Статья "Современные образовательные технологии как основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и чтения"
статья по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

В статье описывается практическое применение современных образовательных технологий как способов реализации коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии как  основные компоненты и способы  реализации  коммуникативной компетенции обучающихся

 на уроках русского языка и чтения.

      Основными компонентами и способами реализации коммуникативной компетенции являются современные образовательные технологии.

Исследовательская деятельность.

       Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность.  Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

 - во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося);
- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения;
- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося;
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе.  Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося.

       Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией может стать урок, школьная конференция, участие в общероссийских конкурсах.

        Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.

Технология  решения изобретательских задач.

«Удивляет!»

        Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты о русском языке, о детской литературе биографии писателя, которые можно найти в энциклопедиях, справочниках, интернет ресурсах.

         На уроках русского языка можно предложить интересные факты:

1) при изучении раздела «Морфемика»:

 - В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

- Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и змееед.

- Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.

при изучении  раздела «Лексика»:

- Русские поэты и писатели придумали много новых слов: вещество (Ломоносов), промышленность (Карамзин), головотяпство (Салтыков-Щедрин), стушеваться (Достоевский), бездарь (Северянин), изнемождённый, лётчик (Хлебников).

2) при изучении  раздела «Грамматика»:

- Есть грамматическое правило, согласно которому исконно русские слова на букву «а» не начинаются. Почти все слова русского языка, начинающиеся с буквы «а», — заимствованные. Существительных русского происхождения на «а» в современной речи очень мало — это слова азбукааз и авось.

- В русском языке есть слова на ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

        На уроках чтения при изучении произведений различных жанров и творчества писателей и поэтов удивительными фактами могут быть следующие:

- Основой для «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина послужила сказка братьев Гримм «Рыбак и его жена». Пушкинская старуха оказывается у разбитого корыта после того, как захотела стать владычицей морскою, а её немецкая «коллега» на этом этапе стала Папой Римским. И только после желания стать Господом Богом осталась ни с чем.

- В басне Крылова «Стрекоза и муравей» есть строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Однако известно, что стрекоза не издаёт звуков. Дело в том, что в то время слово «стрекоза» служило обобщённым названием для нескольких видов насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик.

- Большинство сказок, известных нам под авторством Шарля Перро, братьев Гримм и других сказочников, возникли в народе в эпоху Средневековья, а их оригинальные сюжеты порой отличаются жестокостью и натуральностью бытовых сцен. Например, Волк съедает не только бабушку, но и полдеревни в придачу, а Красная Шапочка затем заманивает его в яму с кипящей смолой. В сказке о Золушке сёстрам всё-таки удаётся примерить башмачок, для чего одна из них отрубает себе палец, другая — пятку, но затем их разоблачают своим пением голуби.

- Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков

 «Лови ошибку!»

       Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

Тема урока: «С.Есенин. Стихи о березе». (2 класс)

На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о С. Есенине с фактическими ошибками.

Задание:  Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме. Часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками: Сергей Алексеевич Есенин родился в 1896 году 5 октября  в селе Николаево Саратовской губернии. Когда поэту было всего восемнадцать лет, он написал стихотворение «Рябина». Для Есенина это не просто дерево - это символ России, которую он бесконечно любил!

Замена: Александрович, 1895, 3, Константиново, Рязанской, Береза.

Метод фокальных объектов.

      Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимний вечер». Задание:  Найти изобразительно – выразительные средства языка. В центре внимания (в фокусе) – художественные средства, которые использует автор. Лучи – раскрывают содержание понятия фокус.

Тема урока: «Имя прилагательное». Задание: Составить кластер «Имя прилагательное».

Задания, в которых требуется совмещать несовместимое,  при выполнении которых у детей обнаруживается немало любопытных изобретательских идей. Например, в столбце слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства.  

1. Автобус

2. Барабан

3. Бетон

4. Веревка

5. Газета

6. Гвоздь

7. Куб

8. Колесо

9. Комбайн

10. Конверт

11. Мотор

12. Огонь

13. Остров

14. Пленка

15. Расческа

16. Стекло

17. Телевизор

18. Корабль

Ароматный

Беспрерывный

Воздушный

Жидкий

Изменчивый

Круглый

Ледяной

Липкий

Нитевидный

Парящий

Пленочный

Прессованный

Раздвижной

Резиновый

Светящийся

Сгущенный

Шарообразный

Эластичный

 

Возьмем первое слово "автобус" и будем соединять его с каждым словом второго столбца.

