем делать для достижения цели урока? (Вспомним: определение, грамматические признаки, правописание окончаний, оценим себя) 

.

Определяют тему урока, формулируют и осмысливают цель урока, определяют задачи урока, границы знания и незнания. 

 

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. 

 

Личностные: 

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; 
- использовать и обогащать личный опыт учеников; 

Познавательные УУД: 

- анализировать, сравнивать, делать выводы; 

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; 

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать речь других; 

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; 

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; 

Регулятивные УУД: 

- высказывать предположения на основе наблюдений; 

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; 

- планировать реализацию целей и задач; 

5.Обощение и систематизация знаний 

Прием «кластер»

СЛАЙД

Создать условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач. Организовать решение проблемной  ситуации.  

-Давайте вспомним все, что знаем о прилагательном и составим кластер (Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.)

Вот ключевое слово имя прилагательное

- Что знаете об имени прилагательном?

На доске образуется схема

      Имя прилагательное

Учитель проводит опрос- молнию

1.Раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное. (морфология)

2.К какой группе частей речи «самостоятельные» или «служебные» относится имя прилагательное? (самостоятельные)

3.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос какой? какая? какое? какие?, но обозначающий признак предмета. (определение)

4.Начальная форма имени прилагательного. (м.р., ед.ч.)

5.Два слова, обозначающие предмет и признак предмета, связанные по смыслу, согласуются в роде, числе, падеже. (словосочетание существительное с прилагательным)

6.Назвать имя прилагательное. (краснеть, красноватый, краснота)

7.Два или несколько слов, отвечающих  на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, обозначают один и тот же признак предмета. (однородные определения)

8.Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и … (имя существительное)

9.Прилагательные, близкие по смыслу. (синонимы)

10.Прилагательные, противоположные по смыслу. (антонимы)

11.Прилагательные имеют грамматические признаки. (род, число, падеж)

 12.   По падежу имени существительного можно определить… падеж имени прилагательного

- Изучая тему «Имя прилагательное» в 4 классе более подробно останавливались на какой теме?

( Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных )

-Что необходимо знать и уметь . чтобы правильно написать окончания им прилагательных?

( Нужно уметь определять падеж прилагательных и знать таблицу окончаний)                                          

Ед. ч.                                                            

Падеж

              Ж. р.

Им.п.

-ая, -яя

Р. Д. П.

- ой, -ей

Т. п.

 -ой, -ей, -ою, ею

В. п.

-ую, -юю

Падеж

М. р.                   Ср. р.

Им.п.

-ой,-ый, -ий      -ое, -ее

Р. п.

          -ого, -его

Д. п.

          -ому, -ему

В. п.

-ой,-ый, -ий      -ое, -ее

Т. п.

         -ым, -им

П. п

         -ом, -ем

- Нужно ли заучивать таблицу? Какое правило поможет нам грамотно писать окончания прилагательных, не используя эту таблицу?

( окончания прилагательных можно определить по вопросу: какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном)

Называют сведения о прилагательном, полученные за время обучения

Личностные: 

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; 

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения; 
- использовать и обогащать личный опыт учеников; 

- развивать познавательную активность учащихся; 

Познавательные УУД: 

- выдвигать предположения; 

- структурировать знания;  

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

- работать по алгоритму 

Коммуникативные УУД: 

- высказывать свое мнение; 

- контролировать действия партнёра; 

- строить монологическое высказывание; 

- осуществлять работу в группе; 

Регулятивные УУД: 

- планировать свою учебную деятельность;  

- определять способы выхода из затруднения; 

- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль; 

6 .Коллективная  работа

СЛАЙД

К.Д. Паустовский говорил: «….волшебство русского языка родилось от волшебства русской природы….»

-Но рассказать о природе невозможно без особых слов! Каких? ( ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

- Я вам предлагаю коллективно поработать с текстом. Вставить слово, определить падеж им прилагательного.

   

________________  природа окружает нас. В ______________  глуши можно увидеть и _______________  сосну  и  ______________ берёзу.  А как радуешься     ________________ птице, затерявшейся в _______________  лесу!

Слова для справок (СНАЧАЛА НЕ ПРЕДЛАГАТЬ): удивительный, лесной, пушистый, стройный, певчий, густой.

Фронтально дети рассказывают какое слово вставили, какое окончание написали, определив падеж)

Коллективно выполняют задание: вставляют слова в текст в нужной форме, соблюдая орфографические нормы. 

