Памятки (орфограммы)по русскому языку для учащихся 1-4 классов
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Пугачева Юлия Александровна

Памятки составлены для учащихся 1-4 классов по программе Школа 21 века. Здесь собраны  орфограммы, которые даны в учебнике. Их наклеиваем в отдельную тетрадь, и ребята всегда могут найти орфограмму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse.docx539.74 КБ

Предварительный просмотр:

        МБОУ ОШ с. Абабково

Памятки

по русскому языку

(Школа 21 века)

Составила: Пугачева Ю. А.

Фонетический разбор слова

1 Произнеси слово, выдели слоги, поставь ударение, запиши транскрипцию

2. Произнеси слов, запиши буквы, укажи звуки, охарактеризуй их.

3. Подчеркни, укажи количество букв и звуков.

Лимон, ли-мо'н, [л'имон]

л - [л']- согл, мягк., непар, звон.

и - [и]- глас, безуд.

м- [м]- согл, тверд., непар, звон.

о - [о]- глас, удар.

н - [н]- согл, тверд., непар, звон.

5 б, 5 зв.

Имя существительное

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предметы (люди, животные, растения, явления природы, географические названия и т.д.).

Бывает собственным (Маша) и нарицательным (девочка). Одушевленным (собака) и неодушевленным (дом).

Изменяется: по числам, падежам

Не изменяется: по родам и склонениям

Связано с прилагательным: красивая тарелка – ед.ч, ж.р, 1 скл., Им. п

                                                 красивых тарелок  – мн.ч., ж.р., 1 скл, Р.п.              .

Как определить род существительного:

  1. Замени существительное одним из слов – он, она, оно.

Стол –он, тарелка – она, ведро – оно.

  1. Подбери подходящее по смыслу прилагательное

Красивый стол (м. р.), красивая тарелка (ж. р.), красивое ведро (ср. р.)

Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных

  1. Если это существительное женского рода с шипящими ж, ш, ч, щ и стоит в единственном числе, то ь знак пишем. – ночь – сущ., ж. р.
  2. Если это существительное мужского рода с шипящими ж, ш, ч, щ и стоит в единственном числе, то ь знак не пишем. – чиж –  сущ., м.р.
  3. Если это не существительное с шипящими ж, ш, ч, щ, то спроси у взрослых как писать. – беречь - глаг.

Однородные члены

Запятая в предложениях  с однородными членами ставится, если:

  1. Нет союзов 

O, O, O, O. В лесу растут берёзы, дубы, липы, сосны

  1. Есть союзы а, но

O, а O.                       O,но O.

Федя шёл, а не бежал.                                  Волк побежал за зайцем, но не догнал.

  1. Перед вторым и последующими союзами и, или

O, и O, и O. На ёлке висели шарики, и пряники, и гирлянды.

  O, или O, или O. Мне подарят куклу, или машину, или книгу.

Запятая в предложениях  с однородными членами не ставится, если:

  1. Стоит один союз и или союз да

O и O.   В лесу растут берёзы и дубы.

O да O.   В лесу растут берёзы да дубы.

Разбор слова по составу

  1. Найди окончание (измени форму слова), выдели основу
  2. Выдели корень (подбери однокоренные слова)
  3. Выдели суффикс (докажи)
  4. Выдели приставку (докажи)
  5. Запиши разобранное слово

Письменный разбор:  1. настольный, настольная, настольную

                                      2. настольный, стол, столик

                                      3. настольный, школьный, классный

                                      4. настольный, наручный, напольный

                                      5. настольный

Разбор  предложений

По цели высказывания

По интонации

Повествовательное

Восклицательное

Распространённое

Вопросительное

Невосклицательное

Нераспространённое

Побудительное

  1. Мама купила билеты в театр. (Повест, невоскл, распр.)
  2. Любите ли вы играть? (Вопросит., воскл, распр.)

3.Иди! (Побудит, воскл, нераспр.)

Звук [ы]после звука [ц]

1.Определи, в какой части слова орфограмма.

2. Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если не исключение пиши букву и, если исключение пиши букву ы.

Цифра, цирк.  

Исключение: цыган на цыпочках сказал цыплёнку цыц.