Ароматный автобус - в его салоне запах ландыша, хвои. Беспрерывный автобус - длинный - предлинный. Воздушный автобус - аэробус. Жидкий автобус - его салон с жидкостью, а в ней в специальной капсюле - люди, при лобовом столкновении машин пассажиры даже не ощутят удара. Изменчивый автобус - в зависимости от обстановки может менять свои размеры, цвет, мощность. Круглый автобус - автобус - колесо. Автобус шар, не нужно колес, катится сам, а попав в воду плывет, как мячик.

(Приложения 1,2)

Игровые технологии.

       Игровые технологии позволяют активизировать детей, непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь. Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить полученные знания. При изучении темы «Глагол» в 3 классе  я бросаю мяч учащимся в произвольном порядке. Называя при этом имя существительное, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав глагол, образованный  от этого существительного. Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.

       Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.

Технология проблемного обучения.

       Метод проблемного изложения материала  дает возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

       Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их.

Фрагмент урока русского языка в 3-м классе.

Тема: Склонение имён существительных.

В предложении Старая женщина волновалась о сестре и дочери. предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж (ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

(Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).

Проблемные вопросы по русскому языку:

- Являются ли родственными (однокоренными) слова:

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество?

        При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

- Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

           Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

         Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Непроизносимые согласные» создание проблемной ситуации произошло на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв, а внизу транскрипция:

рдц   стн   здн   вст

[рц]  [сн]  [зн]  [вт]

Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.

Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука?

Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.

Учитель. – А почему могут слышаться два звука?

Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.

Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?

Дети. – Эта буква звука не обозначает.

Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук?

Дети. – Согласная.

Учитель. – Это может быть буква «ь»?

Дети. – Нет, только буква, обозначающая согласный звук.

Учитель. –  Если мы что- то не видим, то как мы говорим?

Дети. - Невидимое.

Учитель. – А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? Дети. – Непроизносимый.

        Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.

Технология уровневой дифференциации.

       Элементы технологии уровневой дифференциации, включённые в урок позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем способностей. Так, например, на уроке чтения дети  получают задание: создать словесный портрет. Весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально - описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера).

Технология  групповой работы.

        Групповая работа  -  это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности.

Фрагмент урока русского языка в 3-м классе.

Тема: «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании»

        После актуализации знаний и определения темы урока предложила работу в группах.

1-я группа будет работать над безударными гласными в приставке; 2-я группа – в корне; 3-я группа – в окончании существительных.

Учитель. – Сейчас вам самим нужно сделать выбор, в какой группе работать. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова чаще всего вызывает затруднение, или в какой части слова часто бывают ошибки.

        На столах выставлены таблички с названиями групп: «Приставка», « Корень», «Окончание».

Учитель. – Определите группу, в которой будете работать.  Обсудите правила работы в группе:

1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

2. Выслушать мнение каждого.

3. Найти общее решение.

4. Выбрать выступающего.

Учитель. – Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы.

        Затем учащиеся работают с текстами, ищут в нём нужную орфограмму. Работают, применяя алгоритм проверки безударных гласных. Задают друг другу в группах вопросы. Таким образом, мотивация на основе рефлексии дала возможность заинтересовать детей и начать диалог в группах.

         

      Вышеизложенные методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;

затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза; позволяют  проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств; повышают мотивацию к учению; развивают познавательную активность; вызывают интерес к предмету; дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве; способствуют повышению качества знаний.

 Литература:

1. Андриевская В.В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной  

    учебной работы младших школьников. // Вопросы психологии.- 1985. -  № 4. – С.15-20

2. Борзова В.А. развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое

    пособие для учителей. – Самарский дом печати,1994

3. Брагуца  А.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе  

     /А.В. Брагуца //Начальная школа.- 2010.-№9.- С.75-78

5. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в

     учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и  

     после.- 2011.-№4.-С.78-87

6. Иванов, Д. Коммуникативная компетентность. Оценка ключевых компетенций в

    учебном процессе /Д. Иванов //Школьное планирование.- 2008.-№5.-С.4-75-76

7. Линецкая Л.М. Развитие речевой культуры младших подростков на уроках русского  

    языка и во внеурочной работе. – Ростов-на Дону: Феникс, 2007

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

      образования –М,1999

9. Поташник М.М. требования к современному уроку: методическое пособие - М, 2007

Интернет ресурсы:

14. www.it-n.ru сеть творческих учителей

15. www letopisi.ru

16. www.metod kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе

В работе рассказывается о проблемах, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников. А также рассмотрены сдоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках пись и чтения в ко...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедител...

«Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»

1.     Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающу...

Условия реализации регионального компонента. Материал, который можно использовать при планировании уроков русского языка , литературного чтения , окружающего мира, классных часов с учётом ФГОС.

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...

Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе

Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы орга...