 

Личностные: 

- формировать адекватную самооценку; 

- использовать и обогащать личный опыт учеников; 

Познавательные УУД: 

- использовать схемы  для выполнения задач;  

Коммуникативные УУД: 

- строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; 

- осуществлять взаимоконтроль, 

Регулятивные УУД: 

- включать новый способ действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; 

 

7 .Самостоятельная   работа

СЛАЙД

Провести работу по самостоятельному применению знания каждого учащегося.

 Актуализировать выполнение учебного действия и фиксировать индивидуальные затруднения.

-Теперь вы поработаете самостоятельно, будете определять падеж имен прилаг

ОБЪЯСНИТЬ ( по окончании работы у вас должен получиться график)

  1. Лесн….       красавица  (       .п.)
  2. В тёпл…      шапке   (       .п.)
  3. Молод….      месяца (      .п.)
  4. Зимн….       лесом  (     .п.)
  5. Ранн…        утром   (      .п.)
  6. По глубок….       снегу (        .п.)

ГРАФИК

- Проверка

-ПО СЛАЙДУ

-У кого есть ошибки?

-Остались вопросы по теме правописание безударных окончаний имен прилагательных? ( Если да, то мы с вами на следующих уроках, консультациях будем продолжать эту работу, но для этого тоже надо знать причину: не выучил падежные вопросы, не могу найти сущ., с которым оно связано)

Самостоятельно выполняют работу на карточках

Личностные: 

- формировать адекватную самооценку; 

Познавательные УУД: 

- представлять информацию в виде схемы; 

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать других; 

- осуществлять самоконтроль, 

Регулятивные УУД: 

- выполнять задание и сравнивать результат с эталоном; 

- осуществлять самоконтроль

8.Контроль и самооценка

- Я предлагаю на полях оценить свои знания по теме «Имя прилагательное», закрасив нужный  значок

        - я знаю не всё

        

              - я знаю хорошо

 

        

                 - я знаю отлично        

- проверка

-Поднимите руки у кого треугольники? Ромбики? Круги?

Оценивают с помощью листа самооценки

Личностные: 

- формировать адекватную самооценку; 

Познавательные УУД: 

- представлять информацию в виде схемы; 

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать других; 

- осуществлять самоконтроль, 

Регулятивные УУД: 

- выполнять задание и сравнивать результат с эталоном; 

- осуществлять самоконтроль

9. Мотивация на будущее

Организует работу по определению границ «знания-незнания» по теме «Имя прилагательное» и мотивирует на дальнейшее изучение данной темы в будущем

На доске карточки со словами:

Качественные, одушевленные, неодушевленные, относительные, обозначает признак предмета, вещественные, собственные, отвечает на вопрос «какой?» «какая?» и др., притяжательные, нарицательные, имеет род, изменяется по родам, число, падеж, полная и краткая форма.

- Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное? Какие имя существительное?

( после распределения на группы часть табличек осталась)

-Почему? ( не знаем куда отнести)

- Т.е мы не знаем в какую группу отнести оставшиеся карточки, потому, что еще не все знаем про имя прилагательное. Значит, нам есть к чему стремиться

Самостоятельно определяют  границы «знания-незнания» по теме «Имя прилагательное»

Распределяют карточки по группам

10

- Возьмите листочки, прочитайте информацию и на полях отметьте после каждого предложения

     V        Уже знал

        +        Новое

-        Думал иначе

?    не понял, есть вопросы

 Ученикам предлагается карточка, с помощью которой они узнают новую информацию о прилагательном и  на полях которой они проставляют символы:  V, +, --, ?

- Теперь попробуем распределить оставшиеся таблички.

А вот теперь еще раз оцените себя, закрасив значок

                 - я знаю не всё

        

              - я знаю хорошо

         

                 - я знаю отлично        

- проверка

- Сколько треугольников? Ромбиков? Кругов?

Значит впереди у нас еще много загадок, открытий, много интересного!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»...

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс.

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс....

презентация к уроку русского языка " Обобщение знаний по теме имя прилагательное" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс

УМК «Школа России» презентация к уроку  русского языка  " Обобщение знаний по теме имя прилагательное"    Учебник В.П. Канакиной  и др. 3 класс ур...

презентация к уроку русского языка " Обобщение знаний по теме имя прилагательное" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс

УМК «Школа России» презентация к уроку  русского языка  " Обобщение знаний по теме имя прилагательное"     Учебник В.П. Канакиной  и др. 3 кла...

презентация к уроку русского языка " Обобщение знаний по теме имя прилагательное" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс

УМК «Школа России»  презентация к уроку  русского языка  " Обобщение знаний по теме имя прилагательное"    Учебник В.П. Канакиной  и др. 3 кл...

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку в 4 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи"  УМК "Школа России". Использо...