3.Пиши букву и если слово заканчивается на –ция: акация, станция

4. Если орфограмма в окончании, пиши ы: синицы, скворцы

Разбор по членам предложения

       Члены

предло-

жения      

     

Признаки

Главные

Второстепенные

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

_ ._._._._._._._.

Что обозначают

О ком, о чём говорится в предложении

Действие предмета, его состояние, чувства

На какой предмет или явление направлено действие

Признак предмета

Как, когда, где по какой причине совершается действие

Вопросы

кто?

что?

что делает?

что делал?

что будет делать?

каков?

что сделал?

кого?чего?кому?чему?кого?что?

кем?чем?о ком?

о чём?

какой?

какое?

какая?

какие?

чей?

где?куда?

 когда?откуда?

 почему?зачем?

как?

Как  выражены

Сущ., местоим., сочетанием слов

Глаголом, прил., сущ.

Сущ.

Прил., сущ.

Сущ.,

наречием

Пример

Мы

собирали

грибы

в еловом

лесу.

Морфологический разбор имени существительного

  1. Назови часть речи
  2. Запиши слово в начальной форме (Ед.ч, им. П)
  3. Запиши постоянные признаки: (одуш, - неодуш., собст. – нариц, род, скл)
  4. Запиши непостоянные признаки: (число, падеж)
  5. Укажи член предложения

На поляну выбежал заяц.

  1. (На) поляну – сущ.
  2. Н.ф. - Поляна
  3. Нариц, неодуш, ж.р, 1 скл.
  4. Ед. ч., В. П.
  5. Обстоят: Выбежал (куда?) на поляну

Морфологический разбор имени прилагательного

  1. Назови часть речи
  2. Запиши слово в начальной форме (Ед.ч, м. р.)
  3. Запиши постоянные признаки: (качественное, относительное, притяжательное)
  4. Запиши непостоянные признаки: (число, род, падеж)
  5. Укажи член предложения

На зеленую поляну выбежал заяц.

  1. Зелёную – прил.
  2. Н.ф. - зелёный
  3. Качес.
  4.  Ед. ч., ж. р.,В. П.
  5. Опред: на поляну (какую?) зелёную

Морфологический разбор глагола

  1. Назови часть речи
  2. Запиши слово в начальной форме
  3. Запиши постоянные признаки: (вид, спряжение)
  4. Запиши непостоянные признаки: (время, лицо, число, (род-если глагол в прош.вр.)
  5. Укажи член предложения

Над цветком летает пёстрая бабочка

  1. Летает  – гл.
  2. Н.ф.- летать
  3. Несов. В, 1 спр.
  4.  Наст.в., 3 л., ед. ч.
  5. Сказуем: бабочка (что делает?) летает

C:\Users\USER\Pictures\Рисунок1ллл.png

C:\Users\USER\Pictures\Рисунок1ььььь.png

http://cdn01.ru/files/users/images/97/61/97617fe4045b5294aceb3292b5bf5f6d.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/103/122461/img10.jpg

C:\Users\USER\Pictures\=====.jpg

http://aris-stroi.ru/rrcizhpori/4762


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся 1-4 классов

"Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку" предназначена для учащихся 1-4 классов, их родителей и учителей. Она состоит из трёх разделов: "Правила правописания", "Виды разборо...

Работа над ошибками по русскому языку для учащихся 1-2 классов. Памятка.

Систематическое использование данного пособия будет способствовать развитию орфографической зоркости  у учащихся и ликвидации пунктуационных ошибок.Памятка необходима как при выполнении работы на...

Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся 1-4 классов.

"Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку" предназначена для учащихся 1-4 классов, их родителей и учителей. Она состоит из трёх разделов: "Правила правописания", "Виды разборов", "П...

Памятка «Орфограммы в русском языке начальная школа»

Памятка для учащихся начальной школы, можно разместить в уголке класса...

Памятка по русскому языку для учащихся 3-4 класса

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, учащиеся 3-4 класса могут воспользоваться данной памяткой....

АРП по русскому языку для учащихся в общеобразовательных классах, VII.2 вид (1-4 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  Вид 7.2 (1-4 класс)...